Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика организации исследования.




Для реализации задач исследования были сформированы две исследуемые выборки. Экспериментальная выборка – 20 мужчин в возрасте от 30 до 45 лет, имеющих детей в возрасте от 9 до 16 лет. Все мужчины экспериментальной выборки находились в разводе, проживали отдельно от детей из распавшейся семьи, но поддерживали с ними отношения. Время нахождения в разводе в среднем составляло 5 лет. Факт наличия новой семьи у разведенных родителей не учитывался.

Контрольная выборка – 20 мужчин в возрасте от 30 до 45 лет, имеющих детей того же возраста (от 9 до16 лет). Все мужчины контрольной выборки имеют полную семью и проживают совместно со своими родными детьми. Данные о возрасте отцов, детях и их возрасте, семейном положении фиксировались с помощью анкеты. 10% мужчин контрольной выборки указали, что они находятся в гражданском браке, но при этом проживают совместно со своей семьей.

Для исследования особенностей родительского отношения у отцов экспериментальной и контрольной выборки им были предложены следующие методики:

Методика «Родительское сочинение» О.А.Карабановой [22] позволяет получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детском взаимодействии, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнестическую информацию, отражающую историю развития ребенка.

Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений позволяет выявить особенности образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. С помощью методики «Родительское сочинение» возможно исследование многих аспектов отношения родителя к ребенку, восприятия и переживания родителем характера взаимодействия с ребенком.

Методика «Родительское сочинение» состоит из тридцати незавершенных предложений. Предложения разделены на одиннадцать шкал. На каждую шкалу приходится несколько незавершенных предложений (см. Приложение 1).

Психолог предлагает завершить предложения наиболее подходящей для родителя фразой или несколькими фразами. Родитель может писать все, что он хочет, считает важным и нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании и объеме текста психолог вновь повторяет инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов. Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время психологического обследования.

Обработка и интерпретация данных осуществляется с помощью качественного и количественного анализа результатов обследования.

Контент-анализ сочинения проводится путем выделения в высказываниях родителей определенных содержательных категорий по каждой из измеряемых шкал (ключ к методике приводится в Приложении 1).

1. «Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.

3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности.

5. Шкала «Идеальные ожидания» выявляет декларируемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка.

6. Шкала «Возможные страхи, опасения» выявляет зоны возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к ребенку и перспективам его развития. Позволяет выявить степень переживания родителем ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и возможные фрустрации в детско-родительских отношениях.

7. Шкала «Реальные требования» выявляет особенности воспитательной позиции родителя, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителя на поведение ребенка.

8. Шкала «Причины трудностей» выявляет не принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Шкала позволяет выявить конфликтные зоны во взаимоотношениях с ребенком.

9. Шкала «Анамнестические данные» направлена на получение информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка, выявить значимые события в генезисе развития ребенка и характер переживания родителем этих событий.

10. Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия Интересов и предпочтений ребенка родителем.

11. Шкала «Ситуация "Мы-взаимодействия"» позволяет определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения.

Помимо выше перечисленных шкал обработка результатов осуществлялась по ряду интегративных показателей.

Показатель «Временная перспектива образа ребенка» учитывал временную направленность содержания высказываний отцов — на прошлое, будущее, настоящее. Временная отнесенность образа ребенка, себя как родителя или отношений с ребенком (на прошлое, настоящее, будущее) определялась по «Открытой» шкале.

Показатель «Центрированность высказываний» позволял фиксировать центрирование на конкретном субъекте детско-родительского взаимодействия (родитель, ребенок) или процессе взаимодействия в целом.Данный показатель также определялся по «Открытой шкале».

Показатель «Эмоциональный знак отношения» отражал особенности принятия ребенка родителем (положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный, эмоциональные знаки высказывания).

