Выводы по эмпирической части
1. Исследование представления о себе как отцах и матерях своих детей с помощью предложенных испытуемым незаконченных предложений показало, что у отцы, находящихся в разводе описывают себя как носителей необходимых отцовских качеств одобряемых и поддерживаемых обществом (строгий, ответственный, понимающий). Степень участия в воспитании ориентирована преимущественно на будущее, либо на прошлое. Представление о себе, как об отце в меньшей степени по сравнению с контрольной выборкой ассоциируется у них с проявлением чувств. Наряду с позитивными представлениями о себе, как об отце встречаются и негативные представления, понимание того, что они могли бы уделять больше времени своему ребенку и больше участвовать в процессе воспитания. Расчет положительных и отрицательных ответов с помощью коэффициента Яниса показал, что в представлениях о себе, как об отце у испытуемых экспериментальной выборки количество положительных ответов доминирует, но имеет более низкие показатели по сравнению с контрольной выборкой. Также у отцов, находящихся в разводе количество положительных ответов относительно матери своего ребенка ниже по сравнению с контрольной выборкой. Отцы, находящиеся в разводе, могут испытывать отрицательные переживания относительно того, как они справляются с отцовской ролью, а также проецируют на своих бывших жен переживания, связанные с ситуацией развода. 2. Диагностика ориентации на определенный тип родительского поведения показала, что в экспериментальной выборке наблюдается преобладание объяснительного и ситуативного типов родительского поведения. Как показал теоретический анализ, объяснительный тип родительского поведения не является наиболее эффективным при взаимодействии с подростками. Наиболее эффективным при общении с детьми подростками является содействующий тип родительского поведения, который и доминирует у родителей контрольной выборки.
3. Контент-анализ результатов методики «Родительское сочинение» по отдельным шкалам показал, что описание значимых характеристик ребенка в экспериментальной выборке носит менее развернутый характер и преимущественно включает в себя когнитивную и волевую сферу ребенка. Анализируя интересы и предпочтения ребенка отцы, находящиеся в разводе, отмечают, что среди предпочтений ребенка доминируют те виды деятельности, в которых ребенок предоставлен сам себе и сам может себя занять, при этом отцы отмечают, что ребенок проводит много времени за компьютером. 4. Страхи и опасения у отцов экспериментальной выборки преимущественно связаны с негативными характеристиками поведения ребенка, отсутствием возможности контролировать процесс воспитания, отсутствием достаточного времени для общения с ребенком, плохим отношением со стороны ребенка. Отцы экспериментальной выборки часто отмечали, что ребенок может лгать, неискренний и скрытный в общении с ними, испытывали опасения относительно того, что ребенок будет их осуждать, не сможет их простить и понять. Статистическое сравнение процентной выраженности категории контент-единицы «Негативные характеристики ребенка» при описании страхов и опасений показало наличие статистически достоверных различий между выборками при р<0,01. В качестве основных жизненных трудностей с которыми пришлось столкнуться их детям, отцы экспериментальной выборки отмечают развод и расставание родителей. Сравнение выборок относительно категории контент-единиц анализа «Болезни детей» по параметру «Причины трудностей» показало большую процентную выраженность данной категории у отцов, проживающих вместе с детьми и наличие статистически значимых различий при р<0,01 по критерию углового преобразования Фишера.
