Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Я и моя будущая семья.




Уход за грудным ребенком.

Здоровье ребенка, прежде всего, зависит от внимательного и правильного ухода за ним в семье. Наиболее трудная и ответственная задача – обеспечить правильный уход за ребенком, правильно его воспитать и предохранить от заболеваний на первом году жизни, особенно же в первые дни и недели после рождения. Чтобы обеспечить правильный уход, вскармливание и воспитание новорожденного и грудного ребенка, мать (патронатный воспитатель) должна знать, как устроен, как работает организм ребенка, как он развивается. IV.1. Особенности развития новорожденного. С момента рождения и до конца первого месяца жизни ребенок считается новорожденным и нуждается в особом внимании и уходе. После рождения в условиях жизни ребенка наступает огромная перемена. До рождения, в утробе матери, ребенок, окруженный околоплодными водами, находился в тепле при температуре 38 градусов. Околоплодные воды защищали его от толчков и других вредных влияний внешней среды. Все необходимые для развития вещества и кислород ребенок получал из крови матери через детское место и пуповину. Уже во время родов эти условия резко меняются. Все тело ребенка подвергается сильному давлению, особенно головка. При прохождении через узкие родовые пути головка часто меняет форму – суживается с боков и выпячивается вверх или назад. Иногда на головке появляется так называемая родовая опухоль. Эти явления проходят сами собой. Ни в коем случае нельзя выправлять форму головки, так как при этом легко повредить еще мягкие кости черепа и мозг ребенка. Ножки новорожденный прижимает к животу. Голени у него слегка искривлены. Нельзя вытягивать ножки и туго пеленать их, чтобы выправить кривизну. Этим ребенку приносят только вред. Ножки постепенно сами выпрямляются, если за ребенком правильно ухаживают. После рождения ребенок сразу попадает в обстановку, где температура окружающего его воздуха почти в два раза ниже той температуры, при которой он развивался в утробе матери. Организм новорожденного еще не способен удерживать постоянную нормальную температуру тела в 36,5 – 37 гр. При охлаждении температура новорожденного падает ниже нормы, что может вызвать заболевание и даже привести к смерти ребенка. В условиях высокой температуры (например, вблизи горячей печи, на ярком солнце, при чрезмерном укутывании) ребенок перегревается, у него повышается температура, он беспокоен, на теле появляется сыпь (потница), расстраивается пищеварительный тракт. Поэтому мать должна уметь ухаживать за новорожденным так, чтобы он всегда был согрет должным образом, но не перегревался. Как только после рождения прекращается поступление материнской крови, а вместе с этим и кислорода в организм ребенка, новорожденный делает первый вдох, легкие расправляются и он издает первый крик. Ребенок начинает дышать, но дыхание его поверхностно, поэтому, чтобы получить нужное количество кислорода, он дышит очень часто. Мать должна так пеленать или одевать ребенка, чтобы ничем не стеснять его дыхание. Кроме того, необходимо регулярно проветривать помещение, где находится новорожденный. Кожа новорожденного обычно ярко-розового цвета, очень нежная и тонкая. Иногда плечи и спинка новорожденного бывают покрыты пушком, который через несколько дней выпадает. В течение первой недели кожа новорожденного шелушится. Мать должна уметь ухаживать за кожей новорожденного так, чтобы не допустить ни малейшей опрелости, ссадины или царапины, через которые могут проникнуть в организм ребенка опасные для его здоровья микробы. После рождения у ребенка на животике имеется остаток пуповины. Когда этот остаток подсыхает, через 6 – 8 дней после рождения, он отпадает сам собой. До отпадения остаток пуповины это место должно быть закрыто повязкой. Повязку должна менять только акушерка. Мать может менять только наружный бинт, поддерживающий марлю, если ребенок его обмочит. Купать ребенка нельзя, пока не отпадет пуповина и не подсохнет пупочная ранка. Эти меры необходимы для того, чтобы через пупочную ранку в организм ребенка не попали микробы, которые могут вызвать у него заражение крови. Пока ребенка нельзя купать, все его тело нужно ежедневно обтирать куском ваты, пропитанной вазелиновым или прокипяченным подсолнечным маслом. Если в утробе матери ребенок получал все необходимые из крови матери через пуповину, то после рождения условия питания его резко меняются. Он должен сосать грудь матери, переваривать и усваивать