♦ Загадки. ♦ Предложения. ♦ Чистоговорки. ♦ Скороговорки. ♦ Потешки, пословицы, поговорки. Красная девица сидит в темнице,
♦ Загадки От цветка к цветку порхает, Утомится — отдыхает. (Бабочка)
Красная девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь на грядке)
Нахмурится, насупится, В слезы ударится — ничего не останется. (Туча) Постановка звука [ш] При произношении звука [ш] губы вытянуты вперед, а зубы почти сомкнуты (расстояние между ними примерно 1 мм), широкий язык поднят вверх. При произношении звука [ш] выдыхаемая струя должна быть теплой. Выработка правильного звука [ш] требует многократного повторения и использования различных образов (шипит гусь, шумит ветер и т. д. ). Закрепив произношение звука [ш] изолированно, можно переходить к автоматизации звука в закрытых слогах: аш, ош, уш, ыш; словах: наш, ваш, мышь, камыш, кошка, плошка, кашка, мошка; в открытых слогах: ша, шо, шу, ши; словах: Маша, Миша, Даша, каша, ношу, пишу, мыши, камыши, шапка, шуба и т. п. После этого переходят к работе с предложениями, чистоговорками, пословицами, скороговорками, загадками. ♦ Предложения У бабушки шаль. У Даши ландыш. Маша любит кашу. Школьник идет в школу. В машине пшеница. В лукошке шишки. Наташа вешает шубу. В шкафу стоят книжки. У Алеши клюшка и шайба. Кошка на окошке рубашку шьет. На вешалке шуба и шапка. Кошка поймала мышку. Дедушка сидит на кушетке. Миша под душем моет шею и уши. Алеша кушает кашу большой ложкой. Дедушка купил Алеше шахматы и пушку. ♦ Чистоговорки Аш-аш-аш, строим мы шалаш. Ош-ош-ош, у нас много калош. Уш-уш-уш, мама принимает душ. Иш-иш-иш, так шумит камыш. Шка-шка-шка, пришла кошка. Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши. Ши-ши-ши, Маша с Мишей — малыши. Ша-ша-ша, мама моет малыша. Ша-ша-ша, наша Саша хороша.
Шо-шо-шо, я пою хорошо. Шу-шу-шу, я письмо пишу. Шу-шу-шу, я шубу ношу. ♦ Скороговорки Шел Саша по шоссе, Нес сушки в мешке: Сушку — Грише, Сушку — Мише, Еще две сушки Маше и Петрушке.
Белка с ветки в свой домишко Перетаскивала шишку. Белка шишку уронила, Прямо в Мишку угодила. Застонал, заохал Мишка — На носу вскочила шишка!
Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
У Любашки — шляпка, У Полюшки — плюшка, У Павлушки — шлюпка, У Илюшки — клюшка.
Кукушка кукушонку Купила капюшон, Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон.
Пекла для Варюшки Подружка ватрушки.
Подружке подушку Сшила Варюшка.
Насыпал Парамошка Горошка на дорожку, Ведет теперь к порожку Дорожка из горошка.
Ждут воробьи У кормушки кормежки, Принес им Маркушка В кармане морошки. ♦ Потешки, пословицы, поговорки Шли шестнадцать мышей и шесть нашли грошей. Я по камешкам пошел — шубку шелкову нашел. Саше дали кашу, а Мише простоквашу. Шила в мешке не утаишь. Петушок, петушок, отдай Маше гребешок! Дали вместе с простоквашей каши Клаше нашей — ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей. Шапка да шубка — вот он, наш Мишутка! Тише, мыши, тише, мыши, — кот пришел на нашу крышу. Кошка на окошке штанишки шьет, мышка в сапожках избушку метет.
Вот они сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем калошки: Эта — с правой ножки, Эта — с левой ножки. Вот так хорошо. ♦ Загадки В большой избе — избушка, А в избушке — щебетушка. (Птица в клетке)
Чем больше из нее берешь, Тем больше она становится. (Яма) Стоит Антошка на одной ножке; Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш) С неба падают ледышки,
Прямо падают в ладошки. Есть ледышки меньше крошки. Есть ледышки — больше шишки. (Град)
Кто стоит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы, Нет под шапкой головы! (Гриб) Постановка звука [ж] После автоматизации звука [ш] в словах можно переходить к работе по постановке звука [ж]. Звук [ж] произносится так же, как и звук [ш], только с участием голоса. Ребенку дается возможность осязать вибрацию гортани взрослого в момент произношения этого звука. Для этого необходимо приложить тыльной стороной его руку к шее взрослого спереди. Далее взрослый вместе с ребенком произносит звук [ш] и добавляет голос. В следующий момент ребенок, приложив другую руку к своей шее, должен ощутить вибрацию голосовых складок у взрослого и у себя. Изолированный звук [ж] закрепляют с помощью звукоподражания (жужжания жука, пчелы, шмеля и др. ). Хорошо усвоенный звук необходимо автоматизировать в слогах (жа, жо, жу, жи) и в отдельных словах, где звук [ж] находится в начале и в середине (жук, жаба, жало, жёлудь; ножи, лужи, ужи, ёжик, флажок, снежинка). Слов, заканчивающихся на звук [ж], в русском языке нет, так как в этой позиции он звучит, как звук [ш]. С отработанными словами ребенок может придумать предложения (целесообразно предложить ему соответствующие картинки). Речевой материал для автоматизации звука [ж] приведен ниже. ♦ Предложения У Жени есть ежи. На улице дождик. Папа купил ножи. У Жанны желтая пижама. Лыжник бежит по лыжне. В лесу живут дикие животные. Художник пишет пейзажи. Жабы прыгают по лужам. В траве жужжат жуки. Жанна вяжет жакет. Мама пожарила рыбу на ужин. Женя ждет, когда перестанет дождик. Пальцы сжать, потом разжать. Маленькие ножки бежали по дорожке. Мама купила Жанне свежее пирожное. На нижней полке лежат журналы. Жанна и Женя увидели медвежонка и ежей. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Женя живет в желтом доме на нижнем этаже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|