В экспериментальной выборке отцы предъявляют к ребенку большее количество требований, родители контрольной выборки чаще высказывали общие требования к ребенку (хотелось бы, чтобы ребенок нормально рос и развивался, уделял больше внимания своему саморазвитию, всегда шел вперед). Сравнение выборок относительно категории «Нормально рос и развивался» с помощью критерия углового преобразования Фишера показало наличие статистически значимых различий при р<0,05. В в качестве одного из требований к ребенку у отцов экспериментальной выборки выдвигается общение с отцом (уделял мне больше внимания). У отцов экспериментальной выборки общение с ребенком, прежде всего, связано с наличием свободного времени и осуществляется в форме совместного отдыха. Близость к ребенку проявляется в виде дружеского общения. Отцам, не проживающим вместе с ребенком очень важно быть другом для своего ребенка, общаться с ним на равных, важно чтобы ребенок им доверял и не закрывался в себе. 5. Контент-анализ по интегративным показателям методики «Родительское сочинение» показал, что в ответах отцов, проживающих отдельно от детей, преобладает ориентация на настоящее, присутствует равная выраженность положительного и амбивалентного отношения эмоционального отношения, центрированность на себе в высказываниях, касающихся ребенка (мой ребенок прислушивается ко мне, скучает за мной, держится ближе ко мне, гордится мной, стесняется меня). 6. У отцов, проживающих вместе с детьми, наблюдается доминирование гармоничного типа взаимодействия с ребенком.У отцов экспериментальной выборки доминирует дистантный тип общения с ребенком, а также присутствует конфликтный тип взаимодействия. Сравнение среднегрупповых показателей по коэффициенту принятие-отвержение с помощью статистического критерия Т-критерий Стьюдента позволило установить статистически более высокий уровень принятия у отцов контрольной выборки при р= 0,0002. 7. В результате факторного анализа были выделены 3 типа родительского отношения, наблюдаемые у всех отцов, принявших участие в исследовании. Тип «Принятие и участие в жизни ребенка» свидетельствует о высокой степени принятия в отношении ребенка, ориентированности на близкие и симбиотические отношения с ним, участие в жизни ребенка, опасения о здоровье ребенка его будущем. Тип «Положительное отношение к ребенку». свидетельствует о позитивной оценке своего ребенка, демонстрации положительного отношения к нему, желании видеть своего ребенка счастливым и успешным. Тип «Эгоцентрическое отношение к ребенку свидетельствует о том, что для отцов с таким типом родительского отношения характерна сосредоточенность на себе, своих мыслях и переживаниях в процессе взаимодействия с ребенком. Они ожидают определенного поведения от ребенка, изменение их взаимоотношений в лучшую сторону будет, по их мнению, зависеть от поведения ребенка и его матери. Данный тип родительского отношения свойственен отцам экспериментальной выборки, находящихся в разводе и не проживающих вместе с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование было посвящено изучению особенностей родительского отношения у отцов, находящихся в разводе. Все задачи, определенные на первом этапе исследования были реализованы. Теоретический анализ феномена родительского отношения позволил придти к выводу что родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. Родительское отношение позволяет охарактеризовать определенный стиль (тип) поведения, который оба родителя демонстрируют в отношении ребенка. Противоречивость и амбивалентность родительского отношения проявляется в одновременном присутствии принятия и контроля, предметного и личностного начала во взаимодействии матери и ребенка. Тип родительского отношения может быть как благоприятным для развития ребенка, так и быть источником неврозов и акцентуаций. Отцовское отношение является одним из элементов системы родительского отношения, имеет свою специфику и выполняет ряд функций, которые не могут быть компенсированы материнским отношением. Присутствие отца в семье является олицетворением порядка, авторитета, уверенности, дисциплины. Отец несет ответственность за семью, создает необходимые условия для полноценного развития личности ребенка. Именно в общении с отцом через восприятие отношений родителей девочка учится быть женщиной, приобретает типично женские черты характера, у нее формируется образ будущего супруга, а мальчик усваивает образцы мужского поведения.
Тип отцовского отношения обусловлен имеющейся структурой семейных отношений. Если родители ребенка находятся в ситуации развода, тип и особенности родительского отношения будет определяться тем, в каких отношениях находятся бывшие супруги, насколько мирно прошло их расставание, действуют ли бывшие супруги согласованно в вопросах воспитания ребенка. В ходе эмпирического исследования были описаны особенности родительского отношения у отцов к детям подросткового возраста. Установлено, что все отцы, принявшие участие в исследовании позитивно оценивают себя в роли отца, при этом в представлениях о себе, как об отце у испытуемых экспериментальной выборки количество положительных ответов доминирует, но имеет более низкие показатели по сравнению с контрольной выборкой. Отцы, находящиеся в разводе, могут испытывать отрицательные переживания относительно того, как они справляются с отцовской ролью, а также проецируют на своих бывших жен переживания, связанные с ситуацией развода. Диагностика ориентации на определенный тип родительского поведения показала, что в экспериментальной выборке наблюдается преобладание объяснительного и ситуативного типов родительского поведения. Наиболее эффективным при общении с детьми подростками является содействующий тип родительского поведения, который и доминирует у родителей контрольной выборки. Проведенный контент-анализ позволил выделить специфические особенности родительского отношения у отцов, находящихся в разводе. Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение: у отцов находящихся в разводе в родительском отношении проявляется дистанцированность, доминирование ситуативного и объяснительного типа родительского поведения. Также было установлено, что в структуре образа отца у данных испытуемых доминирует не эмоциональный, а когнитивный компонент. Мужчины, акцентируют внимание на своих качествах как родителя, при этом в меньшей степени демонстрируют свои чувства к ребенку и особенности умений и навыков, проявляющихся при взаимодействии с детьми.
