Для детей школьного возраста
Всю деятельность ПМПК можно рассматривать как ряд технологий, в целом определяющих эффективное сопровождение ребенка специалистами ресурсного центра.
Приведем пример одной из них – технологии первичного обследования ребенка на ПМПК.
Каждый этап этой деятельности ПМПК может быть технологично представлен в виде последовательности шагов.
Шаг 1. Инициаторы обращения записываются на конкретную дату проведения ПМПК по телефону, или лично и получают информацию о необходимых документах. Если ребенок направляется специалистами ОУ, то в перечень документов в обязательном порядке включаются заключения специалистов ПМПк ОУ.
Шаг 2. В назначенное время родители с ребенком приходят на консультацию. Специалисты знакомятся с родителями (лицами их замещающими), выясняют характер проблем ребенка или характер его трудностей или жалоб и трудностей со стороны родителей или специалистов ОУ, выясняют точку зрения родителей на возникшие проблемы или ситуацию. Родителям разъясняются задачи ПМПК и ответственности сторон. Одновременно ведется наблюдение за поведением ребенка в свободной ситуации и ознакомление с имеющимися документами.
Шаг 3. По мере освоения ребенка в помещении специалисты начинают взаимодействие с ребенком, целью которого является оценка особенностей развития ребенка. Специалист, который установил контакт с ребенком, начинает его обследование. Остальные специалисты наблюдают за ходом обследования коллеги, по мере необходимости подключаются к проведению обследования. Шаг 4. После того, как специалисты ПМПК провели обследования (индивидуально или коллегиально) и готовы к обсуждению результатов, родители и ребенок по просьбе секретаря выходят из кабинета. Происходит междисциплинарное обсуждение и оценка особенностей и уровня развития ребенка, на основе которой делается общий вывод о варианте отклоняющегося развития. Это позволяет оценить принципиальную возможность посещения ребенком образовательного учреждения, реализующего инклюзивное образование и его тип. Принимается решение об условиях, необходимых для развития ребенка и для успешной адаптации в детской среде.
Шаг 5. Принимается решение (в соответствии с базой данных по ОУ), в каком типе образовательного учреждения, может находиться данный ребенок и номер образовательного учреждения, куда будет направлен ребенок.
Шаг 6. В протоколе отражается рекомендательная часть по созданию необходимых условий, необходимости сопровождения (тьютора), занятий специалистов, их режима, сроков проведения ПМПк в школе или детском саду и т.п.
Шаг 7. Родителям в доступной форме разъясняется, в какое ОУ может быть направлен ребенок, необходимость посещения подразделения ОУ, какие условия должны соблюдаться для успешной адаптации ребенка. С родителями согласовывается программа обучения, коррекционные занятия специалистов, другие условия.
Шаг 8. О дин из родителей (лицо его заменяющее) ставит свою подпись в протоколе ПМПК о том, что он ознакомлен и согласен (не согласен) с решением ПМПК и его рекомендациями.
Шаг 9. Каждый специалист заполняет свою часть протокола ПМПК, ставит свою подпись. При наличии особого мнения одного из специалистов – он записывает его в протокол. Родителям выдается справка о том, что ребенок прошел ПМПК, такого-то числа и направлен в соответствующее ОУ. Выписывается путевка.
Шаг 10. Копия протокола и путевка (со всеми подписями и печатью) передается координатору по инклюзивному образованию в соответствующее ОУ, о чем свидетельствует подпись координатора по инклюзии в ОУ в отдельном журнале.
Шаг 11. В случае несогласия родителей с решением ПМПК и/или его рекомендациями, документы ребенка, возвращаются родителям, а дело, в том числе копия протокола ПМПК, передается в ПМПК вышестоящего уровня для разбора данного конфликтного случая.
В организационной модели развития инклюзивного образования через создание территориального ресурсного центра, деятельность ПМПК не является единственным компонентом ресурсной деятельности и междисциплинарного взаимодействия. В этой модели качественно иную роль приобретает деятельность «малых» психолого-медико-педагогических консилиумов – консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений, включенных в ресурсную сеть инклюзивного образования.
Деятельность такого консилиума имеет свои особые цели, задачи и алгоритм деятельности. Практика инновационной работы консилиумов в инклюзивных образовательных учреждениях Москвы показала свою высокую эффективность в организации инклюзивных образовательных процессов на уровне конкретного общеобразовательного учреждения – детского сада или школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|