Экономические результаты деятельности предприятия
Экономические результаты характеризуют такие показатели, как затраты и прибыль, а также их соотношение (уровень рентабельности) Проанализируем состав и структуру затрат по их элементам и видам продукции, себестоимость единицы основных видов продукции, денежную выручку, прибыль и рентабельность производства в РУП «Учхоз БГСХА».
Таблица 2.13 – Состав и структура затрат на производство 1ц продукции растениеводства в 2012 году
Проанализировав данные таблицы 2.13, мы видим, что наибольший удельный вес в структуре затрат по растениеводству приходится на удобрения и средства защиты (13100 тыс.руб, или 45,8%), так как они необходимы для увеличения продуктивности сельскохозяйственных культур. На оплату труда работникам выделяется только 4,6% (1321 тыс.руб), это связано как с изменением цен, так и с политикой хозяйства. Также можно заметить, что на зерно выделяется наибольшее количество средств – 62,3%, а наименьшее количество затрат принадлежит сахарной свекле. Поэтому, можно констатировать, что из продукции растениеводства зерно – это наиболее выгодное вложение финансов в хозяйстве, т.к. спрос на зерно всегда хороший и хозяйство реализует его в достаточном количестве, получая при этом хорошую выручку. Более подробно об этом рассмотрено таблице 2.15.
Аналогичным образом рассмотрим структуру затрат на производство продукции животноводства.
Таблица 2.14 – Состав и структура затрат на производство 1ц продукции животноводства в 2012 году
Из таблицы 2.14 видно, что наибольший удельный вес в структуре затрат принадлежит кормам от 45% до 67%, так как от кормов непосредственно зависит качество молока и мяса. От 7% до 15% затрачивается на оплату труда. Для основного стада КРС молочного направления и для свиноводства в меньшей степени расходуются нефтепродукты. Для стада КРС, которые находятся на выращивании и откорме, наименьшие затраты принадлежат затратам по содержанию основных средств. Для анализа рентабельности рассмотрим таблицу 2.15.
Таблица 2.15 – Рентабельность основных видов продукции
Продолжение таблицы 2.15
При анализе данной таблицы видно, что сбыт товарной продукции, приносит прибыль и уровень рентабельности положительный. В 2010 году прибыль составила 2501 млн руб., а в 2012 году уже 14305 млн.руб. Таким образом, прибыль, за исследуемые 3 года, увеличилась на 11804 млн.руб. Наибольшая прибыль в хозяйстве принадлежит молоку, которая существенно увеличилась за 3 года (на 4267 млн.руб. или 23,5%). Также увеличение прибыли мы наблюдаем по зерновым, с 284 млн.руб. по 2978 млн.руб., что составляет 69,1%. Таким образом, проанализировав экономическую характеристику РУП «Учхоз БГСХА» можно сделать следующие выводы: - самую большую долю из всей площади хозяйства занимают зерновые и зернобобовые. А вот по урожайности самыми высокоурожайными оказались кормовые корнеплоды, а также кукуруза на силос, а урожайность зерновых и зернобобовых снизилась, и главной причиной этому послужили погодные условия; - в животноводстве основная доля поголовья приходится на КРС; - в валовом объеме производства наблюдается увеличение. Это связано с хорошим обеспечением животных кормовой базой, ликвидируется дефицит концентрированных кормов, что способствует повышению продуктивности; - в растениеводстве это эффективное применение органических и минеральных удобрений, а также внедрение новых технологий обработки земли, что способствует эффективному ведению сельскохозяйственного производства; - сбыт товарной продукции, приносит прибыль и уровень рентабельности положительный.
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА ДЛЯ РУП «УЧХОЗ БГСХА» Оценка товарной политики Ассортиментная политика является частью товарной политики.
На основании данных годовых отчетов за 2010-2012 гг. проведем анализ основных ассортиментных групп продукции растениеводства и животноводства по количеству выпускаемой продукции на 100 га пахотных земель в растениеводстве, и на 100 га сельскохозяйственных земель в животноводстве (таблица 3.1, 3.2).