В ходе факторного анализа были выделены 3 типа родительского отношения. Тип «Принятие и участие в жизни ребенка» свидетельствует о высокой степени принятия в отношении ребенка, ориентированности на близкие и симбиотические отношения с ним, участие в жизни ребенка, опасения о здоровье ребенка его будущем и наблюдается у родителей, постоянно проживающих с детьми. Тип «Положительное отношение к ребенку» свидетельствует о позитивной оценке своего ребенка, демонстрации положительного отношения к нему, желании видеть своего ребенка счастливым и успешным. Тип «Эгоцентрическое отношение к ребенку свидетельствует о том, что для отцов с таким типом родительского отношения характерна сосредоточенность на себе, своих мыслях и переживаниях в процессе взаимодействия с ребенком. Данный тип родительского отношения свойственен отцам экспериментальной выборки, находящихся в разводе и не проживающих вместе с детьми. Полученные результаты дают возможность определения путей коррекционной работы с отцами, находящимися в ситуации развода и не проживающих вместе с детьми. При этом психологическая работа должна быть направлена на формирование принятия собственного ребенка, понимания важности чувств собственного ребенка, его жизни, смещение акцента во взаимодействии на центрированность на ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова Г.С.Возрастная психология. Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с. 2. Авдеева Н.Н. Роль отца и матери в развитии ребенка в раннем детстве // Дошкольное воспитание, 2005. № 3.№ 5.№ 7. С.101-106., 110-117, 117-123. 3. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989.-С. 26-42. 4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 424 с. 5. Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби // Журнал практической психологии и психоанализа: Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций. – 2003. - № 1. 6. Варга А.Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. – 144 с. 7. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект //Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 1. - С. 82–89. 8. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998.-80 с. 9. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 10. Гармаев А.Ц. Культура семейных отношений. – Иваново: Свет православия, 2002. – 365 с. 11. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.,1987. 12. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс, 2000. № 11. С.83-91 13. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социс, 1997. № 11. С. 72-79. 14. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 176с. 15. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – Спб.: Союз, 2000. – 336 с. 16. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. – Спб.: Питер, 2002. – 544 с. 17. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Пер. с англ. А.Ф. Ускова. – Спб.: Б.С. К., 1997. – 96 с. 18. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. – Дубна: Издательский центр «Феникс», Издательство «Когито-Центр», 1998. – 244 с. 19. Личко А.Е. Психология отношений как теоретическая концепция в медицинской психологии и психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова - 1977. – Т. 77. - № 12. - С. 1833-1838. 20. Муздыбаев К.Психология ответственности. – Л.: Наука, 1983. – С.133-139. 21. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии //Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977. - С. 164-170. 22. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с. 23. Овчарова Р.В., Токарева Ю.А. Научные предпосылки к анализу отцовства как воспитательной деятельности // Наука и образование Зауралья. – Курган, 2005. - № 1. 24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.:ИНФРА-М,1998. – 528с. 25. Психология человека от рождения до смерти. Под общ. ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. 26. Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен. – Ростов-на-Дону, 1997. 27. Родители и дети. Хрестоматия. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Учебное пособие по педагогике. Для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. – 784 с. 28. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. 29. Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с. 30. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 2. С.75-78. 31. Словарь-справочник по психологической диагностике / Под ред. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – К.: Наук. думка, 1989. – 200 с. 32. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3-13. 33. Смирнова Е.О.Роль родительского отношения в возникновении нарушений психического развития ребенка [Електронний ресурс]. – Режим доступа: http://www.pshyhologovnet/view_post.php?id=297 34. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 57-68. 35. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.- М., 2000 36. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Ин-т психотерапии, 2002. - 240 с. 37. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. – М.: Русский Хронограф, 2006. – 480 с. 38. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. – 296 с. 39. Фромм Э. Искусство любить. – Минск, 1990.- 157 с. 40. Швейцар М. Воспитание ребенка.- Ташкент. 1982. 41. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н /Д.: изд-во «Феникс», 1999. – 544 с. 42. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с. 43. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с. 44. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб: Питер, 2001. – 656 с. 45. Эриксон Э. Г. Детство и общество. Спб., 1996.
Приложения Приложение 1 Уважаемый участник опроса! Вам предлагается ответить на ряд вопросов, предназначенных для изучения Ваших представлений о родительстве. С помощью Ваших ответов, будут исследованы общие представления о родительстве, характерные для жителей нашего региона. Благодарим Вас за сотрудничество!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|