Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Особенности правового регулирования социальной политики государства на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации-республики Башкортостан





Основные направления, закрепленные Конституцией РФ в области социальной политики, получили свое развитие в действующем законодательстве. Законодательная база, охватывающая вопросы социальной защиты населения продолжает развиваться и расширяется, принимаются новые законы, указы Президента и постановления Правительства, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые и действующие в настоящее время нормативные акты, происходит становление законодательства.

Правовую основу социальной политики составляет положение Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 год, где в 7 статье записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение Основного Закона РФ перекликается с положением Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики. В дополнение к характеристикам, данным в статье 1 Конституции РФ <http://www.be5.biz/zakon/konstitucija/1.html>, провозглашает Россию социальным государством. Особенностями в Российской Федерации понятий социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации). Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч.2 ст.7 Конституции РФ <http://www.be5.biz/zakon/konstitucija/7.html>: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С 1 января 2005 года социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальная поддержка ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий, а также предоставление материальной и иной помощи для погребения отнесены в полном объеме к полномочиям субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.



Анализ республиканской системы права позволяет выявить комплексные институты, совпадающие с отдельными институтами отраслей федеральной правовой системы. Отмечу, есть определенная условность их рассмотрения как таковых, ибо правовые нормы находятся в состоянии взаимного переплетения, и это является необходимым условием упорядочения всего сложного комплекса общественных отношений. Можно считать свершившимся фактом реально действующую республиканскую правовую систему, основанную на нескольких отраслях права:

) конституционное;

) административное;

) муниципальное;

) финансовое;

) природоресурсное;

) экологическое;

) аграрное;

) социального обеспечения.

В конституционномправе закреплены основы конституционного строя республики, правового положения личности, системы государственных органов и их полномочий. Приоритетным нормативным правовым актом этой отрасли является Конституция республики, изменения которой были обусловлены необходимостью обеспечения укрепления государственности Башкортостана на основе комплексного развития всей системы законодательства. Они были связаны с выстраиванием вертикали исполнительной власти, изменением порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, совершенствованием местного самоуправления и необходимостью усиления парламентского контроля над деятельностью органов исполнительной власти.

В Основном Законе закреплено, что Президент Республики Башкортостан определяет основные направления социально-экономического развития Башкортостана, формирует Правительство и руководит его деятельностью, определяет структуру исполнительных органов государственной власти. Назначает Премьер-министра Правительства с согласия республиканского парламента, назначает и освобождает от должности его заместителей, принимает иные кадровые решения.

Сформирована правовая база проведения активной социальной политики, позволяющая оказывать помощь малоимущим слоям населения, обеспечивать доступность и бесплатность общего образования и медицинского обслуживания. Эффективное использование государственных средств основывается на адресной социальной помощи.

Государственная социальная политика опирается на республиканское законодательство, включающее Семейный кодекс, законы об основных гарантиях прав ребенка, охране семьи, материнства, отцовства и детства, ежемесячном пособии на ребенка, государственной поддержке многодетных, а также молодых семей.

Законы о патронатном воспитании, дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядке и размере выплаты денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка, вознаграждении, причитающемся приемным родителям, являются основой различных форм защиты и устройства детей, оставшихся без попечения взрослых.

Обширная правовая база осуществления сильной государственной политики в этой сфере включает законы о ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил, социальной поддержке инвалидов и жертв политических репрессий, доплате к пенсиям граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности в период политических репрессий, адресной помощи и обслуживании населения. Формирование комплекса правовых мер по социальной защите наших граждан всегда является предметом особого внимания Президента Муртазы Губайдулловича Рахимова.

В условиях отсутствия отлаженных механизмов и традиций разграничения полномочий, относящихся к совместному ведению Федерации и субъектов, наличие сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, закрепленной в статье 72 Конституции, порождает множество проблем. Практика показывает, что происходит неуклонное расширение федеральной составляющей в сфере совместного ведения центра и субъектов. В Конституции России отсутствует изложение компетенции субъектов Федерации, их реальная юрисдикция остается не вполне ясной. И, как следствие, возникают проблемы осуществления правотворческой деятельности законодательных органов субъектов Федерации, которая является их основной функцией. Эта ситуация - порождение несовершенства самой Конституции и причина затруднения развития субъектами собственной системы законодательства. При этом фактически не берется во внимание тот факт, что нормативные правовые акты регионов являются составной частью единой правовой системы страны, и их защита должна обеспечиваться также и институтами федеральной власти. Но на практике они не имеют ни судебной, ни прокурорской защиты.

К числу законов Республики Башкортостан в области социальной защиты относятся также законы Республики Башкортостан от 5 июня 2001 год № 219-з "О порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан" (с действующими изменениями от 3 июля 2013г.) и от 1 марта 2013 года № 657-з "О потребительской корзине в Республике Башкортостан".  Потребительская корзина и прожиточный минимум в Республике Башкортостан предназначаются для оценки уровня жизни населения Республики, при разработке и реализации республиканских социальных программ, оказания необходимой социальной поддержки малоимущим гражданам, формирования бюджета.

Поддержка ветеранов и инвалидов относится к числу важнейших приоритетов социальной политики Республики Башкортостан. Свидетельством особой заботы, проявляемой органами государственной власти республики о людях старшего поколения, являются законы Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил", "О социальной поддержке инвалидов в Республике Башкортостан", "Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан", "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан", "О социальном обслуживании населения в Республике Башкортостан", "О доплате к пенсиям граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности в период политических репрессий и впоследствии реабилитированных", "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках". Механизм реализации названных законов подробно регулируется нормативными правовыми актами Правительства Республики Башкортостан.

На уровне субъекта РФ в республики Башкортостан основные направления социального развития определены в Постановление от 30 декабря 2011 г. № 542 "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан в республики Башкортостан", основными целями которой являются:

1. содействие повышению уровня и качества жизни граждан в Республике Башкортостан;

2. обеспечение социальной защищенности уязвимых групп населения: пожилых людей, инвалидов, ветеранов,

3. семей с детьми, в том числе многодетных семей, других категорий граждан, особо нуждающихся в поддержке государства.

Таким образом, социальное обеспечение - это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны: необходимые средства предоставляются гражданами в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т.д.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.