грудное молоко, выводить из своего организма неусвоенные остатки пиши в виде мочи и кала. Сразу же после рождения мозг ребенка начинает воспринимать множество различных раздражителей, идущих из внешней среды. Ребенок видит, и зрачки его глаз суживается при ярком свете. Он слышит, и вздрагивает при резких звуках. Но он еще не осознает и не понимает увиденное и услышанное. Большую часть суток новорожденный спит, просыпаясь только для еды или, - если его что-нибудь беспокоит. Он производит массу движений руками и ногами. Движения эти беспорядочны, нецелесообразны, однако они необходимы для развития организма, укрепляют мышцы; движения руками помогают дыханию; движения ногами облегчают выведение газов из кишечника. Поэтому нельзя заворачивать ребенка с руками, туго пеленать ноги. Если новорожденного взять на руки, голова у него беспомощно свисает, спина сгибается, так как мышцы его еще слабы. Поэтому ребенка нельзя сажать, нужно держать его так, чтобы голова и спина всегда опирались на руку матери. Однако некоторые действия ребенок умеет производить сразу после рождения. Это так называемые врожденные умения (умение сосать, глотать, дышать, кричать, мигать). Как только ребенок почувствует сосок матери у своих губ, он захватывает его ртом и начинает сосать, а когда во рту появляется молоко, он его глотает. Если ребенок голоден или его беспокоит боль, или ему неудобно лежать, он начинает кричать. Мать должна уметь разобраться, отчего кричит ребенок. Если настал час кормления, нужно дать ему грудь (рожок) или же нужно перепеленать его в сухие пеленки, освободить руки, повернуть на бок, проветрить комнату, и ребенок успокоится У новорожденного легко создать полезные для здоровья привычки. Например, приучить есть только в определенные часы дня с шестичасовым перерывом ночью, что дает возможность и ребенку и матери крепко спать и хорошо отдохнуть за ночь. Ребенок может также привыкнуть засыпать в своей постели без укачивания и ношения на руках, спать свободно спеленатым и с не завернутыми ручками. Эти привычки, приобретенные с первых дней жизни, в дальнейшем облегчат матери воспитание грудного ребенка и уход за ним.   IV.2. Рост и развитие грудного ребенка. При рождении ребенок имеет рост 48 – 54 сантиметра и вес 2800 – 4000 граммов. На первом году жизни ребенок растет и развивается особенно быстро. Так, например, вес новорожденного ребенка к 5 – 6 месяцам удваивается, к концу первого года жизни увеличивается в 2,5 – 3 раза, а рост – в 1,5 раза. В возрасте одного года ребенок уже весит 9 – 10 килограммов и рост его равен 72 – 75 сантиметров.   IV.3. Кожа, кости и мышцы. Кожа грудного ребенка и слизистые оболочки рта, носа, глаз, половых органов очень нежны и тонки. Очень близко от поверхности слизистых и кожи разветвляется большое количество кровеносных сосудов, богато снабжающих их кровью. При плохом уходе и при опрелостях через мельчайшие ссадины и царапины на коже и слизистых оболочках микробы легко попадают в организм ребенка и могут вызвать у него гнойничковую сыпь и фурункулы на коже, а также и другие заболевания. Во рту могут развиться молочница (белые круглые пятна) и язвочки, причиняющие ребенку боль и мешающие ему сосать, могут загноиться глаза. Цвет кожи у грудного ребенка бледно-розовый. Под кожей у него постепенно развивается жировой слой, придающий округлость его формам, нежность, упругость его коже. На теле у него появляются ямочки, на руках и ногах – перетяжки. Это доказывает, что ребенок хорошо развивается и правильно питается. Плохое развитие жирового слоя показывает, что ребенок питается недостаточно и неправильно. Кости новорожденного ребенка содержат мало известковых и других солей и состоят большей частью из хрящевых тканей. Поэтому они не так плотны, как у взрослых, и при давлении могут изменять форму. Кости черепа у него еще не срослись, и на темени имеется между костями место, где мозг прикрыт только мягкими тканями. Это место называется «большим родничком». Постепенно у грудного ребенка в костях откладываются соли, весь скелет его становится крепче, плотнее. К году или к полуторагодовалому возрасту зарастает и большой родничок. С 6 – 7 месяцев начинают прорезываться зубы. Мышцы у грудного ребенка в первые месяцы жизни развиты еще очень слабо. Для нормального развития и укрепления мышц нужно, чтобы ребенок правильно питался, имел возможность свободно двигаться, много гулял. Чем больше у ребенка свободы для движения, чем быстрее крепнут его мышцы и тем быстрее он развивается. При уходе за ребенком мать должна учитывать особенности его скелета и мышц. Заворачивать ребенка надо так, чтобы не сдавливать его грудь, руки и ноги. Очень важно правильно держать ребенка на руках. Пока у него еще не окреп позвоночник и мышцы спины, его нельзя держать в сидячем положении, сажать в креслице или в подушки. Когда ребенок начинает ползать, нужно особенно следить за чистотой пола, расстилать на полу старое чистое одеяло, на котором ребенок мог бы играть. Нельзя ставить ребенка на ноги и учить его ходить, пока он сам не начнет становиться в кроватке и ходить, держась за перила.   