Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патопсихологическая оценка нарушений эмоций




Психологические методики, позволяющие оценивать аффектив­ные нарушения, как правило представляют собой опросники шка­лы самооценки. Среди них самые известные направлены на опреде­ление выраженности тревоги (шкала Спилбергера, Шихана) и деп­рессии (Бека, Гамильтона). В связи с тем, что испытуемый самосто­ятельно оценивает уровень собственной эмоциональности результа­ты перечисленных шкал следует сравнивать с клиническими пока­зателями. Их использование обоснованно в большей степени при оценке эффективности терапевтических мероприятий.

Одним из наиболее значимых в оценке эмоциональных наруше­ний является проективный тест цветовых выборов Люшера. С его помощью удается определить уровень стресса (тревоги). Тест Люше­ра представляет собой набор карточек разного цвета (обычно ис­пользуется восьмицветный тест). Испытуемому предлагается распо­ложить их по мере снижения симпатии к цвету — на первое место поставить «самый приятный» на момент обследования цвет, на пос­леднее — «самый неприятный». Исследование повторяется дважды. За каждым цветом закреплены соответствующие параметры, харак­теризующие индивидуально-психологические особенности челове­ка. Символика цвета, по мнению Л.Н.Собчик, уходит корнями в истоки существования человека на земле и связана с эмоциональ­ной оценкой явлений природы (солнца, плодов, ночи, крови и пр.). Люшер выделил четыре основных цвета (синий, зеленый, крас­ный, желтый) и четыре дополнительных (фиолетовый, коричне­вый, черный, серый), а также отметил, что постановка цвета на первое место указывает на цветовые ассоциации с основным спосо­бом действия, на второе — с целью, к которой человек стремится, на третье и четвертое — с эмоциональной оценкой истинного поло­жения вещей, на пятое и шестое — с невостребованными в данный момент резервами, на последние места — с подавленными потребностями. В аффективной сфере синий цвет ассоциируется с крайней чувствительностью человека, повышенной тревожностью и вслед­ствие этого с потребностью в эмоциональном комфорте, покое. Зе­леный цвет указывает на повышенную чувствительность человека к оценке его со стороны окружающих, к критике. Красный демонст­рирует жизнерадостность, оптимистичность и раскованность чувств. Желтый эмотивность и экзальтированность, нетерпеливость, не­устойчивость и отсутствие глубины переживаний, а также эмоцио­нальную незрелость. Выбор фиолетового цвета как наиболее прият­ного может трактоваться как эмоциональная неустойчивость, на­пряженность. Коричневый цвет отражает тревожность с соматичес­кими эквивалентами; черный агрессивность, озлобленность, дис-форию; серый усталость, безразличие.

На основании метода цветовых выборов Люшера (МЦВ) воз­можна оценка уровня тревожности и стресса. Этот показатель выс­читывается на основании перераспределения основных и дополни­тельных цветов в ряду предпочтительных выборов. Считается, что, если перемещение основного цвета на 6, 7 или 8 позиции, также как перемещение дополнительного цвета на 1, 2 или 3 позиции указывает на имеющийся стресс. Баллы начисляются так: для основ­ных за 8 позицию 3 балла, за 7-ю — 2, за 6-ю — 1; для дополни­тельных за 1-ую — 3, за 2-ую — 2, за 3-ю — 1. Максимальное количество баллов, указывающих на уровень стресса — 12. Кроме того, возможно оценивать динамику стресса: нарастание в случае большего количества баллов во втором выборе цветов, убывание или отсутствие нарастания при обратных соотношениях.

Патопсихологическая оценка нарушений сознания и воли, как правило, не является определяющей в диагностическом процессе.

 

Патопсихологическая оценка индивидуально-психологических особенностей

Исследование индивидуально-психологических особенностей че­ловека включает в себя применение батареи тестов, направленных на оценку свойств темперамента, характерологических черт и осо­бенностей личности. Учитывая значимость для клинической психо­логии изучения данных аспектов психологии больных в приложе­нии приводятся тексты наиболее известных и применяемых мето­дик с кратким описанием способов их использования. Из методик, направленных на оценку интегративных понятий, в частности, личностных и характерологических особенностей, а также уточнение клинических симптомокомплексов выделяется Миннесотский многопрофильный опросник личности (MMPI). С его помощью возможно уточнение клинически выявляемых феноменов, личностных осо­бенностей пациентов с психическими нарушениями. Он позволяет анализировать скрытые от исследователя-клинициста индивидуаль­ные тенденции и психопатологические переживания. Опросник со­стоит из трех оценочных и десяти клинических шкал. Каждая шкала способна выявлять как психологические особенности, так и психо­патологические симптомы и синдромы. Условной границей является уровень 70 Т.

