Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные учреждения




Основная цель администрации и педагогического коллектива инклюзивной школы и детского сада – создание такой организационно-образовательной системы, которая будет максимально способствовать развитию каждого из ее участников.

 

Задачи:

- интеграция и направление профессиональных усилий на внедрение инклюзивной практики, развитие творческого потенциала педагогического коллектива;

- совершенствование структурной организации и координационных механизмов;

- развитие принимающей образовательной среды;

- адаптация содержания образования;

- гибкость в организации образовательного процесса;

- психолого-педагогическое сопровождение и поддержка всех субъектов образовательного процесса;

- адаптация всех участников образовательного процесса к меняющимся социальным условиям.

Возможные направления деятельности администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения на различных этапах включения в Проект.

 

Подготовительный этап.

  • Руководитель образовательного учреждения обсуждает необходимость и возможность включения ОУ в работу по развитию инклюзивного образования с администрацией и коллективом ОУ. Вместе с администрацией оценивает возможности и дефициты, существующие в образовательном учреждении.
  • Сотрудники ОУ проходят обучение (курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию, включаются в систему повышения профессиональной компетенции в Окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования – педагогические мастерские, студии, обучающие семинары и т.д.).
  • Организуется просвещение и подготовка родительского и детского коллектива – родительские собрания, консультации, тренинги для родителей, учащихся.
  • Формируется междисциплинарная команда специалистов образовательного учреждения, поддерживающих идеи инклюзии, заинтересованных в реализации этих идей в своей профессиональной деятельности.
  • Осуществляется подготовка материальной базы – установка дополнительных приспособлений для детей с ОВЗ (оборудование пандусов, лифтов, туалетов, игровых зон, кабинетов специалистов и т.д.).
  • Устанавливается сотрудничество с учреждениями, имеющими опыт в инклюзивном образовании, общественными организациями и другими социальными партнерами.

 

Адаптационный этап.

  • Осуществляется включение в образовательный процесс одного или нескольких детей с ОВЗ.
  • Ведется работа по объединению сотрудников в междисциплинарную команду – тренинги командного взаимодействия, методические объединения.
  • Начинает действовать ПМПк (если такого не было в ОУ), или в содержание деятельности ПМПк добавляется работа по определению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных программ развития) для детей с ОВЗ.
  • Заключаются соглашения о сотрудничестве с окружным ресурсным центром и (или) ППМС-центром, находящемся в непосредственной территориальной близости от ОУ.
  • Сотрудники ОУ активно включаются в работу по повышению профессиональной компетенции в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.
  • Апробируются имеющиеся или разрабатываются новые организационные и содержательные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях единой образовательной среды.
  • Ведется работа по разработке или апробации имеющейся документации сопровождения «особого» ребенка в ОУ.
  • Осуществляется оценка и переоценка имеющихся ресурсов в ОУ, поиск дополнительных ресурсов как в самом учреждении, так и вне его.
  • Ведется работа с родителями и учащимися по формированию отношений сотрудничества, взаимопомощи между «особыми» и «обычными» детьми (тренинги, воспитательные мероприятия). Организуется «Школа для родителей» или «Родительский клуб», специалисты ОУ ведут консультирование родителей.

Этап полного включения в Проект

  • В образовательном учреждении создаются все условия, способствующие наиболее полной адаптации и социализации «особых» и «обычных» детей.
  • Администрация учреждения во главе с руководителем поддерживает инклюзивную культуру, определяет стратегию развития образовательного учреждения в данном направлении.
  • Педагогический коллектив готов к приему детей с ОВЗ, действует междисциплинарная команда специалистов психолого-педагогического сопровождения.
  • Разработаны и используются технологии психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
  • Поддерживается доступная, развивающая образовательная среда.
  • Ведется активная работа по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с ОВЗ – разрабатываются и апробируются дидактические материалы, адаптируется содержание образовательных программ, разрабатываются и апробируются инновационные формы, методы, технологии работы педагогов.
  • Результаты инновационной деятельности коллектива публикуются в печатных и интернет-изданиях.
  • Коллектив ОУ принимает активное участие в деятельности профессионального сообщества педагогов, реализующих инклюзивную практику, сотрудники обмениваются опытом как в рамках методических объединений в ОУ, так и вне его (участвуя в межшкольных методических объединениях, мероприятиях, организованных городским и (или) окружным ресурсным центром по развитию инклюзивного образования, по собственной инициативе повышают профессиональную компетентность).

 

Успешность проекта «Стрижи», участие в нём с первых этапов проектной деятельности специалистов и руководителей окружного управления образования, позволило придать проектной деятельности устойчивый системный характер. Результатом выполнения проекта стало создание условий для институционализации проектной деятельности и появление территориальной целостной модели инклюзивного образовательного сообщества.

 

Вопросы кадрового обеспечения в организации и сопровождении инклюзивного образовательного процесса

Изменение потребностей родителей как социального заказчика образовательных услуг, включение российского образования в международные процессы, развитие интеграционных процессов в образовании формируют новые требования к квалификации, профессиональной подготовке, в первую очередь, педагогов и психологов, других специалистов образования, включая управленческий корпус. Все это расширяет и усложняет профессиональную деятельность специалистов педагогической направленности, требует от них владения новыми компетенциями, знания смежных отраслей педагогики, в том числе, специальной педагогики и психологии, высокой компетентности в сфере педагогики и общего образования, социальной педагогики и психологии. В этих условиях становится особенно важным создание системы повышения профессиональной квалификации всех участников инклюзивного образовательного процесса.

Кадровое обеспечение системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования

.

Развитие интеграционных процессов в образовании повышает требования и к профессиональной компетентности и пластичности педагога, психолога, администратора в условиях инклюзивной практики, формирует у него потребность в навыках работы в междисциплинарной группе (команде) специалистов.

 

Все это требует новых подходов и нового содержания, в первую очередь, программ повышения квалификации специалистов города.

 

В связи с этим в рамках деятельности городского ресурсного центра Институтом проблем интегрированного (инклюзивного) образования – ИПИО МГППУ – начата разработка и реализация программ подготовки специалистов к работе в условиях интегрированного (инклюзивного) образования детей с ОВЗ в различных образовательных учреждениях города.

 

В рамках единой программы «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» разработаны 4 направления повышения квалификации специалистов, организованные по модульному принципу (72 часа):

1-е направление: Деятельность специалиста сопровождения ресурсного центра по сопровождения инклюзивного образования в составе территориального ресурсного центра и территориального ПМПК;

2-е направление: Особенности управленческой деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования;

3-е направление: Технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовательном учреждении;

4-е направление: Педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении.

 

Состав групп слушателей по каждому из направлений программ повышения квалификации формируется из предложений окружных ресурсных центров. Направление на обучение согласовывается с окружным управлением образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...