Несколько слов о культуре речи
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ Часто педагога и человека вообще оценивают по культуре речи, будто у культурного человека может быть не культурная речь и наоборот. Учителя школ и педагоги вузов жалуются на «плохо развитую» речь отдельных учеников и студентов. «Он не может толково рассказать материал - плохо развита речь». Чаще всего в подобных случаях виновата не «плохая речь» а плохое знание материала и эта проблема решается просто - формированием интереса к процессу познания (приёмами современной педагогической науки или средством, висящим на гвозде под портретом академика Н. И. Пирогова). Повышение общеречевой культуры можно достичь только в процессе одновременной работы над повышением общей культуры человека и культуры речи. Работа над художественными текстами при подготовки их к выразительному чтению, заучивание их наизусть и чтение вслух «для себя» или для публики, способствуют развитию не только культуры речи, но и формированию личностных качеств. Чтец усваивает содержание художественного произведения, его эстетическую, нравственную, духовную ценность, переживает их эмоционально (а то, что пережито эмоционально, становится фактом биографии человека). И если текстами, над которыми работает чтец, являются стихи, эффект более высок, так как настоящая поэзия является эталонной национальной речью, которая постепенно становится критерием выразительности и примером для подражания. Сам процесс работы над произведением предполагает глубокое проникновение в замысел автора, в образно-эмоциональную систему, в структуру выразительных средств и определение их рели в раскрытии мыслей и образов. Учение должен знать, что в процессе анализа произведения в разнообразных ракурсах нельзя его механически разделить (разорвать) на части, необходимо сохранить целостное идейно-эмоциональное единство. Проникновение в специфику произведения, особенности отражения деятельности, в оригинальность и неповторимость результатов творческой деятельности художника слова, является процессом постижения и жизни, и искусства. При этом предполагается развитие восприятия, воображения, внимания, чувства ритма, музыкального слуха и т. д. Осмысленное хотя бы одно произведение по всем доступным параметрам, пройдя через сознание и эмоции человека, обеспечивает способность воспринимать другие произведения, других авторов быстрее и полнее, и обеспечивает постоянное продвижение в развитии психических процессов человека, динамику его роста как личности.
ТЕХНИКА РЕЧИ Пословица гласит: по одёжке встречают, по уму провожают. Для чтеца одёжкой, по которой встречают, является техника речи. Особенности голоса, дикции, произношения - это то первое, что слушатель воспринимает прежде всего, и то важное условие, без которого никакой ум не станет достоянием слушателя. Поэтому наш разговор о чтении мы и начнём с техники речи. Начнём его в первом классе. -Как называется музыкальный инструмент, который я держу в руках? -Баян. -Что надо сделать, чтобы он зазвучал? -То есть как «что»? Нажать на кнопки. - Пожалуйста, нанимаю. Есть звук? - Нет... Так надо одновременно растягивать меха. - А зачем их растягивать? - Воздух, входя в меха или выхода из них, будет колебать металлические (медные) пластинки, которые прикрывают щели. Через эти щели воздух входит в меха или выходит из них. В это время пластинки будут мелко-мелко дрожать и издавать звук. - Верно. Значит для того, чтобы пластинки начали звучать, необходима какая-то сила, которая заставила бы их колебаться, и этой силой является воздух, активно входящий или выходящий через узкие щели планок. И чем активнее, сильнее будем растягивать или сжимать меха, тем активнее, сильнее будет входить или выходить воздух и, стало быть, он сильнее будет колебать медные пластинки, а в результате звук будет сильнее.
Представь себе, что мы не знаем почему баян издаёт звуки, а поиграть на нём хочется. Причём, нам хочется не просто извлечь звук, а сыграть полюбившуюся мелодию. Мы начинаем дёргать инструмент то в одну, то в другую сторону - никакого звука нет. Начинаем нажимать беспорядочно на кнопки - звука нет. Сообразив, что надо одновременно и растягивать меха и нажимать на кнопки и извлекаем звуки, которые убеждают нас, что на этом баяне ничего нельзя сыграть. После нас этот же инструмент взял в руки мастер своего дела и - обнаружил, что баян изрядно, расстроен к в нескольких местах прорваны меха. Инструменту предстоит ремонт. Наш голосовой аппарат (аппарат звучания) тоже является своеобразным инструментом. Чтобы играть на баяне, много учатся, изучают его строение и т. д. А наш аппарат звучания используем вслепую, играем на нём как попарю, и не знаем, что «игре» на нём можно учиться (кроме тех, кто занимается в кружках или учится в специальных учебных заведениях). А «играют» все! И, конечно же, многие портят этот тонкий, очень хрупкий и очень чувствительный инструмент. И часто портят так, что никакой «ремонт» уже не в силах помочь. Каждому приходилось встречать людей с сиплыми, срывающимися голосами или совсем безголосых. Это и есть владельцы «испорченных инструментов». Причины потери голоса или расстройства аппарата звучания различны, но часто люди остаются с расстроенным голосом потому, что в своё время неграмотно пользовались им. Для людей, у которых зарплата лежит на мускуле (у которых работа связана с необходимостью много говорить) - с большой нагрузкой на голосовые связки (чтецов, учителей, лекторов) сохранить голос нужно как можно дольше и как можно в лучшем состоянии. Для этого, прежде всего, нужно научиться правильно «играть», т. е. правильно владеть аппаратом звучания, а это возможно только в том случае, если «играющий» знает устройство «инструмента», его функции в процессе речевой деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|