IV.4. Органы пищеварения. В первые месяцы жизни ребенок может только сосать и глотать жидкую пищу; у него нет зубов, жевать он еще не способен. Зубы начинают появляться с 6 – 7 месяцев. К году обычно бывает 8 передних зубов-резцов; к 1,5 годам – 20 зубов. Прорезывание зубов не вызывает у ребенка каких-либо проявлений нездоровья (как думают некоторые матери). Если у ребенка повышается температура, появляется жидкий стул или др., то необходимо обратиться к врачу. В первые месяцы жизни грудное молоко является для ребенка лучшей пищей, к перевариванию которой приспособлены его пищеварительные органы. Только постепенно желудок и кишечник ребенка приобретают способность переваривать коровье молоко и другую пищу. При неподходящей пище, слишком частом или обильном кормлении, несоблюдении чистоты при кормлении у ребенка может возникнуть понос и рвота. Кроме того, при слишком частых кормлениях или перекорме у ребенка появляются боли в кишечнике. Он кричит, не может спать. Нередки случаи, когда неопытная мать, не понимая причины крика, решает, что он остался голодным, и начинает успокаивать его, снова прикладывая к груди. Этим она только ухудшает его состояние. В таких случаях можно сделать ребенку легкий массаж живота круговыми движениями по часовой стрелке вокруг пупка, или вертикально поносить ребенка на руках, прижимая его животиком к себе. Часто у грудных детей наблюдается срыгивание. Это происходит из-за особенного расположения желудка грудного ребенка. Если при этом ребенок чувствует себя хорошо, не теряет в весе, то можно не беспокоится – после 3 – 4 месяцев это явление постепенно само проходит. Если же ребенок беспокоен, не прибавляет в весе, нужно обратиться к врачу. IV.5. Органы дыхания. Нос, зев, дыхательное горло, бронхи грудных детей покрыты тонкой, нежной слизистой оболочкой. Микробы, попадающие с загрязненным воздухом на слизистые оболочки дыхательных путей ребенка, могут вызвать у него такие опасные болезни, как, например, грипп, коклюш, корь, воспаление легких. Грудная клетка маленького ребенка при вдохе расширяется незначительно: дыхание у ребенка неглубокое, как у взрослого, а поверхностное. Поэтому ребенок дышит гораздо чаше, чем взрослый. Нужно иметь в виду, что при тугом пеленании, податливая грудная клетка ребенка сдавливается и в результате нарушается правильное дыхание. Особенно вредно пеленание при заболевании дыхательных органов – бронхите, воспалении легких.   IV.6. Нервная система. Центральная нервная система ребенка влияет на его рост, развитие и работу всех органов. От нормального развития нервной системы в значительной мере зависит здоровье ребенка. Развитие нервной системы ребенка и особенно головного мозга в огромной степени зависит от того, в какой обстановке растет ребенок. Этому развитию способствуют и движения ребенка, и то, что он видит и слышит, и те впечатления, которые он получает при общении с взрослыми. Под влиянием развития головного мозга и всей нервной системы беспорядочные и бессознательные движения новорожденного постепенно заменяются у грудного ребенка осмысленными, целесообразными движениями. Так уже на втором месяце жизни ребенок начинает поднимать голову, а затем, в возрасте 2 – 3 месяцев, хорошо удерживает ее в вертикальном положении, когда его держат на руках. В 3 месяца он уже умеет поворачиваться на бок, лежать на животе, вначале опираясь на руки, согнутые в локтях, а к 4 месяцам – опираясь на ладони. С 4 – 5-месячного возраста ребенок стремиться брать в руки различные предметы; ему доставляет удовольствие схватывать их, двигать, бросать. Обычно в 5 6 месяцев ребенок делает попытки садиться, когда его берут за руки. В возрасте 7 месяцев дети сидят самостоятельно, если их посадят. Однако сами садиться они обычно начинают только к 7 – 8 месяцам. Сажать ребенка можно лишь тогда, когда он в состоянии сидеть без поддержки. В возрасте 8 месяцев