Иегуда-Леви Бен Бецалель. Пражский голем
Эмет При создании модели использовались разные варианты слов и букв, которые изображались на его лбу – секретное имя Бога или слово эмет [65] . Для уничтожения голема достаточно было удалить первую букву в этом слове, оставив мет [66] . В других случаях произносились заклинания, разрушающее существо, которое некоторые раввины называли – “аннулирование законов творения”. Иегуда-Леви Бен Бецалель Но самыми известными из всех раввинских колдунов, упоминаемых в связи с големом, был Иегуда-Леви Бен Бецалель (1525-1609), известный также как Махарал ми-Праг. Так же именуемому “Франкенштейном Праги” приписывали создание голема, который, как говорят, может все еще обитать и сегодня. В условиях растущей христианизации Европы, евреи пытались удержать свою самобытность и культуру. Все чаще сознание христиан связывает их непосредственно с магией и колдовством – потому-то многие евреи, вероятно, были богаче и успешнее своих христианских предпринимателей. Это, конечно, наводило на мысль, что против них действует зловредная магия, а рассказы многих раввинов о создании жизни (в христианской идеологии только сам Бог может это делать) только подливал масла в огонь. Евреи в те времена рассматривались как черные маги, отравители колодцев, водопроводов и собирателей демонов для уничтожения христианской религии. Эти соображения преподносились как факт рядом священнослужителей раннего христианства. Имели место погромы христианскими элементами еврейских домов и предприятий по всей Праге и за ее пределами. Местные власти одобряли всенародные выступления против евреев, и общины в Праге все более и более чувствовали на себе притеснения. Махарал, раввин Иегуда-Леви, был весьма обеспокоен ситуацией, особенно зажигательными речами определенных христианских лидеров, призывающих к насилию.
Пражский голем В 1580 году, он, как полагают, испросил у Бога некий путь, который мог бы защитить еврейское сообщество (в особенности евреев Праги) против “кровавой клеветы”, которая обрушилась на них. Бог якобы сообщил ему формулу, с помощью которой он сможет создать мощного голема для защиты евреев. Говорят, что Раввин Йегуда использовал формулу для создания сильного жестокого существа, которое он держал подальше от человеческих глаз на чердаке синагоги Альтнойшуле, главной синагоги Праги. Он быть бессмертным големом, и предположительно был передан Польше в Варшаву во время Второй мировой войны и нацистской оккупации, в связи с преследованием евреев в том городе. Там он, предположительно, напал и убил несколько нацистских солдат прежде, чем снова исчезнуть надолго. Он, по общему мнению, был возвращен в Прагу, где может все еще и находится. Зрелище огромной фигуры, тяжелой поступью шествующей туманными улицами европейского города, кого угодно напугает до смерти. Возможно стоит отметить, что могила раввина Леви на еврейском кладбище в еврейской части Старой Праги – один из наиболее часто посещаемых туристами районов города. Многие из посетителей хорошо знакомы с легендой о големе, и посещают также Альтнойшуле, чтобы убедится в ее существовании на том же месте. Хотя, может быть, это хорошая работа еврейских деятелей Праги по удовлетворению любопытства, но есть вероятность, что голема по большому счету никогда и не было. И все же, есть еще многие, кто ищет подтверждений, что он все еще существует и спрятан где-нибудь в Европе. Описания голема различны. Некоторые считают, что он был размером с обычного человека, но немым и с пустым безжизненным взором. Его руки, похоже, были длиннее и мускулистее чем у обычного человека. В других описаниях приводится, что он был намного больше любого из людей, с серой гладкой кожей, узким мягким лицом с узкими щелочками темных глаз. Он, несомненно, источал угрозу своей раскачивающейся громыхающей походкой, нисколько не похожей на походку человека. Он был монстром во многих отношениях – неодушевленное существо, не знающее, ни правды, ни лжи, которым можно управлять для добра или зла.
Было много дискуссий между раввинскими школами о подлинной мотивации поведения голема – был ли он диббук или злой дух, то ли дыхание самого Бога. Единогласия не было. Некоторые раввины утверждали, что это грех – человеку брать на себя роль Создателя – и любое такое создание должно быть злым. Некоторые даже связывали голема с Иблисом, проклятым Богом, и рассматривали его как второстепенного демона. Вообще согласие было в одном – создание могло быть остановлено или уничтожено раввином только использованием специального заклинания, которое могло передаваться только в еврейской религиозной среде. Это должно было происходить как изгнание нечистой силы, которая, по утверждению отдельных раввинов, не обязательно должна нести зло. Другие настаивали на том, что он только исполнитель. И приводили дополнительные аргументы относительно воли голема. Так как существо не обладало своей собственной волей, оно должно было отражать волю своего создателя. В то же время, большинство их, по-видимому, были детищами раввинов и священнослужителей, увлеченных мистикой и алхимией, и, предположительно, “лжераввинами” – злыми колдунами, знающими священные раввинские тексты и которые могли управлять големом для достижения своих целей. Например, голем часто использовался для прекращения вражды или запугивания зажиточных евреев. Некоторые богословы утверждали, что созданием голема, раввин навлекал на себя грех и его путь мог оказаться неправедным, однако другие утверждали, что здесь нет греха потому, что акт творения был проводился с явного одобрения Бога, иначе он был бы безуспешным. Эти дебаты бушевали в основном в европейских школах еврейской мысли, и, хотя голем был известен в демонологии/мифологии Ближнего Востока, там он, в сравнении, играл второстепенную роль в ночных страхах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|