Советы, как вести себя после искушения
Советы, как вести себя после искушения Тот, кто одержал победу над искушением, не должен думать, что будто своими силами преодолел искушение, но должен приписать победу Богу, ибо помощию Его изнемог лук сильных и немощные препоясаны силою. Он научает руки наша на брань и персты наша на ополчение. Итак, одного Бога мы должны благодарить за победу нашу, что и сделал апостол: Богу же благодарение давшему нам победу Господем нашим Иисусом Христом (1Кор. 15, 57). Так же должно остерегаться безпечности, т. е. победитель не должен считать себя безопасным, но должен готовиться к новым нападениям врага. Ибо не перестает нападать змий древний, нарицаемый диавол и сатана льстяй вселенную (Апок. 12, 9). Посему бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1Кор. 16, 13). Претерпевый же до конца, той спасен будет (Матф. 10, 22). Если же кто побежденный искушением падет, то тотчас должен возстать чрез покаяние во грехе своем. Чадца, сия пишу вам, да не согрешаете; но аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа Праведника (1 Иоан, 2, 1). Раскаяваясь в наших падениях, мы не должны приходить в смятение и в отчаяние. Ибо отчаяние и смущение не только препятствуют нам возвратиться на путь добра, но и противны благости Божией и милосердию, о которых Слово Божие возвещает многообразно. Послушай пророка: Господь очищает все беззакония твои, и исцеляет все недуги твои, венчает тя милостию и щедротами. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не по беззакониям нашим поступает с нами, не по грехам нашим воздает нам. Но как небо высоко от земли, так велика милость Его, к боящимся Его. Как далек восток от запада, так удаляет Он от нас преступления наши. Как отец жалеет сынов, так Господь жалеет боящихся Его (Псал. 102). Послушай, что Он Сам говорит: сице ресте, глаголюще: прелести наша, и беззакония наши в нас суть, и мы в них таем, и како нам живым быти; рцы им: живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему (Иезек. 33, 10, 11).
Но должно возставать от падения так, чтобы сей печальный опыт сделал нас осторожнее, научил не полагаться на себя самих, уклоняться случаев ко греху, и не осуждать падающих, но искренно сожалеть о них: иже не искусися, мало весть. Много видех в обхождении моем, и вящшая словес моих разум мой: многаши даже до смерти бедствовах, и спасен быв сих ради (Сир. 34, 10. 11. См. об искушениях в Православном Нравственном Богословии §§ 102–107). *** *** *** Богооставленность Богооста́ вленность – 1) утрата человеком Божественной благодати; 2) скорбное чувство, испытанное Господом Иисусом Христом (по человеческому естеству) на Кресте, в соответствии с Божьим Промыслом (Мф. 27: 46); 3) кажущееся отступление Бога от человека или общества людей (племени, народа и т. п. ), проявляющееся в формальном ослабевании Божественной поддержки (Суд. 6: 13). ( Источник: https: //azbyka. ru/bogoostavlennost) Бог отвращает от нас лицо Свое, когда мы поступаем недостойно заповедей Его (39, 146). Оставление Божие есть вид промышления Его. Когда Он, промышляя и имея о нас попечение, не видит должного внимания к Себе, тогда Он на некоторое время отступает и удаляется, чтобы нерадивые сделались ревностными (39, 147). Когда мы бываем оставлены Богом, тогда предаемся диаволу, а предавшись диаволу, подвергаемся бесчисленным бедствиям (42, 458). Когда Бог отступает от нас... наша душа терзается, сердце скорбит, люди нас огорчают и везде для нас обрывы и стремнины. Но все это попускается с пользой, чтобы люди беспечные, страдая от этого, возвратились к Богу. Святитель Иоанн Златоуст (39, 146).