ребенок уже может ползать и вставать в кроватке, держась за перила. Кости и мышцы его в это время становятся достаточно крепкими, а движения еще больше укрепляют и развивают их. Для развития движений очень важно, чтобы у ребенка была просторная кроватка с высокими бортами или специальный манеж. В те часы, когда ребенок после сна и еды играет, из кроватки вынимают все постельные принадлежности и матрац, а на фанерную доску кладут байковое одеяло и клеенку; в кровать кладут несколько игрушек. Ребенок ползает в кроватке, встает и передвигается, держась за борта, и таким образом учится ходить. В 10 месяцев он ходит, держась за руку взрослого, а в 12 месяцев большая часть детей делает первые самостоятельные шаги. Одновременно с развитием движений у ребенка растет потребность общения с окружающими его людьми. На втором месяце жизни он начинает сознательно улыбаться, затем «гулить» и с этого времени у него постепенно развивается речь. С каждым месяцем ребенок лепечет все больше и больше, учится произносить отдельные звуки, слоги, начинает понимать речь взрослых, понемногу узнает названия предметов. К году он уже вполне сознательно произносит такие слова, как «мама», «папа», «баба», «дай». Окружающие ребенка взрослые должны всеми мерами помогать развитию движений и речи ребенка, развитию его сознания. Если ребенок большую часть дня проводит неподвижно в постели, если у него нет игрушек, если с ним мало гуляют на свежем воздухе, если взрослые редко разговаривают с ним, он почти всегда значительно отстает в своем развитии. Он будет медленнее прибавлять в росте и весе, поздно начнет сидеть, ходить, говорить, чаще и тяжелее будет болеть, чем дети, которых воспитывают правильно. Вот почему уже с первых месяцев жизни надо заботиться не только о правильном кормлении ребенка и уходе за ним, но и о его воспитании. Правильно воспитывая ребенка, мы тем самым способствуем нормальному развитию его нервной системы. Итак, для того чтобы нервная система ребенка развивалась нормально, надо предоставлять ему возможность больше двигаться, давать ему соответствующие его возрасту игрушки, подвешивать их над кроваткой так, чтобы он мог их ловить, хватать руками и притягивать к себе. Нужно развлекать его, чаще гулять и разговаривать с ним. Однако, при этом надо помнить, что излишнее количество движений, большое разнообразие впечатлений, могут быть утомительны, вредны для еще не окрепшей нервной системы ребенка. Поэтому нельзя чересчур много и слишком шумно играть с ним, подолгу разговаривать, продолжительное время держать в обществе взрослых. Нужно, чтобы ребенок спал в определенные часы и достаточно долго, потому что сон – это лучший отдых для всего организма и особенно для нервной системы ребенка. Играть с ребенком надо после того, как он поспал и поел. При правильном уходе, питании и воспитании грудной ребенок спокойно спит, с аппетитом ест в положенные часы, хорошо прибавляет в росте и весе, мало болеет и нормально развивается. IV.7. Чистота – важнейшее условие правильного ухода за ребенком. При уходе за ребенком, прежде всего, необходимо соблюдать чистоту. Чистым должен быть ребенок, его белье, постель, посуда, игрушки. Нужно тщательно убирать помещение, в котором находится ребенок. Это необходимо потому, что вокруг нас – в воздухе, которым мы дышим, на пылинках, поднимающихся с земли, в не кипяченой воде, на всех предметах, которыми мы пользуемся, находится огромное количество микробов. Многие виды микробов, попадая в организм человека, вызывают у него различные, часто очень тяжелые заразные болезни. Маленькие же дети особенно восприимчивы к таким заболеваниям. В организм маленького ребенка они могут попасть через мельчайшие ссадины на его нежной тонкой коже, через рот, с пищей, с пустышки, плохо вымытой посуды, с игрушек, которые ребенок тащит в рот, с белья. При дыхании и, особенно при кашле и чихании, взрослые и старшие дети, окружающие ребенка, вместе с мельчайшими капельками слизи и слюны выделяют большое количество микробов, которые у ребенка при вдыхании могут вызвать разные заболевания. То же случается, когда окружающие и даже мать целуют ребенка в лицо, в губы. Поэтому, нужно не допускать пыли, не разрешать посторонним близко наклоняться над ребенком, дышать на него, целовать его. Причиной заражения часто могут быть грязные руки. Надо всегда помнить об этом и не допускать, чтобы кто-либо из членов семьи брал ребенка на руки, забавлялся с ним, кормил его, не вымыв рук, подходил к нему в