Эмоциональный знак высказываний не анализируется по шкалам «Возможные страхи, опасения», «Причины трудностей» (предполагает отрицательный знак), «Интересы, предпочтения ребенка» (предполагает нейтральный знак), «Реальные требования» (предполагает нейтральный и отрицательный знаки).

Интегративный показатель «Тип взаимодействия родителя и ребенка» определялся при общем сопоставлении ответов испытуемых на предложенные незаконченные предложения. По данным авторов методики, ответы испытуемых позволяют диагностировать 5 основных типов детско-родительского взаимодействия.

Конфликтный тип. Образ ребенка ориентирован в основном на внешнюю активность: определенные достижения ребенка в интеллектуальной, коммуникативной, деятельностной сферах; физическое состояние (здоровье, внешность, физическая активность). Эмоционально-личностная сторона образа затрагивается в Негативном контексте. Родители из конфликтной диады ориентированы на настоящее.

Гармоничный тип. Наиболее значимыми характеристиками в реальном образе ребенка для родителей из гармоничных диад являются его личностные особенности. Родители отмечают доброту ребенка, такие личностные качества ребенка, как открытость, непосредственность, наивность, добродушие. При сравнительной оценке качеств ребенка фокус образа смещается в сторону коммуникативной сферы («находит общий язык», «общительный» «со всеми играет»). В целом эмоциональный знак реального образа ребенка положительный.

Дистантный тип. В образе ребенка при дистантном типе взаимодействия выражены следующие категории высказываний: самостоятельность, послушание, коммуникативные и личностные качества. Среди предпочтений родители в основном отмечают те, где ребенок сам себя может занять: игра, рисование — по шкале «Позитивные особенности ребенка»; ТВ, игра, чтение, продуктивные виды деятельности — по шкале «Интересы, предпочтения ребенка».

Среди основных причин трудностей родители называют непослушание и упрямство ребенка. Те качества, которые не нравятся в ребенке, сформулированы в достаточно резкой форме (эгоизм, лень, упрямство). Образ ребенка в прошлом (шкала «Анамнестические данные») отражает наличие дистанции в отношениях. В основном родители констатируют, что в прошлом с ребенком не было проблем.

Тип «Родитель-диктатор». Образ ребенка у авторитарного родителя имеет несомненное качественное своеобразие. При сравнении своего ребенка со сверстниками родители отмечают большую зрелость своего ребенка («рано повзрослела», «более ответственна», «рассудительна не по годам», «выглядит старше»). Среди значимых характеристик ребенка родители этой группы наиболее часто называют личностные и волевые качества.

При оценке позитивных особенностей ребенка для родителей также приоритетными являются личностные качества ребенка (доверчивость, доброта, желание помочь), а также послушание. Авторитарные родители чаще, чем в других группах, говорят, что ожидают от ребенка приобретения конкретных умений и навыков. Ожидания также касаются дальнейших отношений с ребенком, в основном в аспекте помощи родителям и взаимного доверия. Возможные страхи и опасения касаются в основном оказания внешнего влияния на ребенка.

Тип «Ребенок-диктатор». Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители отмечают удовлетворенность поведением ребенка («прекрасно себя ведет», «довольна его поведением и мне редко бывает за него стыдно»). Среди категорий высказываний наиболее выражена категория коммуникаций («ищет общения и лидерства», «быстро вливается в игру», «общительна и рассудительна»). По шкале «Позитивные особенности ребенка» родители отмечают способность ребенка к адекватному и самостоятельному построению коммуникаций («знает, с кем разговаривать и с кем не надо», «умеет разбираться в людях»).

По сравнению с другими группами, потворствующий родитель чаще отрицает ситуацию возможных пережитых трудностей в анамнезе ребенка. Среди интересов и предпочтений ребенка в большинстве случаев выражен интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию), игре, просмотру телевидения.

