Глава III. Структура курсовой и выпускной квалификационных работ
Глава III. Структура курсовой и выпускной квалификационных работ 3. 1 Титульный лист Курсовая и квалификационная работы включает следующие структурные элементы: • титульный лист; • оглавление (содержание); • введение; • главы основной части; • заключение; • список использованной литературы; • приложения (при наличии). Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется по строго определенным правилам. Титульный лист - это информация о выходных данных работы: о ведомстве, которому подчиняется вуз, самом вузе и кафедре, на которой выполняется работа. Также здесь указываются: форма учебно-исследовательской деятельности (курсовая или квалификационная работа), тема, фамилия, имя и отчество студента, курс, на котором учится студент; фамилия, имя и отчество, а также ученое звание и ученая степень научного руководителя. Рекомендуется фамилию, имя и отчество студента и научного руководителя писать полностью. В нижнем поле указываются место выполнения ВКР (город) и год ее исполнения (без слова «год»). Титульный лист не нумеруется, но считается первой страницей. Образцы оформления титульного листа и заключительного листа квалификационной работы даются в приложениях (см. Приложение 1). На второй странице курсовой и дипломной работы помещается «Содержание», в котором приводятся все заголовки дипломной работы (кроме подзаголовков) и указываются страницы, с которых они начинаются (Приложение 2). Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с другими заголовками в тексте нельзя. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.
Содержание тоже не нумеруется, хотя засчитывается как вторая страница работы. Ни титульный лист, ни раздел «Содержание» («Оглавление») не указываются в самом оглавлении как заглавия. Оно начинается с обозначения «Введения». На третьей странице начинается текст. Его открывает «Введение», не имеющее порядкового номера, но пронумерованное как страница. 3. 2 Введение. Методологический аппарат исследования Введение - это пролог всего исследования, его модель. Введение включает методологический аппарат исследования. Он и составляет основу введения, которое оформляется в виде развернутой аннотации работы с точки зрения разработанности данной темы, ее актуальности, определение целей и задач, объекта и предмета, методов исследования, аргументирование методов исследования и т. д.
Таблица Состав методологического аппарата различных форм исследований
Текст обычно начинается с актуальности выбранной темы. Актуальность исследования - это степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы, вопроса и задачи. Актуальность может быть связана:
• с неизученностью выбранной темы • с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Например: Обращение к проблеме формирования… обусловлено процессами… стимулирующими кардинальные образовательные реформы, одной из главных задач которых является…. Более того, ... Именно поэтому в настоящее время остро встает вопрос о необходимости... Как реакция на происходящие изменения сформировалась…, важность и необходимость которой признана... Ее предназначение состоит в... Зарубежную источниковедческую базу исследования составили научные обзоры и аналитические работы специалистов, посвященные вопросам теории и практики... В этой работе проведен системный анализ философской, исторической, педагогической литературы, публикаций ведущих ученых. В результате полученных данных сделана попытка …, обосновать возможности внедрения. Цель педагогического исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над темой. Это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего дипломного исследования. Цель как предвидение результата исследования всегда формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, обычно с помощью глагольных форм - «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», «определить» и др. Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Но нельзя называть объектом исследования, например, детский сад или начальную школу, так как это не объект, а конкретная база, достаточно широкая сфера, не все элементы которой подлежат изучению. Предмет исследования - та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. К примеру, объектом исследования могут быть процессы овладения речью, развитие функции, восстановление, а предметом исследования в таком случае является следующее: а) то или иное нарушение речи, б) те или иные компоненты его структуры и т. п. или в) процесс воспитания (обучения) определенного круга лиц, имеющих одну из форм речевой патологии.