пыльной, загрязненной одежде. Мать чаще всех и ближе всех соприкасается с ребенком. Поэтому она должна особенно тщательно следить за чистотой своего тела и одежды. Прежде чем подойти к ребенку или взять его, мать должна тщательно вымыть руки с мылом. Ногти на руках нужно коротко остричь. Регулярно принимать душ и менять белье. На соски следует класть чистые прокипяченные тряпочки величиной с носовой платок и ежедневно их менять. Кроме того, перед каждым кормлением нужно обязательно обмывать сосок теплой кипяченой водой, чтобы предохранить от заболевания молочную железу, а так же не допустить попадания микробов в рот ребенка при кормлении. Большую роль в распространении микробов играют мухи. Ребенок, беря в рот грязный предмет, может заболеть различными кишечными заболеваниями. Поэтому необходимо всячески бороться с мухами, не давать им залетать в жилище, делать сетки на окна или завешивать их марлей.   IV.8. Как убирать комнату, в которой живет ребенок. Мы уже знаем, как важно содержать в чистоте жилище и почему необходимо предохранять от пыли, дыма, вредных испарений воздух, которым дышит ребенок. Комнату, в которой будет жить мать с новорожденным, необходимо привести в порядок заранее. Лишние предметы должны быть вынесены из комнаты. Необходимо приготовить уголок ребенка – его кроватку, постель, шкафчик или полку для детского белья и предметов ухода. Для уголка ребенка, где помещают его кровать, стол, на котором его пеленают, шкаф или полку, где хранится его белье, предметы ухода, игрушки, отводят самую светлую часть комнаты. В комнате необходимо каждый день проводить влажную уборку, а мебель протирать влажной тряпкой. Окна в летнее время должны быть затянуты специальной сеткой от насекомых. В комнате по возможности не должно быть лишней мебели, чем меньше загромождена комната, тем больше в ней воздуха и меньше пыли. Чтобы в комнату попадало больше солнечного света, не следует занавешивать окна плотными занавесками. Очень важно регулярно проветривать комнату. В холодное время форточку надо открывать каждые 3-4 часа на 10-15 минут. IV.9. Предметы ухода за ребенком. Для ухода за ребенком необходимо всегда иметь следующие предметы: вату, стерильный бинт, раствор марганцовки, детскую присыпку или специальное масло для смазывания складок кожи (можно прокипяченное растительное масло в чистой прокипяченной бутылочке), стакан, чайную ложку, детское мыло, чистый гребешок, ножницы, водяной градусник, градусник для измерения температуры тела, резиновую грушу, резиновую грелку. Предметы ухода должны быть накрыты чистой пеленкой и храниться на особой полке в шкафу или в специально отведенном месте. Чтобы было удобнее пользоваться ватой, часть ее нужно разделить тщательно вымытыми руками на маленькие комочки величиной с грецкий орех, сложить их в чистую прокипяченную и высушенную стеклянную банку и накрыть ее чистым блюдцем.   IV.10. Умывание ребенка. Утром перед кормлением, нужно с помощью кусочка ваты умыть лицо ребенка кипяченой водой комнатной температуры и осторожно осушить чистой салфеткой или носовым платком. Умывать лицо ребенка можно и чистой рукой. Если у ребенка гноятся глаза, то их следует по отдельности промывать раствором борной кислоты (1/2 чайной ложки на стакан теплой кипяченой воды) или марганцовокислого калия (1-2 капли крепкого раствора марганцовокислого калия развести в кипяченой воде до бледно-розового цвета). Промывание нужно делать кусочками чистой ваты в направлении от наружного угла глаза к носу. Для каждого глаза берут отдельный кусочек ваты. Сначала промывают здоровый глаз, затем больной. Осушают глаза сухими, отдельными для каждого глаза кусочками ваты. Если в носу у ребенка скапливается слизь и образуются корочки, ему становится трудно дышать. Он сопит, и не может сосать, беспокоен, не спит. Чтобы прочистить ребенку нос, нужно предварительно капнуть по одной капле в каждую ноздрю прокипяченного растительного масла; через несколько минут корочки размягчаются и легко удаляются ватным жгутиком, смоченном в растительном масле. Нужно очень осторожно обмывать ушные раковины ребенка, чтобы не залить воду в слуховой проход. Если в слуховом проходе у ребенка скапливается много серы, нужно осторожно ватным жгутиком вычистить ее. Но глубоко засовывать жгутик не следует, чтобы не повредить нежные оболочки слухового прохода. Не следует протирать ребенку рот, так как при этом можно повредить нежную слизистую оболочку рта и занести микробов. Кроме умывания лица и рук, нужно ежедневно утром подмывать ребенка, т.