Если вводишь (врага) в телесный храм свой, не виновен в том Пречистый и Святой Бог. Не Он оставил тебя, но ты отогнал Его; ты ввел скверного и утратил Святого; возненавидев Царя, возлюбил мучителя, удалился от Источника Жизни, прилепился к грязи; лишил себя света и пребываешь в общении с тьмой, по лености своей предал себя врагу. Преподобный Ефрем Сирин (27, 70). Не столько оставляет Бог проводящего порочную жизнь, когда он живет бесчинно или нагло, если он не гордится, сколько оставляет благоговейного, когда он возгордится: это и значит грешить против своего устроения и от этого происходит оставление. Преподобный авва Дорофей (58, 145). Источник. Для того оставляет (добродетельных) Бог, чтобы они познали, что эти подвиги они совершили не собственной силой, а благодатью Божией. Святитель Иоанн Златоуст (46, 531). Есть четыре главных вида оставления Божия. Есть оставление промыслительное, как было с Самим Господом, чтобы кажущимся оставлением спасти оставляемых. Есть оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, чтобы явить одного столпом мужества, другого же столпом целомудрия. Бывает оставление духовновоспитательное, как это было с апостолом Петром, чтобы смирением сохранить в нем избыток благодати. И, наконец, бывает оставление по отвращению, как это было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все эти виды оставления спасительны и исполнены Божией благости и человеколюбия. Преподобный Максим Исповедник (68, 227). Бог и не оставляет нас, если мы сами того не захотим. «Грехи ваши отвращают лице Его от вас» (Ис. 59, 2). Итак, мы сами полагаем начало оставлению нас Богом, сами бываем виновны в своей погибели. Святитель Иоанн Златоуст (42, 458). Не грешные только, но и ревностно старающиеся держаться всего доброго, нередко бывают оставлены Богом, чтобы научились терпению, твердости и избежали гордости. Преподобный Нил Синайский (49, 54). Источник. Временное отсутствие благодати, или оставление Божие, святой Давид считал столь полезным, что и не молился о том, чтобы совершенно ни в чем не быть оставляемым Богом, зная, что это и не сообразно с человеческой природой, и не совсем полезно для того, кто желает достичь совершенства; а просил только, чтобы само оставление было в меру: «Не оставляй меня совсем» (Пс. 118, 8). Другими словами, он как бы так говорил: «Знаю, что Ты для пользы оставляешь святых Твоих, чтобы испытать их; ибо иначе враг не мог бы искушать их, если бы хоть на время они не были оставляемы Тобою! Потому, не прошу того, чтобы Ты никогда не оставлял меня; ибо это не полезно мне, иначе я не почувствую слабости своей и не скажу: «Благо мне, что я пострадал» (Пс. 118, 71), не буду иметь случая упражняться в брани, если неотступно будет осенять меня Твой Божественный покров. Враг не осмелится искушать меня, охраняемого Твоей защитой, а будет только клеветать на Тебя и меня, как обыкновенно клевещет он на подвизающихся ради Тебя: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? » (Иов. 1, 9–10). Но молю, да не оставь меня навсегда совсем. Ибо, сколь спасительно для меня кратковременное Твое оставление для испытания постоянства любви моей, столь же пагубно оставление окончательное, которого я заслуживаю по грехам моим. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Даниил 53, 226).
Всякое оставление подвизающихся благодатью бывает обычно за следующие грехи: за тщеславие, осуждение ближнего и надмение добродетелями. Потому, если подвизающиеся повинны в каком нибудь из них, Бог оставляет их. Тогда и не избежать им праведного осуждения за это при падениях, пока, очистившись от греха, который был причиной оставления, не возвратятся они, на высоту смиренномудрия. Преподобный Никита Стифат (70, 103). - Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов «Настольной книги священнослужителя», издание Московской Патриархии. По временам предоставляет Бог нас самим себе, чтобы мы познали опытом, как мы слабы в нашем одиночестве, и по причине этого познания неотступно держались Бога, Который Един может быть победителем греха в истинно-произволяющих узреть и себе грех побежденным.
Недостаточно одного самоукорения, говорит Варсонофий Великий, нужны и уничижения человеческие для доставления человеку смирения. Против смирения и терпения враг приносит хулу на Самого Бога, якобы оставляющего служащих Ему; но хула его да снидет на главу его чрез посредство славословия, благодарения и исповедания, приносимых Богу рабами Его, по примеру святых трех отроков. Мнение об оставлении тебя человеком еще может иметь место, ибо всяк человек ложь; но мнение об оставлении Богом не только неправильно, но и сопряжено с хулой. Если мы не видим, то этим обличается не несуществование Промысла Божия, но тупость нашего зрения. От этой тупости зрения то спасительное обучение скорбями, которое попускается нам Божественным Промыслом, называем мы – оставлением. Кажется, по попускаемым тебе скорбям и различным затруднениям, надо бы тебе радоваться и утешаться, ибо попускаемые тебе скорби суть свидетельства не только призвания, но и избрания Божия. - Источник: Игнатий Брянчанинов. Практическая энциклопедия. https: //azbyka. ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prakticheskaja-ehntsiklopedija/2_20 *** *** *** Библейская книга о богооставленности — Книга Иова. «Есть четыре вида богооставленности. Первый – домостроительная богооставленность, как это было с Господом… Второй – богооставленность ради испытания, Иов и Иосиф. Третья – богооставленность ради отеческого назидания, апостол (Павел). Четвертый – богооставленность в силу отчаяния [от Бога]». Преподобный Максим Исповедник: Мнение об оставлении Богом не только неправильно, но и сопряжено с хулой. Если мы не видим, то этим обличается не несуществование Промысла Божия, но тупость нашего зрения. От этой тупости зрения то спасительное обучение скорбями, которое попускается нам Божественным Промыслом, называем мы – оставлением. Кажется, по попускаемым тебе скорбям и различным затруднениям, надо бы тебе радоваться и утешаться, ибо попускаемые тебе скорби суть свидетельства не только призвания, но и избрания Божия. Свт. Игнатий (Брянчанинов): Всякому человеку, подлинно взыскавшему спасения, необходимо пройти чрез опыт богопокинутости. Умеренная степень сего испытания может сопутствовать нам долгие годы во втором этапе духовной жизни христианина, т. е. когда промыслительно он претерпевает ослабление и даже удаление первой благодати. В этом неизбежном ослаблении есть глубокий смысл: дать человеку проявить свою свободу и верность Богу. Архим. Софроний (Сахаров): Мы часто говорим о молчании Бога и слишком редко – о нашей глухоте… - Источник: https: //azbyka. ru/bogoostavlennost *** *** *** Бог отвращает от нас лицо Свое, когда мы поступаем недостойно заповедей Его (39, 146).
