Приемы постановки звуков. ♦ Предложения. ♦ Чистоговорки. ♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки
Приемы постановки звуков Постановка звука [с] При произнесении звука [с] язык упирается в нижние зубы и образует желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. По бокам желобок закрыт боковыми краями языка. Струя воздуха холодная, ребенок может это ощутить, если поднесет ко рту руку (тыльной стороной кисти). Если ребенок не сразу усваивает правильную артикуляцию этого звука и пытается поднять язык к верхним зубам, можно взять чистую тоненькую палочку и с ее помощью опустить язык к нижним зубам. Изолированный звук [с] закрепляют с помощью звукоподражания (воздух выходит из насоса и свистит: «с-с-с-с-с-с-с»). Хорошо усвоенный звук необходимо автоматизировать: сначала в закрытых слогах: ас, ос, ус, ыс; словах: ус, нос, мыс, квас, овёс, рис, миска, леска, пляска, коляска; затем в открытых слогах: са, со, су, сы; словах: оса, коса, лиса, весы, косы, волосы, песок, кусок. После этого можно переходить к работе с предложениями, чистоговорками, потешками, скороговорками, пословицами, загадками. ♦ Предложения У сосны — сук. Сова сидит на суку. У Сони синяя сумка. Борис сломал самокат. У Алисы толстая коса. У Славы русые волосы. Мама поставила на стол суп и салат. Самолет летит высоко над лесом. На столе стоит стакан. Собака ест вкусный суп. Лиса поселилась в лесу. В песочницу насыпали песок. Настя и Саня купили пылесос. В саду поспели сладкие сливы. Стае носит спортивный костюм. Борис привез вкусные абрикосы. Света, Соня и Слава пьют сок. Скворец сидит в скворечнике. ♦ Чистоговорки Са-са-са, к нам летит оса. Са-са-са, в лесу живет лиса. Са-са-са, у Сони русая коса. Со-со-со, укатилось колесо. Сы-сы-сы, вот стоят весы.
Сы-сы-сы, у нас теплые носы. Су-су-су, я суп несу. Су-су-су, стадо я пасу. Ас-ас-ас, мы любим квас. Ас-ас-ас, у нас свет погас. Ос-ос-ос, Света ест абрикос. Ёс-ёс-ёс, в поле рос овёс. ♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки У маленькой Сани санки едут сами. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Сам с вершок, а ума с горшок. Свои люди — сочтемся. Свято место пусто не бывает. Сегодня густо, а завтра пусто. Сказано — сделано. Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит. Сколько голов, столько и умов. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. С одной ягоды сыт не будешь. Спелое яблоко само с дерева валится. Сын у меня мой, а ум у него свой. ♦ Загадки Конь стальной, Хвост льняной. (Иголка и нитка)
Сто один брат, Все в один ряд, Вместе связаны стоят. (Изгородь, забор) Стоит городок — Сколько сереньких домков, Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
Мету, мету — не вымету, Несу, несу — не вынесу; Пора придет — сама уйдет. (Тень) Постановка звука [с'] Звук [с'] можно вызвать путем подражания после того, как звук [с] будет автоматизирован. Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю. При этом ребенок должен улыбаться, так как растягивание уголков рта способствует продвижению языка вперед и смягчению звука. Когда будет усвоено правильное произношение звука [с'] в слогах, можно переходить к автоматизации звука в словах: Ася, Люся, гусята, лисята, лосята, осина, висит, носит, косит, василёк, лось, гусь, боюсь и т. п. Затем проводится работа по закреплению звука в предложениях, чистоговорках, потешках, скороговорках, пословицах, загадках.
♦ Предложения У Люси есть гуси. Люся пасет гусей. У Аси — синий василек. Сема сидит на сене. Сева бегает босиком. У лисицы — лисята. Симе дали семь апельсинов. Вася сидит в седле. Песок носили на носилках. Лисица унесла гусенка. В сети попались осетры. Осенью много подосиновиков. Сима и Сева написали письма. У Маруси десять поросят. Ася и Люся сидят в беседке. Сева и Сеня ехали на такси.
♦ Чистоговорки Си-си-си, к нам плывут караси. Ся-ся-ся, я боюсь гуся. Ся-ся-ся, Костя ловит карася. Сю-сю-сю, подожду Люсю. Ось-ось-ось, вот идет лось. Сят-сят-сят, у Симы десять лисят. ♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки Сено Сене Костя косит — в сени сено Сеня носит. Сеня вез воз сена. Носит Сеня сено в сени — спать на сене будет Сеня. , Семь бед — один ответ. ♦ Загадки На потолке в уголке висит сито, не руками свито. (Паутина)
Синий мундир, белая подкладка, В середине — сладко. (Слива) Постановка звука [з] Постановка звука [з] не вызывает трудностей после того, как звук [с] будет хорошо автоматизирован в словах, фразах и коротких стихотворениях. Звук [з] произносится так же, как и звук [с], только с участием голоса. Поставить звук [з] помогает ощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани. Одну руку (тыльной стороной) ребенок должен приложить к шее взрослого спереди, другой — прикоснуться к своей шее. Сначала взрослый произносит звук [с], потом плавно переходит на звук [з]. После нескольких демонстраций ребенок должен произнести эти звуки сам. Следует обратить внимание ребенка на разное звучание этих звуков: [с] — тихий звук, [з] — громкий. Изолированный звук [з] закрепляют с помощью звукоподражания (маленький комарик, а звенит громко: «з-з-з-з-з-з»). После того как ребенок стал правильно произносить звук [з], можно приступить к автоматизации звука в открытых слогах (за-зо-зу-зы), а далее переходить к словам, в которых этот звук находится в начале слова: замок, зонт, зубы, зайка; в середине слова: ваза, коза, тазы, слёзы, узлы, газон, гнездо. Слов со звуком [з] в конце в русском языке нет, так как он в этой позиции приглушается и звучит, как [с]. После этого можно переходить к работе с предложениями, чис-тоговорками, потешками, пословицами, считалками, загадками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|