е. обмывать теплой водой складки кожи в паху, половые органы и ягодицы. Лучше делать это под струей воды. Подмывать ребенка нужно чисто вымытой рукой, воду лить спереди назад, чтобы не загрязнить половые органы ребенка частицами испражнений. Затем нужно осторожно вытереть ему тело мягким полотенцем или простынкой, осмотреть и смазать вазелином или прокипяченным растительным маслом (или припудрить тальком) все складки на теле – на шее, за ушами, подмышками, в паху, между ягодицами. Подмывать ребенка нужно в течение дня, каждый раз как он обмарается. Раз в неделю нужно обрезать ребенку ногти, чтобы он не оцарапался. Желательно приобрести для этого специальные маленькие ножницы. Перед употреблением нужно вымыть их горячей водой с мылом и вытереть чистым полотенцем. Иногда на голове у ребенка скапливается перхоть, и образуются корочки. Они беспокоят ребенка, у него появляется зуд, может развиться экзема. Корочки и перхоть нужно удалять. Для этого за 2-3 часа до купания голову ребенка густо смазывают вазелиновым или подсолнечным маслом. После купания осторожно счесывают перхоть и корочки частым гребешком. Гребешок у ребенка должен быть отдельный. Перед употреблением его нужно вымыть горячей водой с мылом, вытереть насухо чистым полотенцем и начесать на гребень немного ваты. После употребления эту вату снимают; вместе с ней снимают и счесанные корочки.   IV.11. Купание. Первый раз новорожденного купают через сутки после заживления пупочной ранки с разрешения врача или акушерки. До 6 месяцев нужно купать ребенка ежедневно, а после 6 месяцев можно купать через день. В комнате, где купают ребенка, должно быть достаточно тепло, но не слишком жарко (20 – 22 гр.). Для купания ребенка нужно иметь ванночку или корыто. Этой ванночкой нельзя пользоваться для стирки белья или для купания старших детей. Перед купанием ванночку надо вымыть горячей водой с мылом с помощью щетки или мочалки, а затем обдать кипятком. Для измерения температуры воды нужно купить в аптеке водяной градусник. Вода для купания новорожденного обязательно должна быть хорошего качества и иметь температуру 37 гр. С 2-месячного возраста ребенка моют водой температуры 36гр. Иногда, если у ребенка на теле появляется сыпь или нет возможности прокипятить воду для купания, врач рекомендует сделать ребенку марганцовую ванночку. Для этого сначала готовят в бутылочке или в стакане крепкий раствор марганцовокислого калия и затем добавляют его в воду, приготовленную для купания, до получения розовой окраски. Нужно следить, чтобы в воду не попали нерастворенные кристаллы. Воды в ванну наливают столько, чтобы она покрывала все тело ребенка. Кроме того, заранее приготовляют кувшин воды той же температуры для обливания. Перед купанием ребенка нужно приготовить байковое одеяло, клеенку, пеленки, распашонку и затем большую пеленку или простынку для обсушивания его тела после купания. Для очень маленьких детей – в возрасте до 4 – 6 недель – все эти предметы нужно согревать грелкой или возле теплой батареи. Может понадобиться также и прокипяченное подсолнечное масло, чтобы смазать складки тела. Поэтому и оно должно быть приготовлено заранее. Приготовив все для купания, мать тщательно моет руки с мылом, а затем, раздев ребенка, осторожно опускает его в воду, поддерживая левой рукой под затылок и под спинку. Один-два раза в неделю нужно мыть ребенка с мылом (лучше всего детским). Сначала ребенку обмывают грудь, живот, руки, ноги, потом голову, отклонив ее немного назад, чтобы вода и мыло не стекали на лицо. После этого его перекладывают на живот и моют спину, ягодицы и в паху. До 6 месяцев ребенка моют рукой. После 6 месяцев можно мыть чистой, прокипяченной мягкой тряпочкой. Вынув ребенка из ванны, его обливают из кувшина приготовленной водой, и быстро набрасывают на него согретую большую пеленку для осушения тела и одеяло, чтобы не охладить его. Лицо ребенка во время купания не моют, а умывают его отдельно чистой водой. Обсушив ребенка, его кладут на приготовленные чистые пеленки. Осмотрев складки кожи и смазав их, ребенка одевают. Нужно обязательно протереть его уши, чтобы в них не осталась вода. Ребенка, умеющего сидеть, можно купать сидя и давать ему в ванну резиновые или пластмассовые игрушки, которыми он охотно играет.   