♦ Чистоговорки. ♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. ♦ Загадки. ♦ Предложения. Жу-жу-жу, над жасминами кружу.
♦ Чистоговорки Жи-жи-жи, в нашем доме этажи. Жи-жи-жи, купили мы ножи. Жо-жо-жо, а на улице свежо. Жу-жу-жу, вам ежа я покажу. Жок-жок-жок, я ем пирожок. Жа-жа-жа, есть ежата у ежа. Жу-жу-жу, на лужайке я жужжу. Жу-жу-жу, над жасминами кружу. ♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки Жук жуку жужжал: «Ж-ж-жу, ж-ж-жу. Я с ежом давно дружу... » Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот. В огороде свежий лук, на траве усатый жук. Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет. Жизнь прожить — не поле перейти. Жили люди до нас, будут жить и после нас. Ждать плохо, а догонять еще хуже. Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже. Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек. ♦ Загадки Сто одежек и все без застежек. (Кочан капусты)
Не огонь, а жжется. (Крапива) Постановка звука [ч] После работы над звуками [ш] и [ж] можно перейти к постановке звука [ч]. Можно сказать ребенку, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика, и показать, как кузнечик стрекочет: «ч-ч-ч-ч-ч». Попросите ребенка повторить звук. Если по подражанию звук [ч] поставить не удается, предложите малышу произнести звукосочетание [тш] — сначала в медленном, а затем во все более быстром темпе. Поставленный звук автоматизируется в слогах: ач, оч, уч, ич, затем в словах — сначала в таких, где он находится в конце слова: мяч, ключ, луч, ночь, дочь; затем в словах, где он стоит в середине: очки, кочка, почка, веточка, бабочка, качели, пончик, мальчик; и только после этого в словах, начинающихся со звука [ч]: чай, часы, чайник, чулок, чек, Чиполлино и т. д. Подробный речевой материал для автоматизации звука [ч] в предложениях, чистоговорках, потешках, скороговорках, пословицах и загадках представлен ниже.
♦ Предложения Наступила ночь. Ванечка на речке. У девочки уточка. Синичка сидит на веточке. У Олечки черный мяч. Ученики учатся в школе. Почтальон разносит почту. Ниночка качается на качелях. Зайчиха и зайчата сидят на поляне. Галочка ловит бабочку сачком. Белочка ищет грибочки и шишечки. Девочка пьет чай с печеньем. Мальчик ест булочку и запивает чаем. Лесная земляничка ростом невеличка. ♦ Чистоговорки Чок-чок-чок — стучит каблучок. Оч-оч-оч — наступила ночь. Ач-ач-ач — испекли калач. Ча-ча-ча — поспела алыча. Чо-чо-чо — у меня болит плечо. Чи-чи-чи — к нам летят грачи. Чу-чу-чу — молоточком я стучу. ♦ Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки Чем богаты, тем и рады. Чем дальше в лес, тем больше дров. Чует кошка, чье мясо съела. Чучело только видом пугает. Чем длиннее день, тем короче ночь. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
В четверг четвертого числа В четыре с четвертью часа Четыре черненьких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. ♦ Загадки Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись мальчики в темные чуланчики: Каждый мальчик в свой чуланчик. (Пальцы в перчатке)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Я стучу, стучу, стучу, Я лечу, лечу, лечу, Опоздать я не хочу. (Поезд)
Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, Ниточка в реке. (Удочка) Постановка звука [ш'] Недостатки произнесения звука [ш'] часто устраняются автоматически после того, как будут поставлены звуки [ш], [ж], [ч]. В том случае, если этого не происходит, ребенку нужно пояснить: звук [ш'] произносится, как звук [ш], только язык нужно придвинуть ближе к зубам. Можно попросить ребенка произнести звук [ш], растянув при этом губы в улыбке, тогда язык непроизвольно переместится вперед.
Звук [ш'] можно закреплять посредством звукоподражаний (например, шипит яичница на сковороде и др. ). Закрепив правильное произношение звука [ш'], следует переходить к автоматизации звука в слогах: ащ, ощ, ущ, ыщ, потом в словах: плащ, лещ, клещ, плющ, ящик, овощи, вещи, Кощей, щенок, щёки, щётка, щука, щавель. С отработанными словами нужно помочь ребенку составить предложения. Дополнительный речевой материал для автоматизации звука [ш'] представлен ниже. ♦ Предложения На вешалке висит плащ. Вова поймал леща. Дети ищут грибы. В роще живут щеглы. Щука — хищная рыба. У Пети много товарищей. В нашем городе много площадей. Бабушка варит щи из щавеля. Овощи уложили в ящик. Мама уложила вещи. Щи варят из овощей. Щенок пищит, просит пищи. Ваня угощает товарища. Волки рыщут, пищу ищут. ♦ Чистоговорки А. щ-ящ-ящ, я надену плащ. Ющ-ющ-ющ, на окне зеленый плющ. Щу-щу-щу, я тебя не отыщу. Ща-ща-ща, мы несем домой леща. Щи-щи-щи, дети любят овощи.
♦ Потешки, пословицы, поговорки Щи да каша — пища наша. Наварила щука щей, угощала двух лещей. Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку. ♦ Загадки Глазищи, усищи, хвостище, А моется всех чище. (Кошка)
Всех я за день навещу, Все, что знаю, растрещу! (Сорока) Постановка звука [л] Звук [л] является трудным в произношении, поэтому дети не всегда овладевают им самостоятельно. Для постановки звука [л] можно предложить следующий прием. Сначала ребенок должен произнести звук [ы], затем зажать язык между зубами и произнести звук [ы] еще раз. При этом положении речевых органов может получиться протяжный [л]. Этот длительный звук [л], его можно закрепить, применяя игровую форму (пароход гудит), и продолжать отрабатывать звук [л] изолированно (губы улыбаются, язык находится между зубами). Хорошо усвоенный звук следует автоматизировать в закрытых слогах: ал, ол, ул, ыл, ил, а затем в словах: бал, дал, пол, вол, стол, стул, дал, упал, копал, спал, белка, палка, вилка, ёлка, полка. Закрепив автоматизацию звука [л] в закрытых слогах, в конце слов и в середине слов со стечением согласных, можно перейти к работе с открытыми слогами: ла, ло, лу, лы, а потом и в словах, например: пила, юла, мала, вела, Мила, пела, мыла, видела, читала, носила, мыло, дупло, весло, тепло, одеяло, пчёлы, вилы, пеналы, каникулы и т. п.
После закрепления звука в словах следует предложить ребенку составить предложения с этими словами, а затем автоматизировать звук в предложениях, чистоговорках, загадках, потешках, скороговорках. Подробный речевой материал приведен ниже. Как правило, после длительной и регулярной работы над звуком [л] язык начинает занимать правильное положение за верхними резцами. Если этого не происходит, нужно предложить ребенку поднять язык за верхние резцы и в таком положении языка повторить речевой материал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|