Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3 Построение основной части курсовой и выпускной квалификационной




3. 3 Построение основной части курсовой и выпускной квалификационной

работ

Для написания основной части составляется план текста как перечень основных положений, которые предстоит раскрыть. План — это названия глав, параграфов и подпараграфов. Количество таковых зависит от объема материала и характера текста. Необходимо добиться соразмерности их между собой по объему и степени сложности содержания. К тому же число параграфов в главах и подпараграфов в параграфах непременно должно быть не менее двух.

Названия (заглавия) глав, параграфов не могут совпадать ни друг с другом, ни с темой. Слова «Основная часть», «Теоретический обзор», «Экспериментальная часть» не вносятся ни в один из заголовков, поскольку это условное название всего текста по его назначению в работе. Эти заглавия должны быть содержательными, отражать идеи, раскрываемые в них. Их назначение — направлять внимание и пишущего и читающего на конкретную идею, конкретный материал.

Каждая глава имеет свое содержательное название, как и параграфы. Если содержание глав разделить на параграфы нельзя, то главы упрощаются до параграфов, т. е. вообще не вводятся.

Как правило, курсовые работы состоят из двух глав, которые делятся на параграфы: теоретической и эмпирической, посвященной либо обобщению опыта работы, либо небольшому эксперименту. При выполнении курсовой работы достаточно, в случае необходимости, ограничится только проведением констатирующего этапа экспериментальной работы. Возможен вариант написания курсовой работы только на теоретическом или только на эмпирическом материале. Это зависит от темы, от целей и задач, а также от научного руководителя.

Напомним, что теоретическая часть не может носить такие названия, как «Основная часть», «Теоретическая часть» или «Обзор литературы». Ее заголовки формулируются содержательно, проблемно, в соответствии с конкретной темой и методами работы над теорией.

Построение основной части квалификационного сочинения сложнее, поскольку таково^, может состоять из большего количества глав (чаще всего трёх).

Первая глава, как правило, носит реферативный характер. В ней рассматриваются теоретические основы рассматриваемой проблемы на основе анализа научной литературы по логопедии, педагогике, психологии. Теоретическая часть работы может включать краткую историю вопроса, психолого-педагогическое обоснование подхода к решению проблемы. Кроме того, она включает обзор литературы по проблеме, в конце которой даётся её обобщенный анализ с указанием, какие вопросы недостаточно освещены.

В зависимости от функционально-целевого назначения обзоры состояния проблемы делятся на реферативные (информационные) и аналитические (критические). Первые используются преимущественно в курсовых работах, вторые - обязательны в ВКР.

Реферативный обзор содержит систематизированные данные и факты, а также обобщенную информацию о состоянии рассматриваемого вопроса без их критической оценки автором, который оценивает степень разработанности проблемы, может выделить наиболее близкие ему позиции ученых.

Аналитический обзор содержит систематизированную, критически оцененную и обобщенную автором информацию о состоянии рассматриваемого вопроса. Его цель - содействие оценке состояния, выявлению нерешенных проблем, определению ведущих тенденций и путей развития рассматриваемой проблемы, а также синтезу нового научного знания. При этом могут быть выделены основные направления (течения, концепции, точки зрения), подробно проанализированы наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений. Данные остальных авторов представляются кратко, однако отмечается то оригинальное, что отличает их работу от подробно разобранных фундаментальных работ. Излагая факты и идеи различных исследователей, автор выражает свое отношение к этим идеям: с одними соглашается, другие берет под сомнение или опровергает, третьи использует для доказательства слабой разработанности проблемы в науке и т. д.

Глава II посвящается организации исследования, характеристике материала и методов исследования.

Здесь кратко освещается основная характеристика контингента испытуемых, которые исследовались автором: количество, их возраст, состояние здоровья и другие сведения, которые позволяют представить группу испытуемых. Указывается учреждение, на базе которого осуществлялось экспериментальное изучение (обучение), календарные сроки проведения исследования.

Раскрываются общенаучные (теоретические и эмпирические) и частные методы исследования. Полностью описываются организация и методика исследования (или обучения), способы обработки экспериментальных данных. В дипломных работах используются методы теоретического исследования, психологические, математические. Каждый из методов может быть конкретизирован применительно к исследовательской задаче и специфике изучаемого явления (при необходимости выделяются этапы исследования и соответственно методы и содержание работы исследователя). Например, в работах, посвященных проблемам специальных методик преподавания, весьма часто используется социально-педагогический метод исследования, направленный на анализ учебных программ (типовых и авторских) и учебных пособий.

Методика исследования дается в том порядке, в котором далее (в III главе) представляются результаты.

Глава III — анализ результатов исследования (обучения). Результаты исследования и их анализ описываются в строгой последовательности. Экспериментальные данные обобщаются в таблицах.

В квалификационной работе каждая глава заканчивается специальным разделом, не имеющим своей нумерации, — «Выводы по главе». В нем обобщается материал, изложенный в параграфах главы и позволяющий вывести новые умозаключения, отличные от уже известных в науке, или подтвердить их на новом исследовательском материале.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...