IV.12. Одевание ребенка. В первые два месяца жизни одежда ребенка состоит из распашонок, кофточек и пеленок. Необходимо также иметь три куска подкладной клеенки. Одним куском покрывают матрац; два куска поменьше – 30 Х 30 сантиметров – попеременно подкладывают при пеленании между пеленкой и байковым одеялом (или байковой пеленкой). Но можно обойтись без клеенок, если вы пользуетесь подгузниками или памперсами. Кроме тонких пеленок, необходимо иметь несколько теплых байковых. Размер пеленок 80-90 сантиметров. Нужны также подгузники (или памперсы). Их можно делать меньшего размера, чем пеленки, и шить из старого, хорошо выстиранного и прокипяченного белья или из марли, сложенной вдвое. Подгузники впитывают мочу и сохраняют пеленку от загрязнения испражнениями, предохраняют ребенка от опрелостей, от охлаждения. При этом они обходятся гораздо дешевле, чем пеленки, и их легче стирать. Размеры памперсов подбираются в зависимости от веса и возраста ребенка. Если вы решили пользоваться пеленками, сколько же их нужно ребенку? Для того чтобы завернуть его, нужно 2 тонкие пеленки, а в холодное время года еще и теплая байковая пеленка. Менять тонкие пеленки приходится в первый месяц очень часто. Поэтому, если даже стирать их 2 раза в день, нужно иметь не менее 10 пеленок и столько же подгузников. Теплых пеленок нужно 3-4. Распашонок и кофточек достаточно иметь 3-4 из тонкой материи и столько же из байки или трикотажа. Много не следует запасать, потому что ребенок в этом возрасте растет быстро, и таким образом, в скором времени эта одежда становится для него мала. Распашонки шьют без завязок и застежек, с плоскими швами, чтобы они не давили и не натирали нежную кожу ребенка. Новорожденного ребенка, в первые 10 дней жизни, раньше заворачивали с руками и покрывали ему голову. Сначала на него надевали распашонку. Затем сложенной углом пеленкой покрывали голову. Одним из свободных концов пеленки закрывали руку ребенка и подводили конец под противоположный бок, вторым углом также закрывали вторую; затем завертывали ребенка во вторую пеленку под шею, клали под поясницу клеенку и завертывали в одеяло. Завертывали ребенка свободно, так, чтобы он мог двигать в пеленках руками и ногами. Сейчас принято не пеленать ребенка. После 10 дней ребенка одевают иначе: сначала ребенку надевают распашонку, имеющую разрез сзади, а затем кофточку, застегивающуюся спереди; и ту, и другую тщательно расправляют на спине, чтобы не было складок. Все необходимое для завертывания раскладывают заранее. Сначала кладут байковое одеяло или теплую пеленку, на нее – клеенку, затем тонкую пеленку, а на нее подгузник или вторую пеленку, сложенную углом. Верхний край пеленки должен доходить ребенку до подмышек, а подгузник – до пояса. Нижний конец подгузника загибают и подкладывают между ногами, через оба паха, боковые концы укрепляют вокруг поясницы. Затем ребенка завертывают в большую тонкую пеленку, а после этого в теплую пеленку или в байковое одеяло. Руки ребенка нужно оставлять свободными. Чтобы руки не зябли, кофточку нужно шить с длинными рукавами, которые покрывали бы пальцы. Укладывая ребенка спать, следует накрыть его сверху одеялом. В комнате голова ребенка должна быть открытой, так как под косынкой или чепчиком она потеет, на ней появляется сыпь. Излишнее укутывание вредно еще и потому, что оно делает ребенка слишком чувствительным к малейшему охлаждению, а тем самым понижает сопротивляемость его организма к простудным заболеваниям. С двухмесячного возраста ребенку нужно приобрести несколько пар колготок или ползунков. Такие штаны заменяют пеленку. Они дают возможность ребенку свободно двигать ногами и не охлаждаться. Если в комнате холодно, можно надеть ему на ноги еще и теплые вязаные башмаки. В 8-9 месяцев, когда ребенок начинает становиться на ноги и ходить по кроватке и по полу, штаны-чулки ему уже неудобны. Тогда ему нужны штаны, доходящие по длине только до ступни. Их можно переделать из колготок. На ноги ребенка этого возраста надевают колготки и мягкие башмаки.   