Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

♦ Предложения. ♦ Чистоговорки. ♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. ♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки




♦ Предложения

Зоя загоняет козу. Зазвонил звонок. За забором — береза. У Зои веселые глаза. У Захара заноза. Коля запускает змея. Лиза зовет козленка. В зале звучит музыка. У Зои заболели зубы. В вазу поставили мимозу. Лиза завязывает золотой бант. Зоя забыла зонт у Лизы. На возах везут арбузы. Зоя и Лиза разбили вазу. В поезде везут заказные письма. Захар опоздал на поезд. Зоя знает азбуку. Папа купил железный замок. Зайцы грызут у березы кору. В школе зазвонил звонок и зовет всех на урок.

♦ Чистоговорки

За-за-за, падает береза. За-за-за, у Лизы синие глаза. За-за-за, приближается гроза. Зу-зу-зу, мы стоим внизу. Зу-зу-зу, я морковь грызу. Зу-зу-зу, мы поймали стрекозу. Зы-зы-зы, мимо ехали возы. Зы-зы-зы, в углу стоят тазы.

♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки

Лезут козы в гору, в лозу — лозу козы в грозу грызут. Видит волк козу, забыл и про грозу. Губы да зубы — два запора. Слышал звон, да не знает, где он. В закрытый рот и муха не залетит. В морозный день заснуть легко, проснуться трудно. Вперед не забегай, а сзади не отставай. Всякому зерну своя борозда. Гуляй, да дело не забывай. За горячее железо не хватайся. Заставили козла огород стеречь.

 

Считалки

Захар змея запускает,

Зоя с зайкою играет,

Зина в лес вчера пошла,

Землянику там нашла.

 

Бегал по двору щенок,

Видит пирога кусок.

Под крыльцо залез и съел,

Завалился, засопел.

 

Загадки

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом.

(Колос)

 

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

(Пила)

Постановка звука [з']

Звук [з'] можно вызвать путем подражания после автоматизации звука [з] во фразовой речи.

При произнесении звуков [з] и [з'] артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении [с] и [с'], только спинка языка несколько выше, голосовые связки вибрируют, выдох менее напряжен.

Сначала требуется отработать слоги: зи, зя, зе, зё, зю. Потом можно переходить к автоматизации звука в словах: зима, Зина, зяблик, зелень, зеркало, зебра; магазин, музей, друзья; грязь и т. д.

После этого можно начинать работу с предложениями, чистоговорками, пословицами, поговорками, загадками.

♦ Предложения

Папа читает газету. У Зины забавный зверек. Возле зеркала сидит обезьяна. Зоя идет в магазин. В магазине есть зефир. Зина в корзину кладет землянику. По земле ползет змея. Зина едет на озеро. На озере зеленая травка. Кузьма был в музее. Зоя и Зина — друзья. Грузовик везет зерно. В магазине мы купили зеленый арбуз.

♦ Чистоговорки

Зи-зи-зи, ты Зину отвези.

Зя-зя-зя, спички брать нельзя.

Зюм-зюм-зюм, я люблю изюм.

Зин-зин-зин, наплетем корзин.

Зин-зин-зин, мы пошли в магазин.

♦ Пословицы, поговорки

Будет зима — будет и лето. Зима кончается, весна начинается. Зиме и лету союза нету. Зимой волка бойся, а летом мухи. Красное солнышко черную землю греет.

♦ Загадки

Зимой — звезда,

Весной — вода.

(Снежинка)

 

За то, что завял в зеленом чулане,

Зимой отхлестал он хозяина в бане.

(Березовый веник)

Постановка звука [ц]

К постановке звука [ц] можно переходить только после того, как звук [с] будет исправлен полностью и войдет в речь ребенка. Звук [ц] сложный, он состоит из звуков [т] и [с], которые произносятся быстро, один за другим. Иногда у ребенка сразу получается звук [ц], а иногда — лишь сочетание звуков: тэс, тыс.

Необходимо показать ребенку, что оба звука [т] и [с] произносятся без разрыва, слитно. Взрослый должен поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука [ц] малыш ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при произнесении тэс или тыс.

Изолированный звук [ц] закрепляют с помощью звукоподражания (мама спит, девочка просит не шуметь: «ц-ц-ц-ц-ц»). Хорошо усвоенный звук следует автоматизировать в слогах: ац, оц, уц, ыц; словах: заяц, отец, колодец, молодец, умница, больница, улица, лестница, пальцы, зайцы, ножницы, цыплёнок, цирк, цифра и т. п. После этого можно переходить к работе с предложениями, чистоговорками, потешками, скороговорками, пословицами, загадками.

 

♦ Предложения

У Максима ранец. Это — указательный палец. На ветке сидит скворец. Тетя Оля — продавец. Мы купили ситец. Пастух пасет овец. Иголки находятся в игольнице. Кошка лакает молоко из блюдца. Оля и Петя занимаются танцами. По земле прыгает синица. Дети гуляют на улице. У братца цветное полотенце. Мальчик и девочка поднимаются по лестнице. Продавец подал пуговицы. Овцы хотят напиться водицы. Кузнец кует цепь.

♦ Чистоговорки

Ец-ец-ец, сказочный дворец.

Ец-ец-ец, выступал у нас певец.

Ца-ца-ца, на цветке пыльца.

Цо-цо-цо, подарили мне кольцо.

Цы-цы-цы, сажаем огурцы.

Ца-ца-ца, зацвела акация.

Цо-цо-цо, цыплята вышли на крыльцо.

Цы-цы-цы, победители — пловцы.

 

♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь. Из соседнего колодца целый день водица льется. Цыпленок с курицей пьют чай на улице. Скворцы и синицы — веселые птицы.

 

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются.

— Цынцы-брынцы, балалайка,

— Цынцы-брынцы, заиграй-ка.

— Цынцы-брынцы, не хочу.

— Цынцы-брынцы, спать хочу!

— Цынцы-брынцы, куда едешь?

— Цынцы-брынцы, в городок.

— Цынцы-брынцы, чего купишь?

— Цынцы-брынцы, молоток.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...