Находящиеся в искушениях
Искушение бывает или от внутренней причины, от растленной плоти – самолюбия, сластолюбия и корыстолюбия, или отвне, от мира, т. е. от людей развращенных, которых действия, слова и правила легко увлекают людей ко греху, или от диавола, который внушением, страхом, лестию и другими средствами располагает людей ко греху. Нередко случается, что кающиеся от частых и сильных искушений изнемогают духом. Итак надобно внушить им необходимость быть в безпрестанной борьбе с искушениями, указать им цель искушений. Плоть похотствует на духа (Гал. 5, 17); кийждо искушается от своея похоти влеком и прельщаем (Иак. 1, 17). Не искушение ли житие человеку на земли (Иов. 7, 1)? Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение (Сир. 2, 1). Хотя Бог никого не искушает ко греху, но попускает искушения для испытания человека. Искушает Господь Бог твой вас, еже уведети аще любите Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душею вашею (Второзаконие 13, 3). Жизнь вечная есть как бы венец, для достижения которого мы здесь должны сражаться и побеждать; но нет сражения без врагов. Бог по особенным целям попускает искушения душам, Ему преданным. Ибо искушения представляют случай для обнаружения нашей добродетели. Как буря показывает кормчаго, борца поприще, воина сражение, великодушного бедствия: так Христианина искушения (Василий Великий. Христианское Чтение ч. 8). Чрез силу искушений вера наша укрепляется; как дерева пускают корни глубже, если оне колеблются ветром и бурями, так сила Божия в немощи совершается (2 Коринфян. 12, 9. Иак. 1, 2, 3). Во время искушения, видя опасность – низвергнуться в погибель, мы признаем свою немощь, нужду в Божественной помощи и таким образом делаемся смиреннее. Сему мы научаемся от апостола Павла, который говорит: и за премногая откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся (2Кор. 12, 2). Сей глашатай, говорит блаж. Иероним, дан Павлу для уничтожения гордости, как едущему на торжественной колеснице дается глашатай говорящий: помни, что ты человек (Пис. 25). Искушение, говорит бл. Августин, есть испытание, а не прельщение ко греху и испытание не для того, чтобы Богу нужно было узнать нас, но чтобы самим людям показать, как им сделаться смиреннее и что им нужно просить помощи и благодати Божией (Quaest. 38 ivn. Г. ). И так не должно думать, что будто Бог оставил нас, когда искушения обуревают нас. Но мы должны считать их величайшим доказательством попечения Божия о нас. Блажен муж, иже претерпит искушение (Иак. 1, 12). Связанный диавол, говорит бл. Августин, может лаять, но не может укусить, разве только того, кто сам близко подходит к нему. Верен же Бог, иже не оставит нас искуситися паче, еже можем (1Кор. 10, 13). Скудельник знает, сколько сосуд должен оставаться в огне без опасности разрушиться. Ужели Бог премудрый, желающий и ищущий спасения нашего не может предвидеть и соразмерить искушения с немощию нашею, чтобы оне послужили нам во благо?
2) Тяжкия искушения после обращения суть признак того, что человек исторгнулся из рабства диаволу; ибо тех, которых он держит в плену, менее искушает; как ловец преследует не того зверя, которого он поймал, но того, который бежит от него. Всяку радость имейте братия моя, егда в искушения впадаете различна (Иак. 1, 2). Кающихся, после греховной жизни вступивших на путь добродетели и терпящих искушения, духовник должен убедить терпеливо переносить трудность и тягость непрерывной борьбы для очищения прежних грехов. Прежние греховные помыслы долго, долго продолжают тревожить душу. Так преподобная Мария Египетская говорит о себе, что она семнадцать лет терпела искушения, которые побеждала молитвою, бдением и повержением себя на землю.
3) Чем далее человек идет по пути к совершенству, тем более и более терпит искушений. Есть пословица, что вор в пустую клеть не ходит. Разбойник нападает не на пустой корабль, но на тот, который нагружен сокровищами. Господь, говорит св. Иларий, искушается тотчас после крещения, показывая Своим искушением, что в нас освященных особенно умножаются искушения диавола, ибо ему весьма вожделенна победа над святыми (на Матф. 3). Итак души, жаждущия благочестия не только не должны унывать духом, когда против воли подвергаются нападению нечестивых, скверных и срамных помыслов, но из того, что ад воздвигает против них столько нападений должны заключать, что оне любезны Богу. Общия средства против искушений суть смирение, молитва и мужество. Смирение отделяет препятствие для принятия благодати Божией, помогающей в немощах. Часто тайная гордость и тонкое самоуслаждение и самонадеянность бывают причиною того, что другия средства, впрочем сильныя, не приносят никакой пользы. Молитва испрашивает благодатную помощь у Того, Который сказал: просите и приимете; елика аще просите от Отца во имя Мое, даст вам (Иоан. 16. 23, 24). Мужество пользуется благодатною силою и помощию, прогоняет малодушие, предостерегает также, чтобы кто-нибудь сам безразсудно не выискивал опасностей. При руководстве находящихся в искушениях, духовник может предложить такие советы: 1) Если придет к тебе искушение, то следуй заповеди Господа: молитеся, да не внидите в напасть, и тотчас всем сердцем своим прибегай к Богу, испрашивай Его милости, исповедуя свою немощь. Как дети испугавшись тотчас бегут к матери, так мы, когда приходит к нам какое-либо искушение, должны прибегать с молитвою к Богу (Златоуст. о Пром. гл. 3). Или, обрати мысли ко внешнему какому-либо занятию, или возбуждай в себе чувства любви, сокрушения, или добродетели, противоположной искушению. Нашедшее искушение считай призыванием тебя к тому, чтобы ты крепче возлюбил Бога, и объятиями сердца обнимал Иисуса твоего, распятого за тебя. Впрочем когда захочешь возбудить в себе мысли и чувства, противоположные искушению, то старайся делать сие без смущения духа или чрезмерного напряжения, ибо чрез это или искушение умножится, или сам изнеможешь. Посему, если не можешь спокойно бороться с искушением то презри врага и обратись к другим добрым занятиям; или в кратких словах выражай пред Богом любовь к Нему и упование на Него.
