Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Выплата пособий и доплат как одно из направлений государственной политики в области социальной защиты населения





 

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации социальных пособий, пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т.д.

Социальная политика - это разрабатываемый и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данном социальном пространстве (страна, регион, город, предприятие).

Главная цель осуществления любой социальной политики - это гармонизация общественных отношений (регулирование деятельности системы пенсионных фондов, органов здравоохранения, общественных организаций и т.п.). Поэтому в качестве основных задач социальной политики можно отметить предотвращение резкой социальной дифференциации, смягчение и снижение конфликтных отношений между гражданами, а также ликвидацию негативных экономических, социальных, культурных и др. факторов, ведущих к депривации отдельных групп или населения в целом.

Таким образом, социальная политика направлена на создание условий для развития экономической самостоятельности населения, предотвращение имущественной дифференциации. Поэтому на сегодняшний день приоритетными направлениями развития социальной политики являются:



.   Повышение уровня жизни и доходов населения;

2. Социальная поддержка и защита семьи, материнства и детства;

.   Социальное обеспечение и обслуживание пожилых людей и инвалидов;

.   Поддержание и развитие системы образования;

.   Совершенствование системы здравоохранения;

.   Реализация комплекса мер по профилактике девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, суицид и др.).

Социальная политика государства включает в себя четыре основные части:

создание правовых, организационных и финансовых условий организациям социальной сферы для удовлетворения различных потребностей членов общества;

создание правовых, организационных, производственных предпосылок для самостоятельного заработка гражданами средств на поддержание необходимого уровня жизни;

создание условий для удовлетворения потребностей населения путем развития социальной инфраструктуры, находящейся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления;

организация производства, распределения и потребления отдельных товаров и продуктов на производственных предприятиях и в учреждениях социальной сферы, находящихся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления. В структуре социальной политики государства выделяют:

·   политику регулирования доходов населения;

·   политику социальных гарантий;

·   политику обеспечения занятости; политику социальной защиты.

Субъектами социальной политики являются государство и структуры формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы). Центральное место в социальном регулировании принадлежит государству в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

Социальная защита - это совокупность мероприятий, направленных на предоставление материальной помощи малозащищенным слоям населения (пожилым, учащейся молодежи, лицам с ограниченными возможностями, лицам с низким уровнем доходов, лицам без средств существования и др.) и мероприятий, направленных на функционирование системы социального обеспечения. Эти мероприятия осуществляются во-первых, за счет государственного финансирования. Во-вторых, за счет региональных и местных бюджетов. В-третьих, за счет специальных фондов социальной защиты граждан. Основной целью социальной защиты населения является оказание материальной помощи и содействие адаптации для различных категорий граждан. В центре общественного механизма поддержки денежных доходов нетрудоспособных граждан находится система социального обеспечения. Она состоит из двух подсистем: социальное страхование и общественное вспомоществование. Они различаются между собой по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования. Обязательное социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.). Основу социального страхования образуют специально предназначенные для этой цели взносы. Они выплачиваются работодателями и самими работающими, представляют собой часть заработанных средств, выделенных для социального страхования. Это проявление самопомощи. Система государственного вспомоществования предусматривает регулярные денежные выплаты, разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами являются экономически неактивное население и участники общественного производства, не имеющие достаточного с точки зрения общепринятого стандарта дохода. Основу финансирования общественного вспомоществования составляют поступления из государственного бюджета. Эти обе подсистемы действуют на основе принципа солидарности, суть которого заключается в перераспределении доходов одних социально" демографических групп другим. Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходы участников общественного производства, изымаемые по каналам налогообложения (подоходный налог, налоги предприятий и т.п.) и целевых взносов (взносы предприятий и самих застрахованных). Эти налоги и взносы образуют общественные фонды - финансовую основу социальных пособий.

Установлены следующие критерии, по которым данный вид обеспечения можно отнести к социальным.

. Первый критерий - цель. Целью предоставления обеспечения должно являться улучшение жизненного уровня отдельных категорий граждан, нуждающихся в особой социальной защите, снижение социальной напряженности в обществе, улучшение демографической ситуации в стране и др.;

. Второй критерий - источник финансирования. Источником финансирования обеспечения должны являться специально создаваемые фонды (федеральный (территориальный) фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования и др.);

. Третий критерий - круг лиц. Должны быть законодательно обозначены категории граждан, на которых распространяется обеспечение. К таковым на сегодняшний день относят:

·   нетрудоспособных граждан в отсутствии кормильца;

·   ветеранов войны, труда;

·   семьи с детьми несовершеннолетнего возраста;

·   беременных женщин;

·   лиц, имеющих статус безработных;

·   лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев;

·   лиц, имеющих статус беженцев;

·   лиц, пострадавших от воздействия радиации;

·   лиц, имеющих звание Героя Советского Союза, Героя социалистического труда, Героя Российской Федерации;

·   лиц, награжденных орденами и медалями трудовой и боевой славы, медалью "За оборону Ленинграда";

·   репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц;

·   узников фашистских концентрированных лагерей, гетто и других граждан.