Только при четком представлении о предмете исследования возможно разработать гипотезу исследования. Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы. К научной гипотезе предъявляются два основных требования: - она не должна содержать понятий, которые не уточнены; - она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, т. е. включать: а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование: «Если..., то..., потому что... ». Если обоснование не формулируется, то гипотеза становится двусоставной: «Если..., то... ». Чаще всего она строится по алгоритму: «А будет усовершенствовано, если используются В, С, Д». Например: - эффективному формированию грамматического строя родного языка способствует внедрение в систематический целенаправленный коррекционный процесс дошкольного образования фронтальных занятий по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня на основе принципа природосообразности. - использование игр в процессе логопедических занятий способствует развитию внимания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Гипотеза отличается от просто предположения. Она должна соответствовать следующим методологическим принципам: логической простоты и непротиворечивости, вероятности, широты применения, концептуальности, научной новизны и верификации. Сформулированные цель и гипотеза логически определяют его задачи исследования. Задачи исследования, будучи фрагментами цели (подцелями), ставятся только после разработки гипотезы. Задачи исследования — это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, они рассматриваются как основные этапы работы студента. Среди значительного количества задач важно выделить три группы: - историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнение
понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; • теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования; • практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций. Другие, более частные задачи относятся чаще всего в качестве подзадач к основным. Чаще всего формулировки задач делаются в форме перечисления с помощью глаголов. Например: «Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются: 1) Изучить..., 2) выявить..., 3) разработать..., 4) экспериментально проверить... » и т. д. Формулировки задач исследования необходимо делать как можно точнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы. Это важно также и потому, что из формулировок задач обычно формулируются и названия глав выпускной квалификационной работы. При определении задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель или быть шире ее. Цель достигается через решение задач, а потому каждая из таковых должна в своем решении продвигать исследование к намеченной цели, в сумме же своей задачи должны ей соответствовать. Любое квалификационное исследование предполагает раскрытие его методологических основ и указание на используемые методы. Методология исследования — это та научная база, на которой оно строится. Под методологическими основами исследованиями обычно понимают те концепции и теории, которые легли в его основу. В качестве таковой могут использоваться учения (например, теория познания, учение о синергетике развития), научные подходы (деятельностный, личностно-ориентированный и др. ), принципы (гуманизации, природосообразносги, культуросообразности). Чаще всего методологическая основа исследования формулируется следующим образом: «исследование опиралось на концепцию... », «методологической базой исследования послужили разработки... », «методологической основой исследования является В методологию составной частью входит определение теоретической базы исследования. Теоретическая база — это те учения, разработки, теории конкретных авторов, которые связаны с предметом исследования и объясняют именно его и только его. Таня, я думаю, это запутает студентов. Может быть оставим только методологическую базу или только теоретическую базу? По сути, какая там методологическая основа диплома?
Успешность выполнения выпускного квалификационного исследования в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в дипломной работе цели. Методы исследования определяются поставленными задачами. Для разрешения каждой из них требуются особые методы. Если речь идет о теории вопроса, нужны теоретические методы, например критический, системный и другие виды анализа, обобщение, моделирование и т. д. Если же дело касается практики, то необходимы эмпирические: методы наблюдения, сравнения, изучения продуктов деятельности и документации, эксперимент, различные виды опросов и т. д. Особо выделяются методы обработки полученных данных — конкретных фактов или статистических показателей. В таком случае говорят о методах качественного и количественного, т. е. статистического, анализа. Первые — методы понятийного описания, вторые — математического описания изучаемых явлений. Практическая значимость исследования — это возможность его использования в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования. Этим определяется его «потребительная стоимость» и возможность включения в «сферу образовательных услуг». Вы, как исследователь, такие «услуги» оказали и теперь определите, кому они могут понадобиться еще. При этом определяется практическая значимость прежде всего того нового, что внес исследователь. Определение практической значимости происходит следующим образом. Во-первых, мысленно анализируется база исследования, т. е. то учреждение, в котором проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования или где обобщался опыт работы. Во-вторых, выделяется участок, где успешно прошел эксперимент. В-третьих, определяется, где еще есть подобные ситуации и специалисты, способные использовать ваши рекомендации. В-четвертых, выделяются новые проблемы и идеи, которые не исследовались вами, но возникли в ходе вашего исследования. «Потребителями» таких идей могут стать другие исследователи. Так, определяется, какими педагогами, при работе с какими детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации вашего исследования, а также какие проблемы могут быть темой и предметом последующих изысканий. Практическая значимость исследования, определяемая самим исследователем, затем анализируется и подтверждается рецензентами и защищаются самим исполнителем. Объем «Введения» - примерно 1/10 от всей работы, т. е. конкретного текста курсового или дипломного сочинения. Требования к написанию «Введения» таковы: • Оно печатается на отдельных страницах; • Ни в оглавлении, ни в тексте оно не обозначается цифрами, будучи самостоятельной частью работы; • Все компоненты научного аппарата выделяются полужирным шрифтом. Каждый компонент излагается с новой строки. Например: Цель исследования: изучить специфику логопедической работы со слабослышащими детьми; Объект исследования: дети с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста; Предмет исследования: нарушение голоса у лиц речевых профессий. Будьте внимательны: с чтения «Введения» начинается оценка вашей работы. По его качеству судят обо всей работе, об уровне профессиональной подготовки, об ответственности, о творческом начале, об умении проектировать свою работу и продуманно ее выполнять и о многих других качествах специалиста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|