Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Родительское отношение как компонент в структуре родительства.




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3

 

РАЗДЕЛ 1. Теоретический анализ феномена родительского отношения…….6

1.1.Родительское отношение как компонент в структуре родительства……...6

1.2.Типы родительского отношения……………………………………………11

1.3.Особенности родительского отношения к детям различного возраста….19

 

РАЗДЕЛ 2. Психологические особенности отцовского отношения…...……..22

2.1.Роль отца в современной семье……………………………………………..22

2.2.Особенности отцовского отношения в семьях с различной структурой...32

2.3. Специфика отцовского отношения к детям-подросткам…………………38

Выводы по теоретической части… …………………………………..……… 39

 

 

РАЗДЕЛ 3. Исследование особенностей родительского отношения у отцов находящихся в разводе…………………………………………………………..43

3.1.Методика организации исследования……………………………………...43

3.2. Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных…………...51

Выводы по эмпирической части………………………………………………..71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..………………………………….78

ПРИЛОЖЕНИЯ…..…………………………………………………………….. 82

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы Ситуация по количеству разводов в России и Украине носит катастрофический характер. По данным исследователей, количество распавшихся семей составляет 50%, а то и 75%. Среди различных форм брачно-семейных отношений все большую популярность приобретает так называемый «гражданский брак», неполная либо смешанная семья. В связи с этим актуальны исследования, посвященные изучению различных аспектов семейных отношений в современной семье. В частности, актуальны для изучения особенности родительского отношения отцов, находящихся в ситуации развода. Особую роль взаимодействие ребенка с отцом начинает играть в подростковый период, отец своими действиями и поведением должен объяснить ребенку кто и какие роли выполняет в семье. Именно присутствие отца в семье задает образцы поведения, как у мальчиков, так и у девочек.

Актуальность выше указанной проблематики определила выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования: родительское отношение к детям подросткового возраста у отцов;

Предмет исследования: специфика родительского отношения у отцов находящихся в в разводе.

Цель исследования: изучение особенностей родительского отношения у отцов находящихся в разводе.

 

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ феномена родительского отношения;

- рассмотреть особенности родительского отношения у отцов в связи с возрастом детей и типом семейных отношений;

- провести эмпирическое исследование особенностей родительского отношения у отцов к детям подросткового возраста;

- осуществить сравнительный анализ родительского отношения у отцов, имеющих семью и отцов, находящихся в разводе.

В исследовании участвовало 20 отцов, имеющих семью и проживающих совместно со своими детьми (контрольная выборка), 20 отцов, находящихся в разводе в среднем в течение 5 лет. Все отцы экспериментальной выборки проживали раздельно с детьми, но поддерживали с ними отношения.

Используемые методики

1) Методика Е.О.Смирновой и М.В. Соколовой для измерения типов родительского поведения.

2) Методика «Родительское сочинение» О.А.Карабановой. Методика включает в себя список 30 незаконченных предложений, относящихся к 11 шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация "Мы-взаимодействия"».

3) Методика представления о себе, как об отце и представления о матери своего ребенка включала 4 незаконченных предложения, два из которых измеряли представления отцов о себе, как отце, 2 – представления о матери своего ребенка.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: у отцов находящихся в разводе в родительском отношении проявляется дистанцированность, преобладание эмоционального компонента в структуре родительского отношения, доминирование ситуативного и объяснительного типа родительского поведения.

 

Теоретико-методологическую базу составили:

Теоретические подходы к описанию феномена родительства и его отдельных компонентов (В.Н.Дружинин, И.С.Кон, Р.В.Овчарова, А.С.Спиваковская, Г.Г.Филиппова, Л.Б.Шнейдер, Э.Фромм, М.Мид и др);

Изучение феномена родительского отношения в рамках типологического подхода (Е.С.Шафер, Р.А.Белл, Д.Баумрин, А.Я.Варга и др.); клинического подхода (В.И.Гарбузов, Д.Н.Исаев, А.И.Захаров, Э.Г.Эйдемиллер), системного подхода (В.Сатир, А.Я.Варга и др), диалогического подхода к анализу межличностных отношений (М.М.Бахтин, М.Бубер, С.Л.Рубинштейн).

Работы о роли отца в современной семье (А.С.Спиваковская, К.Витакер, Р.В.Овчарова, Д.С.Акивис, Э.Фромм); типы семейной структуры (В.Н.Дружинин, Л.Б.Шнейдер); Исследования о особенностях родительского отношения к детям различного возраста (О.А.Карабанова, И.С.Кон, Г.Г.Филиппова, Е.О.Смирнова, М.В.Соколова).

 

Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью компьютерной программы STATISTICA 6.0 для расчета Т-критерия Стьюдента для сравнения среднегрупповых значений по выборкам, факторного анализа для выделения типов родительского отношения у отцов, принявших участие в исследовании. Обработка данных по методике «Родительское сочинение» осуществлялась с помощью контент-анализа с дальнейшим сопоставлением процентной выраженности выделившихся категорий контент-единиц анализа с помощью углового преобразования Фишера.

Практическая ценность работы заключается в возможности разработки рекомендаций для отцов, находящихся в разводе с учетом результатов проведенного эмпирического исследования.

 

 

РАЗДЕЛ 1

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ.

Родительское отношение как компонент в структуре родительства.

Родительство - социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надиндивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и самого ребенка.

Факторы, детерминирующие формирование родительства включают в себя 4 основных уровня:

макроуровень (уровень общественных влияний);

мезоуровень (уровень влияния родительской семьи);

микроуровень (уровень собственной семьи);

индивидуальный уровень (уровень конкретной личности).