Таблица 3.1 – Анализ товарной политики в растениеводстве
Данные таблицы 3.1 свидетельствуют о неплохой тенденции ежегодного роста объемов производства. Так наибольший рост объемов производства в расчете на 100 га пашни наблюдается по тритикале (на 5,7 тонн или 74,2% на 100 га). Однако, в сравнении с 2010 годом, пшеница по прежнему занимает лидирующее положение (37,1 тонна на 100 га пахотных земель), а вот показатели по овсу остались прежними (2,5 тонн на 100 га пахотных земель). Увеличение объемов производства происходит за счет увеличения площади пахотных земель на 237 га (на 3,3%) в сравнении с 2010 годом (таблица2.1). По данным рисунка 3.1 мы видим, что за последние три года объем производства увеличился не по всем товарным группам. Так увеличение производства наблюдается по следующим видам продукции: пшеница – на 144 тонны (5,6%), тритикале – на 440 тонны (80,0%), и овес – на 1 тонну (0,6%). Однако, при эффективном применении органических и минеральных удобрений, а также внедрении новых технологий обработки земли можно добиться положительных результатов по продукции, в которой наблюдается спад производства.
Рисунок 3.1 – Товарная политика растениеводства в динамике
Исходя из рисунка 3.1 можно увидеть, что наибольший удельный вес в продукции растениеводства приходится на пшеницу (в 2012 г. 33,6%). Также по данной зерновой культуре можно наблюдать нестабильность объемов производства, что связано с погодными условиями. Самые маленькие объемы производства продукции растениеводства приходятся на овес.
Таблица 3.2 – Анализ товарной политики в животноводстве
По данным таблицы 3.2 видно, что наибольший объем производства в расчете на 100 га сельскохозяйственных земель наблюдается по молоку – 113,13 тонн, или 79,62% в структуре денежной выручки. Из продукции, проданной на мясо, наивысший объем производства наблюдается по продукции КРС (13,27 тонн, или 9,34% в структуре денежной выручки). Однако, следует отметить, что наибольшее увеличение объемов производства принадлежит продукции свиноводства – на 26,1% (на 0,25 тонн в расчете на 100 га сельхозугодий). По продукции животноводства наблюдается положительная тенденция. Итак, продаваемая на мясо продукция возросла на 14,1% или на 187 тонн. Причем, увеличение произошло как с мясом от КРС (на 162 тонны или на 13,2%), так и с мясом от свиней (на 26 тонн или 26,3%). Также можно заметить увеличение производства молока на 448 тонн. Увеличение объемов производства молока связано с хорошим обеспечением животных кормовой базой и ликвидацией концентрированных кормов. Наглядно за увеличением объемов производства продукции животноводства можно проследить на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 - Товарная политика животноводства в динамике Рисунок 3.2 говорит о том, что из всей продукции животноводства наибольшее количество приходится на молоко, а наименьшее – на мясо от лошадей. В общем по ассортименту товарной продукции мы наблюдаем положительную тенденцию развития предприятия. Сегодня очень большой популярностью пользуется АВС-анализ, т.к. он является простым и в то же время мощным инструментом анализа, позволяющим выявить объекты, требующие первостепенного внимания. Используя метод АВС-анализа, классифицируем продукцию РУП «Учхоз БГСХА» по степени их важности (таблица 3.3). Цель нашего анализа – определение наиболее выгодной для предприятия продукции, и определение продукции, от которой предприятие может отказаться, объект – ассортиментные позиции, фактор – доход от позиции.
Таблица 3.3 – Классификация продукции предприятия методом АВС-анализа
По результатам нашего анализа можно сделать следующие выводы. Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции на данном предприятии (класс А) приходится на продукцию животноводства, а именно на молоко цельное (48,3%) и КРС на мясо (27,0%). На производство данной продукции предприятию следует обратить особое внимание, и увеличивать объемы производства. Данная продукция является наиболее ценной для предприятия. Промежуточной категорией на предприятии является продукция растениеводства, относящаяся к классу В, и имеющая следующую долю в структуре товарной продукции: пшеница – 6,5%, рапс – 6,2%, ячмень – 5,6%, тритикале – 2,7%. Производство данной продукции не приносит предприятию большой прибыли, поэтому на ее производство следует уделить внимание, и, следовательно, либо отказаться от ее производства, либо увеличить объем производства и перевести в класс А. К классу С относится продукция, от реализации которой предприятие может отказаться, это продажа свиней и лошадей на мясо, ржи, овса. Экономический смысл исследований в рамках проведенного АВС-анализа сводится к тому, что максимальный эффект достигается при реализации продукции, относящейся к группе А, т.е. молока и КРС на мясо.
Оценка ценовой политики
Цена – это денежное выражение стоимости товара – продукции, т.е. количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Цены обеспечивают предприятию получение запланированной прибыли, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Ценовая политика предприятия – это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях. На основании годовых отчетов за 2010-2012 гг. рассмотрим цены на реализуемую продукцию хозяйства (таблица 3.3).
