Нейропсихологическое исследование нарушений письма
Выраженность и специфичность нарушения письма оценивается, как правило, на основании следующих методик: списывание коротких фраз, письмо букв, слогов, слов и фраз под диктовку, запись автоматизированных энграмм (речевых стереотипов, к примеру, собственных имени, отчества, фамилии, адреса). Аграфия проявляется нарушением способности писать правильно по смыслу и форме при сохранности двигательной функции руки. Нейропсихологическое исследование нарушений чтения Нарушения чтения исследуются с помощью методик: чтения идеограмм, букв в наборе, выполненном разными шрифтами, «за-шумленных» букв, простых предложений и коротких рассказов. Алексия представляет собой расстройство, при котором нарушается способность читать, обусловленное нарушением понимания текста. Выделяют: Вербальную шексию, связанную с нарушением понимания смысла фраз и отдельных слов и литеральную алексию. обусловленную нарушением узнавания отдельных букв, цифр и других знаков. Нейропсихологическое исследование нарушений счета Для оценки нарушений счета испытуемому предлагается: прочесть, назвать и написать предложенные числа, произвести автоматизированные счетные операции (проверка знаний таблицы умножения), сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел, письменный счет, решение простых задач. Акалькулия — это нарушение способности производить арифметические действия, встречается при поражении теменной и затылочной долей доминантного полушария головного мозга. Она может быть связана с нарушением зрительного восприятия и воспроизведения близких по графической структуре цифр (при поражении затылочной области коры больших полушарий головного мозга) — оптическая акалькулчя.
Нейропсихологическое исследование нарушений праксиса Исследованию подвергается способность испытуемого манипулировать предметами, совершать движения. При оценке идеаторного и идеомоторчого праксиса оценивается способность пациента манипулировать реальными предметами (причесаться, расстегнуть и застегнуть пуговицу, завязать шнурки), воображаемыми предметами (показать, как пилят дрова, чистят зубы, размешивают сахар в чашке), а также выполнять символические действия (прощаться, отдать воинское приветствие). Конструктивный праксис оценивается с помощью методики складывание из палочек по образцу, рисование по вербальному заданию, срисовывание объемных геометрических фигур. Динамический праксис изучается на основании таких проб как: проба «кулак-ладонь-ребро» (каждая последовательность должна воспроизводится испытуемым 3 раза), проба заданной последовательности движений пальцев по проприоцептивному показу (при закрытых глазах), проба заданной последовательности движений пальцев (постукивание по столу) по зрительному эталону. Оральный праксис оценивается на основании выполнения простых движений губ и языка, а также с помощью символического орального праксиса (показать, как задувают горящую свечу). Выделяют несколько нарушений целенаправленных действий (праксиса): Акинетическая (психомоторная) апраксия обусловлена недостатком побуждения к движениям. Амнестическая апраксия проявляется нарушениями произвольных движений при сохранении подражательных. Идеаторная апраксия характеризуется невозможностью наметить план последовательных действий, составляющих сложный двигательный акт при сохранении возможности их случайного выполнения. Конструктивная апраксия выражается невозможностью составления целого предмета из его частей.
Пространственная апраксия проявляется нарушением ориентировки в пространстве, прежде всего в направлении «правое-левое». Нейропсихологическое исследование нарушений восприятия шумов, ритмов и мелодий Для исследования нарушения восприятия используются методики на: узнавание знакомых шумов (шелеста бумаги, звона ключей), идентификации различных ритмов, воспроизведения предъявляемых на слух ритмических последовательностей, узнавания общепопулярных мелодий. Слуховая агнозия — нарушение музыкальных способностей, имевшихся у пациента в прошлом — разделяется на моторную амузию, при которой в первую очередь нарушается возможность воспроизвести знакомые мелодии, и сенсорную амузчю, характеризующуюся нарушением узнавания знакомых мелодий. Кроме этого, пациент при слуховой агнозии может не идентифицировать голоса животных и птиц, не различать разнообразные знакомые ему шумы. Нейропсихологическое исследование нарушений схемы тела Исследование проводят с помощью методики право-левой ориентировки, когда испытуемого просят показать собственную левую руку, правую руку экспериментатора, сидящего со скрещенными руками. Кроме того, исследования включают оценку пальцевого гно-зиса на основании правильности демонстрации испытуемым пальцев по подражанию, по вербальной инструкции, называния пальцев, воспроизведения позы пальцев по зрительному образцу. К соматоагнозиям (нарушениям схемы тела) относятся расстройства узнавания частей собственного тела, оценки их состояния и расположения по отношению друг к другу. Выделяют: анозогнозию гемиплегии, слепоты, глухоты, афазии, боли. При аутотопагнозии происходит игнорирование половины тела или неузнавание его частей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|