Количественная обработка данных осуществлялась также за счет применения субъективной шкалы оценок высказываний по критерию «принятие—отвержение» ребенка. Отношение родителя к ребенку может характеризоваться как безусловное принятие, условное принятие, амбивалентное отношение, индифферентное отношение, скрытое и явное отвержение.

Диапазон шкалы оценок по критерию «принятие—отвержение»: от —3 баллов (явное отвержение) до +3 баллов (максимальное принятие).

- - 3 балла приписывается высказываниям, в которых отражено явное непринятие особенностей ребенка (холодность, раздражение и т.п.), что характеризует отношение к ребенку по типу отвержения — высокий уровень отвержения;

- - 2 балла приписывается высказываниям, характеризующим не столь явное, а скорее скрытое отвержение ребенка — средний уровень отвержения;

- - 1 балл приписывается высказываниям со слабой выраженностью неудовлетворенности ребенком или отношениями с ним — низкий уровень отвержения;

- 0 баллов приписывается нейтральным высказываниям, в которых приводятся конкретные сведения или факты без выраженного отношения к ним;

- + 1 балл приписывается высказываниям, близким к нейтральным, но все же содержащим слабую выраженность позитивного отношения к ребенку — низкий уровень принятия;

- + 2 балла приписывается высказываниям, отражающим позитивное отношение к ребенку — средний уровень принятия;

- + 3 балла приписывается высказываниям, в которых отражено максимально позитивное отношение к ребенку, безусловное принятие тех его качеств и особенностей, о которых пишет родитель — высокий уровень принятия.

По результатам суммирования баллов, приписываемых высказываниям, делаются выводы о характере отношения родителя к ребенку и возможных зонах неблагополучия во взаимодействии с ребенком. Выраженность отрицательного полюса говорит о высокой степени отвержения в исследуемой сфере отношений. Выраженность положительного полюса свидетельствует о том, что в рассматриваемой сфере родитель демонстрирует принятие ребенка.

Диагностика типов родительского поведения осуществлялась с помощью методики Е.О.Смирновой и М.В.Соколовой [34]. Методика представляет собой два варианта проблемных ситуаций, в которых отцам было необходимо выбрать свой вариант поведения в ситуации взаимодействия с детьми (см. Приложение 1). В результате диагностируется ориентация поведения родителя на один или несколько измеряемых типов родительского поведения:

1) строгий – воздействие на ребенка силовыми, директивными методами, жесткое направление ребенка на пути социальных достижений;

2) объяснительный – апелляция к здравому смыслу ребенка, словесное объяснение;

3) автономный – предоставление ребенку максимальной свободы выбора и принятия решения;

4) компромиссный – предложение чего-либо привлекательного в обмен на выполнение ребенком требуемого действия;

5) содействующий – реальное участие в жизни ребенка, стремление помочь, разобраться в проблеме, разделить с ним его трудности;

6)ситуативный – принятие решения в зависимости от наличной ситуации;

7) потакающий – полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом [].

Помимо данных методик отцам также предлагалось обозначить представления о себе как об отце и представления о матери своего ребенка. С этой целью испытуемым предлагалось завершить еще 4 незаконченных предложения:

К своим отцовским качествам я могу отнести…

Думаю, что я отец, который…

Думаю, что мать моего ребенка…

Уверен, что мать моего ребенка…

Контент-анализ ответов на данные предложения осуществлялся путем определения доминирующего компонента в структуре образа родителя (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). При этом по данным Р.В.Овчаровой [22], под

когнитивным компонентом понималось представление о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, знание родительских функций;

эмоциональный компонент включал субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку;

поведенческий компонент включал умения, навыки, деятельность себя как родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, стиль семейного воспитания.

Все испытуемые с интересом реагировали на предложенные им задания. В процессе выполнения заданий было замечено, что мужчины контрольной выборки отвечали равномерно на поставленные им вопросы. Испытуемые экспериментальной выборки не давали ответа на некоторые предложения, в то же время, по отдельным предложениям их ответы были очень развернуты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...