Родительство представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

Родительство можно рассматривать, как:

· биологический, социокультурный и психологический феномен;

· социальный институт, объединяющий в себя два других института – отцовство и материнство;

· деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка;

· этап в жизни человека, который начинается с момента зачатия ребенка и не заканчивается после смерти ребенка;

· как бытие, состояние, пребывание человека в положении родителя;

· объективный факт происхождения ребенка от конкретных родителей, удостоверенный записью о рождении в органах загса;

· субъективное ощущение человека себя родителем;

· кровное родство между родителем и ребенком;

· осознание родителями родственной связи с детьми.

В развитой форме родительство является сложной, относительно устойчивой и стабильной структурой, реализующейся в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических проявлений родительства.

В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

Становление родительства характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функций, распределении ответственности, обязанностей, то есть в целом о родительстве. До момента появления ребенка на свет согласование представлений происходит на «теоретическом» уровне, во время бесед друг с другом, построения будущего, мечтая и планируя. С появлением ребенка согласование представлений получает «второе рождение», когда теория начинает реализовываться на практике.

Отдельное изучение структурных компонентов родительства позволяет сформировать представление о родительстве (материнстве и отцовстве) как целостной системе. Отметим основные компоненты в структуре родительства, выделяемые Р. В. Овчаровой [22]:

• ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

• родительские установки и ожидания;

• родительское отношение;

• родительские чувства;

• родительские позиции;

• родительскую ответственность;

• стиль семейного воспитания.

Семейные ценностиявляются мощным интегрирующим фактором для семейной системы – как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Ценностные ориентации определяют динамику семьи в целом и родительства в частности. Связь когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих родительства очень прочна и воздействие на одну из них сразу отражается на остальных.

Родительские установки и ожидания– это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий репродуктивные установки, воспитательные предпочтения, взгляды на родительскую роль, образ самого ребенка. Родительские установки являются установками на цели и средства деятельности в сфере родительства. Когнитивный аспект родительских установок касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, распределении родительских ролей, включающий реальный и идеальный образ ребенка. Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, доминирующий эмоциональный фон в реализации родительских установок и ожиданий. Поведенческий аспект родительских установок реализуется в репродуктивном поведении, взаимоотношениях супругов, родительском отношении, стиле семейного воспитания.

Родительские чувстваэмоционально окрашивают родительское отношение. Они представляют собой особую группу чувств, выделяющуюся среди других эмоциональных связей. Любовь родителей является источником и гарантией эмоционального благополучия человека, поддержанием физического и психического здоровья [16].

Родительские позиции - реальная направленность, в основе которойлежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. К критериям, характеризующим родительские позиции, относятся, по мнению А. С. Спиваковской, такие параметры, как адекватность, динамичность и прогностичность.

Адекватность есть степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношения качеств, объективно присущих ребенку и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Адекватность позиции родителей проявляется в степени и знаке искажений восприятии образа ребенка.

Динамичность есть степень подвижности родительских позиций, способность изменять способы и формы взаимодействия с ребенком.

Прогностичность – способность родителей к экстраполяции, предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка к построению дальнейшего взаимодействия с ним [35]:

Родительская ответственностьдуальна по своей природе: это ответственность и перед социумом, и перед безличной природой (своей совестью). Когнитивная составляющая родительской ответственности включает представления об ответственном и безответственном поведении родителя, о распределении ответственности между супругами в других семьях и своей семье. Эмоциональная составляющая распространяется на отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональные переживания, связанные с этим, оценку себя как родителя с точки зрения ответственности. Поведенческая составляющая касается контроля своего поведения и происходящих событий, характеризуется занимаемой ролью в семье. Особенностью ответственности является временная характеристика – ответственность может быть направлена в прошлое, локализовываться в настоящем и ориентироваться на будущее, то есть включать элемент предвидения[20]:

Стиль семейного воспитанияявляется наиболее очевидным, доступным для внешнего наблюдения компонентом родительства. Он является своеобразной квинтэссенцией остальных структурных компонентов родительства.

Исследователи стиля семейного воспитания, в частности, Э. Г. Эйдемиллер, выделяют отдельные характеристики, позволяющие описать основные типы семейного воспитания:

Уровень протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Авторы [44] выделяют две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция).

При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни. Гиперопека может быть мотивирована как тревогой, вызванной одиночеством родителей, так и инстинктивными опасениями, что с ребенком может случиться несчастье.

При гипопротекции ребенок находится на периферии внимания родителей, до него "не доходят руки", за воспитание родители берутся время от времени, когда случается что-либо.

Важным аспектом описания стиля семейного воспитания ребенка является степень удовлетворения его потребностей. Эта характеристика отличается от уровня протекции, так как родитель может много времени заниматься воспитанием, но не удовлетворять потребности ребенка в должной мере. В степени удовлетворения потребностей ребенка также возможны два крайних варианта

Потворствованиеимеет место тогда, когда родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его, любое его желание - закон для родителей. Объясняя необходимость такого воспитания, родители предлагают аргументы, которые являются по своей сути проявлением механизма рационализации: слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего они сами были лишены.

Игнорирование потребностей ребенка - такой стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями.

Родительское отношениерассматривается как относительно устойчивое явление, включающее амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения, способное изменяться в определенных пределах. Рассмотрим отдельно данный параметр в структуре родительства и существующие типологические модели родительского отношения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...