Таблица 3.4 – Анализ ценовой политики, млн.руб
Анализируя данные таблицы 3.4 можно сказать, что с каждым годом цена за тонну продукции значительно увеличивается. Так в сравнении с 2010 годом на 1,39 млн.руб./тонну выросла цена за тритикале (496,4%). В наименьшей степени рост цены мы наблюдаем по молоку – 1,90 млн.руб. за тонну (175,9%). Рост цен на продукцию обеспечивает предприятию получение запланированной выручки, высокую конкурентоспособность и спрос на свою продукцию. На основании подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 года «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» Министерство сельского хозяйство и продовольствия Республики Беларусь постановило установить фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд в 2012 году [27] (таблица 3.5).
Таблица 3.5 – Фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд в 2012 году
Продолжение таблицы 3.5
Продолжение таблицы 3.5
Ценовая политика предприятия определяется каналами сбыта их продукции. Поэтому цены организации, на произведенную продукцию, фиксированные и соответствуют уровню, указанному в таблице 3.5
Оценка сбытовой политики
Следующим шагом в проведении анализа будет оценка денежной выручки РУП «Учхоз БГСХА» (таблица 3.5).
Таблица 3.6 – Структура денежной выручки
Проанализировав данные таблицы, мы видим, что денежная выручка увеличилась по всем товарным группам. Так денежная выручка по растениеводству увеличилась на 15199 млн.руб. (528,7%), а по животноводству на 46096 млн.руб. (343,8%). Для более наглядного примера построим диаграммы денежной выручки по отраслям производства (рисунок 3.3, 3.4).
Рисунок 3.3 – Структура денежной выручки от реализации продукции растениеводства Рисунок 3.3 показывает нам, что основную структуру денежной выручки по растениеводству составляют пшеница (29%), рапс (28%) ячмень (25%).
Рисунок 3.4 – Структура денежной выручки от реализации продукции животноводства Рисунок 3.4 наглядно показывает, что значительную часть денежной выручки от реализации продукции животноводства составляет молоко (62%). Также можно увидеть, что КРС, реализуемый на мясо, приносит значительный вклад в денежную выручку хозяйства (34,82%). Это говорит нам об улучшении кормовой базы животных и повышению их продуктивности за счет увеличения урожайности. Рассмотрим общую структуру денежной выручки (рисунок 3.5).
Рисунок 3.5 – Структура денежной выручки от реализации товарной Продукции На основании рисунка 3.5 можно заметить, что денежная выручка на протяжении трех лет стремительно росла. Так, если в 2010 году она по животноводству составляла 18904 млн.руб., по растениеводству – 3545 млн.руб., то к 2012 году выросла до 65000 млн.руб. по животноводству и 18744 млн.руб. по растениеводству. Также, можно отметить, что основную структуру выручки составляет продукция животноводства(77,6% по 2012 году). Таким образом, за исследуемые три года наблюдается увеличение объемов производства по всем видам товарной продукции. Так в растениеводстве, в сравнении с 2010 годом, пшеница (в 2012 г. 33,6%) по прежнему, занимает лидирующее положение, даже с нестабильными объемами производства, которые связаны с погодными условиями. В продукции животноводства лидирующее положение занимает молоко (в 2012 г. 88,7%). При использовании метода АВС-анализа мы определили продукцию, требующую особого внимания (молоко и КРС на мясо) и продукцию, от реализации которой предприятие может отказаться (свиньи на мясо, рожь, овес, лошади на мясо), существенно не влияющей на денежную выручку от реализации. Цены на произведенную продукцию в хозяйстве фиксированные, и соответствуют постановлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. При анализе сбытовой политики хозяйства мы наблюдаем увеличение денежной выручки по всем товарным группам (по растениеводству увеличилась на 15199 млн.руб. что составляет 528,7%, а по животноводству на 46096 млн.руб. или на 343,8%). Можно отметить, что основную структуру денежной выручки предприятия составляет реализация продукции животноводства (77,6%). Так в растениеводстве основную структуру денежной выручки составляют пшеница (29%), рапс (28%) ячмень (25%), а в животноводстве значительную часть денежной выручки от реализации продукции составляет молоко (62%). Маркетинговая деятельность в области коммуникационной политики представлена только на выставках и ярмарках.
ГЛАВА 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|