Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нейропсихологическое исследование нарушений письма




Выраженность и специфичность нарушения письма оценивается, как правило, на основании следующих методик: списывание корот­ких фраз, письмо букв, слогов, слов и фраз под диктовку, запись автоматизированных энграмм (речевых стереотипов, к примеру, соб­ственных имени, отчества, фамилии, адреса).

Аграфия проявляется нарушением способности писать правильно по смыслу и форме при сохранности двигательной функции руки.

Нейропсихологическое исследование нарушений чтения

Нарушения чтения исследуются с помощью методик: чтения идеограмм, букв в наборе, выполненном разными шрифтами, «за-шумленных» букв, простых предложений и коротких рассказов.

Алексия представляет собой расстройство, при котором наруша­ется способность читать, обусловленное нарушением понимания тек­ста. Выделяют:

Вербальную шексию, связанную с нарушением понимания смыс­ла фраз и отдельных слов и литеральную алексию. обусловленную нарушением узнавания отдельных букв, цифр и других знаков.

Нейропсихологическое исследование нарушений счета

Для оценки нарушений счета испытуемому предлагается: про­честь, назвать и написать предложенные числа, произвести автома­тизированные счетные операции (проверка знаний таблицы умно­жения), сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел, письменный счет, решение простых задач.

Акалькулия — это нарушение способности производить арифме­тические действия, встречается при поражении теменной и заты­лочной долей доминантного полушария головного мозга. Она может быть связана с нарушением зрительного восприятия и воспроизве­дения близких по графической структуре цифр (при поражении затылочной области коры больших полушарий головного мозга) — оптическая акалькулчя.

Нейропсихологическое исследование нарушений праксиса

Исследованию подвергается способность испытуемого манипу­лировать предметами, совершать движения. При оценке идеаторного и идеомоторчого праксиса оценивается способность пациента ма­нипулировать реальными предметами (причесаться, расстегнуть и застегнуть пуговицу, завязать шнурки), воображаемыми предмета­ми (показать, как пилят дрова, чистят зубы, размешивают сахар в чашке), а также выполнять символические действия (прощаться, отдать воинское приветствие). Конструктивный праксис оценивается с помощью методики складывание из палочек по образцу, рисова­ние по вербальному заданию, срисовывание объемных геометричес­ких фигур. Динамический праксис изучается на основании таких проб как: проба «кулак-ладонь-ребро» (каждая последовательность долж­на воспроизводится испытуемым 3 раза), проба заданной последо­вательности движений пальцев по проприоцептивному показу (при закрытых глазах), проба заданной последовательности движений пальцев (постукивание по столу) по зрительному эталону. Оральный праксис оценивается на основании выполнения простых движений губ и языка, а также с помощью символического орального прак­сиса (показать, как задувают горящую свечу).

Выделяют несколько нарушений целенаправленных действий (праксиса):

Акинетическая (психомоторная) апраксия обусловлена недостат­ком побуждения к движениям.

Амнестическая апраксия проявляется нарушениями произволь­ных движений при сохранении подражательных.

Идеаторная апраксия характеризуется невозможностью наметить план последовательных действий, составляющих сложный двига­тельный акт при сохранении возможности их случайного выполнения.

Конструктивная апраксия выражается невозможностью состав­ления целого предмета из его частей.

Пространственная апраксия проявляется нарушением ориенти­ровки в пространстве, прежде всего в направлении «правое-левое».

Нейропсихологическое исследование нарушений восприятия шумов, ритмов и мелодий

Для исследования нарушения восприятия используются методи­ки на: узнавание знакомых шумов (шелеста бумаги, звона ключей), идентификации различных ритмов, воспроизведения предъявляе­мых на слух ритмических последовательностей, узнавания общепо­пулярных мелодий.

Слуховая агнозия нарушение музыкальных способностей, имев­шихся у пациента в прошлом — разделяется на моторную амузию, при которой в первую очередь нарушается возможность воспроиз­вести знакомые мелодии, и сенсорную амузчю, характеризующуюся нарушением узнавания знакомых мелодий. Кроме этого, пациент при слуховой агнозии может не идентифицировать голоса живот­ных и птиц, не различать разнообразные знакомые ему шумы.

Нейропсихологическое исследование нарушений схемы тела

Исследование проводят с помощью методики право-левой ори­ентировки, когда испытуемого просят показать собственную левую руку, правую руку экспериментатора, сидящего со скрещенными руками. Кроме того, исследования включают оценку пальцевого гно-зиса на основании правильности демонстрации испытуемым паль­цев по подражанию, по вербальной инструкции, называния паль­цев, воспроизведения позы пальцев по зрительному образцу.

К соматоагнозиям (нарушениям схемы тела) относятся расстрой­ства узнавания частей собственного тела, оценки их состояния и расположения по отношению друг к другу. Выделяют: анозогнозию гемиплегии, слепоты, глухоты, афазии, боли.

При аутотопагнозии происходит игнорирование половины тела или неузнавание его частей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...