2) Уповая на помощь Божественную, будь великодушен среди искушений помня, что христианин все может силою Божиею. Противитеся диаволу, и бежит от вас (Иак. IV, 7). Без сомнения блаженна та брань, хотя и опасная, когда мы уверены в победе, лишь только бы захотели сражаться противу врагов и противиться их нападениям. Как многих, имевших сию надежду и крепость духа, Бог избавил от челюстей диавола! Не избавил ли от величайшей опасности Иосифа, отвсюду окруженного нападениями горящей страстию неистовой женщины, и не вознес ли его на степень достоинства и славы? Не сохранил ли невинную Сусанну невредимою? И не удивительно: яко бяше сердце ея, уповая на Господа (Дан. XIII, 35). 3) Опасайся вступать в прение со врагом и ничего не отвечай ему, кроме крепкого слова Спасителя: отыди от меня сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши (Матф. IV, 10). Пренебрегай им, как недостойным ответа, но прибегай к Богу и пред Ним единым открывай свое сердце. Ибо иначе умножишь искушение, возмутишь дух; гордый враг возмечтает, что ты приписываешь ему большую силу, и постарается еще более смутить возмущенный дух твой. Самый лучший способ побеждать есть не смущаться. Искушения могут наносить тягость, скорбь, но не могут вредить, если будешь иметь твердую решимость служить Богу. Посему не обращай внимания на них и не думай о том, что оне предлагают, тем паче не разбирай каждого искушения отдельно – каково бы оно ни было: потому что разбирая его, только разстроишь себя и ничего не успеешь. Главное и сильнейшее средство против искушений есть искреннее открытие искушений пред отцем духовным или пред добрым опытным другом. Ибо врагу нашего спасения всего тяжелее то, когда открываются его козни. Одним признанием в искушении иногда так истребляется господство диавола что враг никогда более не покушается и на память привести искушение (См. Касс. собес. 2 гл. 4 в Душеполез. Чтен. 1860 г. Июль стр. 291). Известно из опыта, что самые сильные искушения исчезали тотчас, как скоро были открываемы другому. Сии общия средства имеют силу не только против искушений, влекущих к тяжким грехам, но и против маловажных, которые часто встречаются.
Но по различию искушений предлежит различный род борьбы, т. е. смотря потому, как известные предметы искушения производят в нас или отвращение и негодование, или услаждают и прельщают наши чувства. Против искушений первого рода должно действовать не только защищаясь, но и наступательно, например против нетерпения, гнева и скуки и пр. Но иначе должно бороться тогда, когда дело идет об искушениях услаждающих и прельщающих; здесь не должно преклонять слуха к льстивым внушениям, а надобно бежать от сих искушений. При искушениях сего рода нужна особенная осторожность, т. е., чтобы не слишком страшиться оных или не обратить ума к разсматриванию оных; но должно тотчас прибегнуть с молитвою к распятому за нас Господу Иисусу Христу, или прилежно заняться каким-нибудь предметом. Если плоть приидет в волнение, то надобно мысленно повергнуться пред распятым Господом и лучше желать умереть, нежели согласиться на грех. Должно стараться видеть одного только Иисуса Христа, а не искушение, иначе оное увеличится. Полезно прибегать к Пресвятой Богородице, сокровищу чистоты, чтобы она помогла не оскорбить Сына ея, возлюбленнаго, столько пострадавшого для спасения души; так же полезно просить помощи у Ангела Хранителя. Так Св. Мария Египетская говорит о себе: тогда как возгарались плотския мысли: абие слезящи и в перси биющися, воспоминая обеты, яже сотворих, исходя в пустыню сию, повергах мя на землю и слезами обливахся, помышляющи самую мне предстояти споручницу мою (Богородицу), преступление судящую и наказание за преступление показующую и не воставах от повержения моего день и нощь, дó ндеже сладкий свет осияваше мя и помыслы смущающие мя отгоняюще (Жит. ея Апрель 1 д. ). Полезно призывать Моисея Угрина, Иоанна Многострадальнаго, мученицу Фомаиду и других Святых девственников, умоляя их об облегчении искушений. Преподобный Нил Сорский в своем уставе пишет, что один брат, призвавший мученицу Фомаиду, тотчас избавился от одержавшого его блудного искушения. Для искоренения сей скверной и нечистой страсти, необходим труд сердечный и телесный. Сердечный, чтобы сердце постоянно молилось Богу; телесный, чтобы человек умертвил и посильно поработил свое тело (Варсон. вопр. 246). Да будет у нас, по словам Св. Киприана, пред глазами чтение Божественных книг, в руках доброе занятие, в душе помышление о Господе. Молитва никогда не должна переставать; но духовные занятия должны всегда продолжаться, чтобы враг всегда, как приближается к нам, находил сердце наше заключенным от него и вооруженным. При искушении плотском, надобно воспоминать смерть, будущий суд, вечные муки. Наслаждение греховное временно, а мучения за него вечны. Подробно о сем предмете сказано в духовном Алфавите Св. Димитрия.
Как во время искушений не полезно разсуждать о гнусности и следствиях похоти плотской, так мало полезно после искушения много размышлять о том, согласился ли ты на него.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|