Первая клиническая шкала (невротического сверхконтроля / ипо-хондричности) позволяет уточнять такие личностные свойства как склонность к контролю своих эмоций, ориентация в поведении на традиции, общепризнанные нормы, гиперсоциальность установок. При превышении уровня 70 Т шкала указывает на фиксирован-ность внимания человека на внутренних ощущениях, склонность к преувеличению тяжести своего состояния, ипохондричность.

Вторая шкала (депрессии) отражает уровень снижения настрое­ния, пессимистическую настроенность, опечаленность, удрученность собственным положением, желание уйти от решения сложным жиз­ненных ситуаций. Превышение уровня 70 Т может говорить о кли­нически выраженной депрессии с чувством тоски, бесперспектив­ности, суицидальными мыслями и намерениями.

Третья шкала (эмоциональной лабильности/истерии) указывает на выраженность неустойчивости фона настроения, склонности к драматизации событий, чувствительности. При показателях этой шкалы выше 70 Т можно отметить истерические черты поведения:

демонстративность, «жажду признания», эгоцентризм, экзальтиро­ванность, инфантильность.

По четвертой шкале (социальной дезадаптации/психопатии) воз­можно обнаружение и подтверждение таких черт как склонность к импульсивности, конфликтное™, недоучет объективных обстоя­тельств и ориентация на желания, а не на реальность. Показатель по 4 шкале выше 70 Т демонстрирует признаки социальной дезадапта-ции, конфликтность, агрессивность, выраженную импульсивность и потерю контроля за собственных поведением.

Пятая шкала (мужественности/женственности) указывает на выраженность свойств, характерных тому или иному полу.

Шестая шкала (аффективной ригидности/паранойи) регистри­рует такие качества, как застреваемость на отрицательных переживаниях, обидчивость, склонность к прямоте в общении, практич­ность, догматизм. Зашкаливание за 70 Т может быть подозритель­ным в отношении формирования у человека сверхценных или бре­довых идей с чувством собственной ущемленности, враждебности со стороны окружающих.

Седьмая шкала (тревоги/психастении) демонстрирует выражен­ность психастенических черт характера, тревожности, мнительнос­ти, склонности к образованию навязчивых идей, а при превыше­нии 70 Т о дезорганизации поведения вследствие этих особенностей.

Восьмая шкала (индивидуалистичности/аутизма/шизофрении) отражает такие личностные качества, как: своеобразие иерархии ценностей, отгороженность от окружающих, индивидуалистичность, трудности в общении. Превышения уровня 70 Т может указывать на выраженную дезорганизацию поведения, снижение реалистичнос­ти, склонность к аутистическому типу мышления.

По девятой (оптимизма/гипомании) и десятой (интра-экстра-версии) возможна оценки данных качеств как в рамках психологи­ческих особенностей, так и при психической патологии.

При неврозах отмечается невротический наклон профиля — пре­обладают показатели первых трех шкал. Нередко им сопутствует по­вышение по 7 шкале. При истерических симптомах про4эиль лично­сти по ММР1 приобретает вид «конверсионной пятерки» — при повышении трех шкал невротической триады лидируют первая и третья, а вторая несколько ниже, образуя вид латинской буквы V. При психопатиях, как правило, отмечается повышение по четвер­той шкале. При психозах регистрируется повышение шкал психоти-ческой тетрады (4, 6, 8, 9). Кроме того, выделяют астенический и стенический тип профилей. В первом случае отмечается повышение по 2 и 7 шкалам, во втором — по 4, 6 и 9 шкалам. Депрессивный синдром психотического уровня отражается на ММР1 пиками по 2, 7 и 8 со снижением (отрицательным пиком) по 9 шкале, маниа­кальный — пиками по 9 и 4 и снижением по 2 и 7 шкалам.

Приведенные в данном параграфе патопсихологические методы диагностики способны существенно дополнить клиническую диаг­ностику психических заболеваний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...