Оставление Божие есть вид промышления Его. Когда Он, промышляя и имея о нас попечение, не видит должного внимания к Себе, тогда Он на некоторое время отступает и удаляется, чтобы нерадивые сделались ревностными (39, 147). Когда мы бываем оставлены Богом, тогда предаемся диаволу, а предавшись диаволу, подвергаемся бесчисленным бедствиям (42, 458). Когда Бог отступает от нас... наша душа терзается, сердце скорбит, люди нас огорчают и везде для нас обрывы и стремнины. Но все это попускается с пользой, чтобы люди беспечные, страдая от этого, возвратились к Богу. Святитель Иоанн Златоуст (39, 146). Если вводишь (врага) в телесный храм свой, не виновен в том Пречистый и Святой Бог. Не Он оставил тебя, но ты отогнал Его; ты ввел скверного и утратил Святого; возненавидев Царя, возлюбил мучителя, удалился от Источника Жизни, прилепился к грязи; лишил себя света и пребываешь в общении с тьмой, по лености своей предал себя врагу. Преподобный Ефрем Сирин (27, 70) Не столько оставляет Бог проводящего порочную жизнь, когда он живет бесчинно или нагло, если он не гордится, сколько оставляет благоговейного, когда он возгордится: это и значит грешить против своего устроения и от этого происходит оставление. Преподобный авва Дорофей (58, 145). Источник. Для того оставляет (добродетельных) Бог, чтобы они познали, что эти подвиги они совершили не собственной силой, а благодатью Божией. Святитель Иоанн Златоуст (46, 531). Есть четыре главных вида оставления Божия. Есть оставление промыслительное, как было с Самим Господом, чтобы кажущимся оставлением спасти оставляемых. Есть оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, чтобы явить одного столпом мужества, другого же столпом целомудрия. Бывает оставление духовновоспитательное, как это было с апостолом Петром, чтобы смирением сохранить в нем избыток благодати. И, наконец, бывает оставление по отвращению, как это было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все эти виды оставления спасительны и исполнены Божией благости и человеколюбия. Преподобный Максим Исповедник (68, 227). Бог и не оставляет нас, если мы сами того не захотим. «Грехи ваши отвращают лице Его от вас» (Ис. 59, 2). Итак, мы сами полагаем начало оставлению нас Богом, сами бываем виновны в своей погибели. Святитель Иоанн Златоуст (42, 458). Не грешные только, но и ревностно старающиеся держаться всего доброго, нередко бывают оставлены Богом, чтобы научились терпению, твердости и избежали гордости. Преподобный Нил Синайский (49, 54). Временное отсутствие благодати, или оставление Божие, святой Давид считал столь полезным, что и не молился о том, чтобы совершенно ни в чем не быть оставляемым Богом, зная, что это и не сообразно с человеческой природой, и не совсем полезно для того, кто желает достичь совершенства; а просил только, чтобы само оставление было в меру: «Не оставляй меня совсем» (Пс. 118, 8). Другими словами, он как бы так говорил: «Знаю, что Ты для пользы оставляешь святых Твоих, чтобы испытать их; ибо иначе враг не мог бы искушать их, если бы хоть на время они не были оставляемы Тобою! Потому, не прошу того, чтобы Ты никогда не оставлял меня; ибо это не полезно мне, иначе я не почувствую слабости своей и не скажу: «Благо мне, что я пострадал» (Пс. 118, 71), не буду иметь случая упражняться в брани, если неотступно будет осенять меня Твой Божественный покров. Враг не осмелится искушать меня, охраняемого Твоей защитой, а будет только клеветать на Тебя и меня, как обыкновенно клевещет он на подвизающихся ради Тебя: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? » (Иов. 1, 9–10). Но молю, да не оставь меня навсегда совсем. Ибо, сколь спасительно для меня кратковременное Твое оставление для испытания постоянства любви моей, столь же пагубно оставление окончательное, которого я заслуживаю по грехам моим. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Даниил 53, 226). Всякое оставление подвизающихся благодатью бывает обычно за следующие грехи: за тщеславие, осуждение ближнего и надмение добродетелями. Потому, если подвизающиеся повинны в каком нибудь из них, Бог оставляет их. Тогда и не избежать им праведного осуждения за это при падениях, пока, очистившись от греха, который был причиной оставления, не возвратятся они, на высоту смиренномудрия. Преподобный Никита Стифат (70, 103). - Источник: Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни. Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов «Настольной книги священнослужителя», издание Московской Патриархии. https: //azbyka. ru/otechnik/Spravochniki/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/9 *** *** ***
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|