Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция недостатков произношения




Коррекция недостатков произношения

К 4 годам ребенок должен произносить все звуки в соответствии с фонетической нормой русского языка. Однако некоторые дети к 4 годам не могут правильно произносить все звуки речи, так как их артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение у дошкольников до 4 лет признается специалистами допустимым явлением. И только после этого возраста нарушение звукопроизношения считается патологией.

Коррекцию неправильно произносимых звуков необходимо начинать в возрасте 4 лет. Очень часто произношение звуков является внешним проявлением более глубокого нарушения речи, медленного накопления словаря, неумения грамматически правильно оформить свои высказывания. В случаях, когда у ребенка тяжелое нарушение речи, следует обратиться за помощью к специалистам как можно раньше, так как коррекционная работа при некоторых логопедических заключениях чрезвычайно трудоемка, многопланова и требует длительной работы специалистов.

Недостатки произношения звуков могут повлечь за собой нарушения устного речевого общения и письма детей, поэтому очень важно устранить имеющиеся недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте. В этот период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, она гибка и податлива, следовательно, все виды нарушений звукопроизношения будут преодолеваться легче и быстрее.

Следует обратить внимание родителей на то, что каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную не только на формирование звуковой стороны речи, но и на развитие лексического словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Все это необходимо для общего психического развития ребенка, а также для его последующего обучения в школе.

Недостаток в произношении лишь единичных звуков часто легко поддается исправлению, родители сами могут помочь ребенку. Для этого необходимо:

• пробуждать интерес ребенка к звуковой стороне речи;

• приучать детей прислушиваться к речевым звукам и выделять их в простых словах;

• предлагать ребенку сравнивать на слух правильное и неправильное произнесение слов;

• поддерживать стремление ребенка более четко произносить слова и предложения;

• целенаправленно развивать у детей слуховое внимание, привычку вслушиваться в речь окружающих и сравнивать ее с собственной речью.

Чтобы выяснить, какие звуки у ребенка нарушены, полезно использовать набор картинок, на которых изображены: стол, маска; семь, осень, лось; зонт, коза; зима, газета; цепь, кольцо, перец; шапка, кошка, камыш; жук, ежи; щётка, овощи; чемодан, бочка, мяч; лук, белка; лев, малина, медаль; рак, помидор; река, карета, фонарь. (Вам может пригодиться иллюстративный материал вклейки или картинки лото «Покажи и назови», «Лото на четырех языках» и т. п. ).

Предложите ребенку назвать изображенные на картинках предметы и зафиксируйте неправильно произносимые звуки в словах. Затем необходимо проверить, умеет ли ребенок произносить эти звуки изолированно. Для этого попросите его повторять отдельные звуки, например [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [р], [л] и т. д.

Если дошкольник не произносит какой-либо звук изолированно, то необходимо заняться постановкой этого звука. Для этого следует прежде всего:

• обратить внимание самого ребенка на недостаток его произношения (можно записать его речь на магнитофон, диктофон);

• показать образцы правильного произношения звука;

• сосредоточить внимание на положении органов речи (при этом полезно пользоваться зеркалом);

• продемонстрировать различия (артикуляционные, акустические) правильного и неправильного произношения.

Не рекомендуется одновременно исправлять произношение нескольких звуков. Кроме того, очень важна последовательность исправления неправильно произносимых звуков.

Установлено, что исправление недостатков произношения шипящих согласных значительно труднее, чем свистящих, поэтому если ребенок неправильно произносит те и другие согласные, то начинать работу надо со звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц] и только потом приступать к постановке звуков [ш], [ж], [ч], [ш']. Такой порядок определен дидактическим принципом последовательного перехода от простого к сложному. Исходя из того же принципа сначала работают над постановкой звуков [л] и [л'] и только после этого над звуками [р] и [р'].

Приемы постановки отдельных звуков приведены в разделе 2.

Организация занятий по улучшению произношения звуков

Занятия по формированию правильного произношения звуков у детей должны быть систематическими и проводиться не реже 3-4 раз в неделю. Продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут. При явных признаках переутомления ребенка занятие можно закончить раньше.