IV.13. Постель ребенка. Со дня рождения ребенок должен иметь свою отдельную постель и ни в коем случае не спать вместе со старшими детьми. В первые два месяца ребенок может спать в плетеной корзинке. Потом нужно приобрести для него кроватку с высокими решетками. В кроватку кладется жесткий матрац или тюфячок. Спать на пуховой перине ребенку вредно, так как он при этом очень сильно потеет. Под голову кладется плоская подушечка или в несколько раз сложенная пеленка. Поверх матраца кладут клеенку с пришитыми к ней тесемками и, хорошенько натянув, чтобы на ней не было складок, завязывают тесемки под матрацем. Поверх клеенки кладут простынку. Кроватку и постельные принадлежности ребенка нужно всегда содержать в чистоте: матрац, одеяло, подушку ежедневно вытряхивать и выбивать во дворе, а раз в неделю проветривать в течение нескольких часов на воздухе. Очень вредно завешивать кроватку пологом: в комнате под пологом ребенку трудно дышать. Только летом, когда ребенок спит на открытом воздухе, можно устраивать над его кроваткой полог из марли, чтобы его не кусали насекомые. IV.14. Стирка детского белья. Пеленки и всю одежду ребенка нужно содержать в чистоте. Нельзя подсушивать мокрые пеленки, не простирав их. Пеленку, которую ребенок обмочил в первый раз, можно прополоскать без мыла в горячей воде и просушить. Если же пеленка обмочена уже второй раз, ее нужно простирать с мылом. Грязные пеленки издают запах мочи, желтеют и вызывают у ребенка раздражение кожи. Грязное белье нужно сразу замачивать в тазу, а пеленки, запачканные испражнениями, немедленно отстирывать или замачивать отдельно. Накопившееся за день грязное белье ребенка нужно, не откладывая, простирать и прокипятить или ошпарить крутым кипятком. Непрокипяченое белье до употребления нужно проглаживать горячим утюгом, чтобы уничтожить микробов, которые могут на нем находиться. IV.15. Сон. Сон так же необходим ребенку, как и правильное питание, как свежий воздух. Ребенку недостаточно спать только ночью, он обязательно должен спать и днем. Чем меньше ребенок, тем больше он спит. Новорожденный спит почти круглые сутки – около 20 часов. В дальнейшем ребенок начинает меньше спать и больше бодрствовать. В 2-3 месяца ребенок спит перед каждым кормлением по 2-1,5 часа, с 3 до 10 месяцев – 3 раза в день и с 10 месяцев до 1,5 лет – 2 раза в день. С 2 месяцев нужно приучать ребенка засыпать всегда в определенное время. Если ребенок правильно питается, регулярно гуляет, содержится в чистоте, во время бодрствования занят игрушками, если у него удобная постель, он всегда быстро засыпает и спокойно спит. Днем летом и зимой ребенка нужно укладывать спать на улице. На свежем воздухе он всегда спит крепким сном. Не следует приучать ребенка засыпать только в полной тишине и темноте. Однако нужно помнить, что если в комнате, где спит ребенок, слишком шумят и горит яркий свет, сон ребенка не будет спокойным, и нервная система его не отдохнет. В первые недели жизни ребенка очень легко приучить к тому, чтобы он спокойно спал всю ночь. Для этого надо кормить его всегда в определенное время и укладывать спать в удобную постель, в хорошо проветренной комнате. Хотя, существует и другое мнение – это свободный режим сна и питания ребенка. Но из опыта могу сказать, что такие плохо организованные дети больше капризничают и мать не успевает заниматься домашними делами и отдохнуть. Если ребенок спит беспокойно, нужно найти причину беспокойства и устранить ее. Иногда ребенка слишком много развлекают перед сном пришедшие с работы взрослые, в комнате шумно, душно, накурено. Нужно устранить эти недостатки, создать перед сном спокойную обстановку, открыть форточку. Часто хорошее действие оказывает купание. После ванны ребенок обычно спит 5-6 часов подряд, не просыпаясь.   IV.16. Прогулка. Мы уже знаем, как необходим грудному ребенку свежий воздух и солнечный свет. Недостаточно ограничиваться проветриванием помещения, в котором находится ребенок. Грудной ребенок должен ежедневно гулять на свежем воздухе на руках матери, в санках или в коляске. Пока ребенок еще не может ходить, лучше всего укладывать его днем спать на свежем воздухе. Свежий воздух и солнечный свет укрепляют детский организм и предохраняют его от заболеваний, особенно от рахита. Ребенок, привыкший ежедневно гулять зимой и летом, простуживается гораздо реже. Ежедневные прогулки улучшают аппетит и укрепляют нервную систему ребенка; он меньше капризничает, лучше спит. Зимой, если нет сильного холодного ветра, можно гулять с ребенком и при морозе 10-15 градусов. Кроме того, можно укладывать ребенка днем спать на свежем воздухе; одевать детей надо в соответствии со временем года. Зимой ребенок может спать в комнате при открытой форточке, и это будет для него очень полезно. При этом надо одеть его, как на прогулку. За 15 – 20 минут до пробуждения ребенка форточку нужно закрыть. Когда комната согреется, с ребенка нужно снять теплое одеяло, теплую шапочку, иначе он перегреется, вспотеет и может простудиться. Прогулки можно начинать с двухнедельного возраста. Вначале ребенка выносят на 15 – 20 минут, а за
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...