♦ Предложения. ♦ Чистоговорки. ♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. ♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки
♦ Предложения Зоя загоняет козу. Зазвонил звонок. За забором — береза. У Зои веселые глаза. У Захара заноза. Коля запускает змея. Лиза зовет козленка. В зале звучит музыка. У Зои заболели зубы. В вазу поставили мимозу. Лиза завязывает золотой бант. Зоя забыла зонт у Лизы. На возах везут арбузы. Зоя и Лиза разбили вазу. В поезде везут заказные письма. Захар опоздал на поезд. Зоя знает азбуку. Папа купил железный замок. Зайцы грызут у березы кору. В школе зазвонил звонок и зовет всех на урок. ♦ Чистоговорки За-за-за, падает береза. За-за-за, у Лизы синие глаза. За-за-за, приближается гроза. Зу-зу-зу, мы стоим внизу. Зу-зу-зу, я морковь грызу. Зу-зу-зу, мы поймали стрекозу. Зы-зы-зы, мимо ехали возы. Зы-зы-зы, в углу стоят тазы. ♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки Лезут козы в гору, в лозу — лозу козы в грозу грызут. Видит волк козу, забыл и про грозу. Губы да зубы — два запора. Слышал звон, да не знает, где он. В закрытый рот и муха не залетит. В морозный день заснуть легко, проснуться трудно. Вперед не забегай, а сзади не отставай. Всякому зерну своя борозда. Гуляй, да дело не забывай. За горячее железо не хватайся. Заставили козла огород стеречь.
♦ Считалки Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет, Зина в лес вчера пошла, Землянику там нашла.
Бегал по двору щенок, Видит пирога кусок. Под крыльцо залез и съел, Завалился, засопел.
♦ Загадки Вырос в поле дом, полон дом зерном, Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)
Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила) Постановка звука [з']
Звук [з'] можно вызвать путем подражания после автоматизации звука [з] во фразовой речи. При произнесении звуков [з] и [з'] артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении [с] и [с'], только спинка языка несколько выше, голосовые связки вибрируют, выдох менее напряжен. Сначала требуется отработать слоги: зи, зя, зе, зё, зю. Потом можно переходить к автоматизации звука в словах: зима, Зина, зяблик, зелень, зеркало, зебра; магазин, музей, друзья; грязь и т. д. После этого можно начинать работу с предложениями, чистоговорками, пословицами, поговорками, загадками. ♦ Предложения Папа читает газету. У Зины забавный зверек. Возле зеркала сидит обезьяна. Зоя идет в магазин. В магазине есть зефир. Зина в корзину кладет землянику. По земле ползет змея. Зина едет на озеро. На озере зеленая травка. Кузьма был в музее. Зоя и Зина — друзья. Грузовик везет зерно. В магазине мы купили зеленый арбуз. ♦ Чистоговорки Зи-зи-зи, ты Зину отвези. Зя-зя-зя, спички брать нельзя. Зюм-зюм-зюм, я люблю изюм. Зин-зин-зин, наплетем корзин. Зин-зин-зин, мы пошли в магазин. ♦ Пословицы, поговорки Будет зима — будет и лето. Зима кончается, весна начинается. Зиме и лету союза нету. Зимой волка бойся, а летом мухи. Красное солнышко черную землю греет. ♦ Загадки Зимой — звезда, Весной — вода. (Снежинка)
За то, что завял в зеленом чулане, Зимой отхлестал он хозяина в бане. (Березовый веник) Постановка звука [ц] К постановке звука [ц] можно переходить только после того, как звук [с] будет исправлен полностью и войдет в речь ребенка. Звук [ц] сложный, он состоит из звуков [т] и [с], которые произносятся быстро, один за другим. Иногда у ребенка сразу получается звук [ц], а иногда — лишь сочетание звуков: тэс, тыс. Необходимо показать ребенку, что оба звука [т] и [с] произносятся без разрыва, слитно. Взрослый должен поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука [ц] малыш ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при произнесении тэс или тыс.
Изолированный звук [ц] закрепляют с помощью звукоподражания (мама спит, девочка просит не шуметь: «ц-ц-ц-ц-ц»). Хорошо усвоенный звук следует автоматизировать в слогах: ац, оц, уц, ыц; словах: заяц, отец, колодец, молодец, умница, больница, улица, лестница, пальцы, зайцы, ножницы, цыплёнок, цирк, цифра и т. п. После этого можно переходить к работе с предложениями, чистоговорками, потешками, скороговорками, пословицами, загадками.
♦ Предложения У Максима ранец. Это — указательный палец. На ветке сидит скворец. Тетя Оля — продавец. Мы купили ситец. Пастух пасет овец. Иголки находятся в игольнице. Кошка лакает молоко из блюдца. Оля и Петя занимаются танцами. По земле прыгает синица. Дети гуляют на улице. У братца цветное полотенце. Мальчик и девочка поднимаются по лестнице. Продавец подал пуговицы. Овцы хотят напиться водицы. Кузнец кует цепь. ♦ Чистоговорки Ец-ец-ец, сказочный дворец. Ец-ец-ец, выступал у нас певец. Ца-ца-ца, на цветке пыльца. Цо-цо-цо, подарили мне кольцо. Цы-цы-цы, сажаем огурцы. Ца-ца-ца, зацвела акация. Цо-цо-цо, цыплята вышли на крыльцо. Цы-цы-цы, победители — пловцы.
♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь. Из соседнего колодца целый день водица льется. Цыпленок с курицей пьют чай на улице. Скворцы и синицы — веселые птицы.
На улице две курицы С петухом дерутся. Две девицы-красавицы Смотрят и смеются. — Цынцы-брынцы, балалайка, — Цынцы-брынцы, заиграй-ка. — Цынцы-брынцы, не хочу. — Цынцы-брынцы, спать хочу! — Цынцы-брынцы, куда едешь? — Цынцы-брынцы, в городок. — Цынцы-брынцы, чего купишь? — Цынцы-брынцы, молоток.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|