Работа над постановкой звуков требует корректного и бережного обращения с ребенком. Хорошее настроение ребенка — залог успешной работы, поэтому для проведения занятий желательно выбрать подходящий момент (после прогулки, просмотра мультфильма и т. д. ) или заранее подготовить малыша, настроить его на занятие (чтение вслух любимой сказки, рассматривание иллюстраций в книге). Старайтесь сделать занятие не скучным уроком, а интересной игрой.

Взрослые должны быть очень терпеливыми — ведь у детей не все сразу получается. Нужно хвалить ребенка при каждом положительном результате, следует заинтересовать его различными игровыми заданиями и не порицать в тех случаях, когда постановка звука затягивается на длительное время. Чаще ободряйте ребенка, тогда ему будет легче и интереснее, он не будет быстро уставать и не потеряет желания заниматься. Радуйтесь вместе с ним его достижениям.

При постановке звуков нужно использовать зеркало. Взрослый и ребенок смотрят в зеркало одновременно, таким образом взрослому будет легче следить за правильной артикуляцией ребенка, а дошкольнику — подражать образцу взрослого. Однако следует иметь в виду, что некоторые дети в ходе занятия используют зеркало для игры; в таком случае его применять не следует.

Занятия по формированию правильного звукопроизношения рекомендуется проводить в определенной последовательности:

• работа над постановкой звука;

• закрепление произношения звука в слогах;

• закрепление произношения звука в словах;

• закрепление произношения звука в предложениях;

• закрепление произношения звуков в разговорной речи.

При работе над звуком, его закреплении следует придерживаться основного правила: на занятии отрабатывается только один звук, поэтому речевой материал не должен содержать других трудных для ребенка звуков, кроме изучаемого.

Работа над автоматизацией звуков предусматривает постепенное усложнение лексического материала — от элементарного повторения за взрослым слогов и слов к называнию предметов, действий, описанию простейших ситуаций, воспроизведению по памяти чистоговорок, стихов, а затем — к пересказу коротких историй, составлению рассказов по серии картин и в дальнейшем — к свободному речевому общению.

При работе над автоматизацией звуков можно использовать разнообразные лото, открытки, фотографии, а также альбом, который интересно сделать вместе с ребенком по мере продвижения от звука к звуку. Например, при изучении звука [с] можно наклеить на первую страницу картинки, обозначающие слова, в которых звук находится в конце (нос, пёс, рис, ананас, автобус и т. д. ). Вторую страницу займут картинки, обозначающие слова, в которых этот звук стоит в середине (касса, бусы, весы и т. д. ), а третью — где звук находится в начале (сани, сумка, стол, самолёт, самокат и т. п. ). По этим изображениям можно отрабатывать сначала четкое произношение звуков в словах, затем придумывать предложения (Соня ест ананас. Около стула стоит сумка) и чистоговорки (Са-са-са, у меня оса. Со-со-со, мы купили колесо. Сы-сы-сы, в магазине есть весы), потом небольшие рассказы. Для автоматизации звуков в коротких историях, рассказах полезно использовать не только специальную литературу, но и полюбившиеся ребенку журналы («Винни-Пух», «Тошка», «Барби», «Принцесса», «Покемон» и др. ) и комиксы («Человек-паук», «Дональд Дак», «Микки-Маус»). Следует помнить о том, что картинки и тексты должны отвечать возрасту ребенка.

В некоторых случаях ребенок без ошибок повторяет речевой материал в кабинете логопеда, а в других условиях его произношение остается по-прежнему неправильным. Тогда задача родителей — активизировать речь ребенка, играть с ним в лото и другие настольные игры, добиваясь правильного произношения слов и предложений.

Надо помнить, что развитие речи тесно связано с общим развитием психики ребенка, поэтому успешное развитие его речи в большой степени зависит от правильности общего режима и режима игровой и речевой деятельности. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить ребенка последовательно и связно передавать увиденное (рассказ по картинке), правильно произносить слова и фразы. Опыт показывает, что в некоторых случаях школьники, имеющие недостатки в произношении, овладевают грамотой с большим трудом и часто оказываются в рядах неуспевающих по русскому языку.

Постановка звуков у детей — сложный и длительный процесс, требующий внимания и терпения. В трудных случаях нарушения речи у дошкольников родители не могут заменить специалистов, так как нарушения речи нередко являются следствием расстройств, связанных с поражением центральной нервной системы, лечение которых требует комплексного воздействия и помощи ряда специалистов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...