4 Четвертый критерий - условия. Необходимо законодательно закрепить, что право на получение обеспечения возникает у перечисленных выше граждан только при наступлении определенных условий, (событий или страховых рисков: наступление инвалидности, рождение, смерть, старость, безработица и т.д.). При определении условий, как правило, соблюдается принцип независимости от воли гражданина наступления указанных обстоятельств, ухудшающих его положение. Поддержку отдельных категорий граждан осуществляется с помощью выплат пособий и доплат

Социальные пособия - это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки. В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий, выделенные по основанию для их предоставления (помимо пособий и компенсационных выплат в связи с материнством, отцовством и детством).

. пособие по временной нетрудоспособности;

. пособие по беременности и родам;

. пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

. пособие при рождении ребенка;

. пособие на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

. пособие на ребенка;

. пособие на погребение;

. пособие по безработице.

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Социальные пособия классифицируются по различным критериям, помимо оснований для их предоставления:

. По их целевому назначению:

компенсация полностью или частично временно утраченного заработка (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие по безработице);

оказание помощи в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, пособие на ребенка).

. По продолжительности их выплаты:

ежемесячные (пособие на ребенка);

единовременные (пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка);

периодические (на период временной нетрудоспособности).

. В зависимости от источника средств, за счет которых выдаются пособия:

выплачиваемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования;

бюджетных ассигнований.

. В зависимости от контингента граждан - получателей:

пособия для всех (пособие на ребенка, пособие при рождении ребенка);

пособия для работающих, в том числе определенных категорий занятого населения (пособие по беременности и родам - для работающих женщин по найму и проходящих определенную службу).

Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по найму, выдается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую службу, - за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.

Еще одним способом поддержки является выплата доплат. Социальная доплата - это сумма финансовых средств, которая позволяет довести материальное обеспечение пенсионера до размера величины его прожиточного минимума, установленного в регионе. Право на социальную доплату имеют неработающие получатели пенсии, в случае если общая сумма материального обеспечения пенсионера менее размера величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе. Это могут быть как получатели пенсии по старости, так и получатели пенсии по иным основаниям (СПК, инвалидность и пр.). В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, то территориальными органами ПФР пенсионеру устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии. Если региональный прожиточный минимум выше федерального, пенсионеру полагается региональная социальная доплата, которую производят органы социальной защиты населения соответствующего региона. Установление социальной доплаты носило беззаявительный характер - ПФР и органы соцзащиты определяли уровень материального обеспечения неработающего пенсионера на основе имеющихся у них сведений.

В республике Башкортостан доплата устанавливается к пенсиям следующих категорий ветеранов:

.   имеющих почетные звания народного артиста, народного художника и другие аналогичные почетные звания СССР или Российской Федерации - 30% от социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (с 1 апреля 2014 года - 1297,12 руб.);

2. имеющих почетные звания народного артиста, народного художника и другие аналогичные почетные звания Республики Башкортостан - 20% от социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (с 1 апреля 2014 года - 864,75 руб.);

.   имеющих почетные звания заслуженного работника соответствующей отрасли СССР или Российской Федерации - 20% от социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (с 1 апреля 2014 года - 864,75 руб.);

.   имеющих почетные звания заслуженного работника соответствующей отрасли Республики Башкортостан - 15% от социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (с 1 апреля 2014 года - 648,56 руб.);

Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах" - 50% от социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (с 1 апреля 2014 года - 2161,87 руб.).

Ветеранам, имеющим несколько почетных званий, выплачивается одна доплата к пенсии, наибольшая по размеру.

В ряде случаев законодательство возлагает на работодателя обязанность предоставления своим работникам определенных гарантий и компенсаций. Это может быть связано с отсутствием работника на работе в случаях, предусмотренных законодательством; выполнением им своего гражданского долга или обязанностей; переездом работника в другую местность; использованием им своих средств производства.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Большинство видов гарантий и компенсаций относится к институту заработной платы (все выплаты), а другие - к институтам трудового договора и времени отдыха). Это станет понятным, если вспомним, что субъективное право работника нельзя отрывать от его гарантий. Поэтому некоторые из них рассматриваются в трудовом договоре, а учебные целевые отпуска в теме "Время отдыха". Вот поэтому мы считаем, что раздел VII "Гарантии и компенсации" не является самостоятельным институтом трудового права.

Таким образом, выплата пособий и доплат позволяет поддержать отдельные незащищённые категории граждан, повысить их уровень жизни, обеспечение социально психологической адаптации людей сложившимся экономическим условиям посредством оказания им социальной помощи в различных формах, создание необходимых условий и предоставление возможностей для реализации собственного потенциала человека.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.