Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к лекционным занятиям




 

Лекционные занятия – это вид учебных занятий, в ходе которых студент получает основную информацию по темам, подлежащим изучению в рамках данной учебной дисциплины.

Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над курсом.

Содержание лекционного занятия как важнейшего элемента учебного процесса должно выполнять следующие функции:

информационную – изложение системы знаний, какого-либо объема научной информации;

мотивационную – формирование познавательного интереса к содержанию учебной дисциплины и профессиональной мотивации будущего специалиста, содействие активизации мышления студентов;

установочную – обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;

воспитательную – формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению профессиональными навыками.

Содержание и форма проведения лекционного занятия должны соответствовать требованиям, определяющим качественный уровень образовательного процесса. К ним относятся:

научная обоснованность, информативность и современный научный уровень дидактических материалов, излагаемых в лекции;

методически отработанная и удобная для восприятия последовательность изложения и анализа, четкая структура и логика раскрытия излагаемых вопросов;

глубокая методическая проработка проблемных вопросов лекции, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

яркость изложения, эмоциональность, использование эффективных ораторских приемов –выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

вовлечение в познавательный процесс аудитории, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для творческой деятельности;

использование возможностей информационно-коммуникационных технологий, средств мультимедиа, усиливающих эффективность образовательного процесса.

Существует несколько видов лекционных заданий.

Вводная лекция читается в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Такая лекция в значительной степени носит популярный характер и читается монологически. На вводной лекции обычно указывается список необходимой для работы литературы, разъясняется, какие вопросы будут изучены на практических, семинарских или лабораторных занятиях и т.п.

Для студентов очно-заочной и заочной формы обучения могут быть предусмотрены установочные лекции.

Установочная лекция включает изложение целей изучения дисциплины, её актуальность, а также описание организации учебного процесса и требования к студентам по исходному уровню знаний и умений. Кроме того, кратко доводится основное содержание тем учебной программы, обзор основного материала предмета, даются общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала.

Программная лекция проводится в соответствие с учебной программой курса и является основным типом лекционных занятий. На таких лекциях в рамках бюджета времени, отводимого учебным планом на дисциплину, излагается основное содержание изучаемой дисциплины.

Итоговая лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. На итоговой лекции выделяются основные идеи курса, показывают, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена по дисциплине.

Систематичность лекционного материала на всех типах лекционных занятий определяется взаимосвязью изучаемого материала с ранее изученным, постепенным повышением сложности рассматриваемых вопросов, взаимосвязью частей изучаемого материала, обобщением изученного материала, стройностью изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикацией курса, темы, вопроса и единообразием структуры построения материала.

В начале любого лекционного занятия, лектор объявляет тему и план, подлежащую изучению. Темы лекционных занятий рассматриваются в соответствии с рабочей программой дисциплины. Лекционные занятия проводятся согласно учебному расписанию.

Студент должен овладеть методикой эффективной работы во время лекционного занятия и отработки лекции. Прежде всего студентам дневной, очно-заочной и заочной форм обучения необходимо сформировать умение слушать и конспектировать лекции, поскольку работа над ними непосредственно на занятии и в внеаудиторное время требует значительных усилий: уметь не только слушать, но и воспринимать, осознавать содержание лекции систематизировать и группировать полученные знания в конспектах; уметь творчески осмысливать материал лекции в процессе самостоятельной работы и др.

Лекционный материал необходимо не только слушать, но и конспектировать. Для этого надо научиться быстро писать, благодаря использованию условных обозначений и сокращений отдельных слов и фраз.

Студенту важно уметь осуществлять своеобразную "фильтрацию" учебного материала, выделять основное и вытеснять второстепенное, кроме того, главное еще и обобщать и систематизировать. Надо знать, что главные мысли, в отличие от второстепенных, обычно преподаватели подчеркивают интонацией, замедленным темпом речи. Для систематизации студент должен уметь выделять узловые вопросы, обобщать и логически осмысливать последовательность и взаимосвязь отдельных компонентов лекции.

Конспектируя лекцию, надо полностью записывать название темы, план, рекомендованную литературу. Особое внимание необходимо уделять записям правил, цитат, формул, схем и т.

На лекционном занятии, студенты могут задавать лектору вопросы по теме изучения. Лектор может задавать наводящие вопросы аудитории с целью обратной связи с обучающимися. Все вопросы, подлежащие рассмотрению темы, должны быть раскрыты.

По окончании рассмотрения темы, лектор подводит итоги, делает краткие выводы и отвечает на вопросы студентов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...