Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы родительского отношения.




Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. Родительское отношение позволяет охарактеризовать определенный стиль (тип) поведения, который оба родителя демонстрируют в отношении ребенка. Стиль поведения или стиль взаимоотношений родителей с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания — воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы [22].

Изучение содержания родительского отношения в известных западных теориях позволяет обнаружить его двойственный, неоднозначный, внутренне конфликтный характер. С одной стороны, как отмечают Е. О. Смирнова и М. В. Соколова, главной характеристикой родительского отношения является любовь, проявляющаяся в доверии к ребенку, радости и удовольствии от общения с ним, безусловном принятии, стремлении к его защите и безопасности [34], с другой стороны – родительское отношение реализуется в требовательности и контроле, без которого оказывается невозможным привитие ребенку общественных норм поведения, социальных навыков.

Противоречивый характер родительского отношения отражен в известных западных типологических моделях, предложенных более 30 лет назад. Так, известная модель Е. С. Шафер и Р. А. Белл основана на двух факторах – эмоциональном (любовь/ненависть) и поведенческом (автономия/контроль). В известной модели Д. Баумринд, дополненной Э. Макоби и Дж. Мартиным, два сходных по содержанию фактора, отражающих особенности внутрисемейного взаимодействия – уровень контроля и уровень принятия, образуют четыре основных типа родительского отношения [34]. Это авторитетный (высокий уровень принятия и контроля), авторитарный (высокий уровень контроля, низкий уровень принятия), разрешающий (высокий уровень принятия, низкий уровень контроля) и пренебрегающий (низкий уровень принятия и контроля) типы отношений.

Одна из наиболее известных типологических моделей родительского отношения в российской психологии была предложена А. Я. Варга[6]. Наряду с параметрами «принятие» и «контроль», упоминаемыми в вышеприведенных моделях, автор выделяет два дополнительных параметра: уровень дистанции и социальная желательность поведения.

Доминирование одного или нескольких параметров составляет, по крайней мере, четыре типа родительских отношений:

-принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов;

-отвергающее с явлениями инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его более младшим по возрасту;

-симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;

-симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.

Причина противоречивости и амбивалентности родительского отношения заложена в самом характере межличностных отношений, так как родительское отношение является лишь частным случаем человеческих отношений. Опираясь на положения диалогического подхода к анализу межличностных отношений, разработанного М. М. Бахтиным, М. Бубером, С. Л. Рубинштейном, Е. О. Смирнова и М. В. Соколова выделяют два противоположных начала, на которых основаны все человеческие отношения: предметное – когда другой человек выступает как объект познания, оценки, воспитания, и личностное – когда другой является самоценной, целостной личностью, не сводимой к своим частичным проявлениям. «Если первый аспект определяет обособленность и противопоставленность людей, то второй отражает их общность, причастность друг к другу. Единством и противоположностью этих аспектов определяется сложность и неоднозначность отношений между людьми: и личностное и предметное начала присущи каждому человеку, однако степень их выраженности существенно различается» [34,с.59].

Е.В.Могилевская [7] приводит развернутую типологию родительского отношения, в основе которой цели, реализуемые родителями в процессе взаимодействия с ребенком:

1. отвержение – непринятие ребенка как конкретной личности, отношения холодные, унижающие. Цель запретов – ограничение контактов с ребенком;

2. безразличие - холодное отношение, но без враждебности. Родители уделяют ребенку внимание только в ситуации настойчивого требования со стороны ребенка. Родительская забота распространяется в основном на удовлетворение физических потребностей ребенка;

3. гиперопека или тревожное отношение – стремление оградить ребенка от трудностей и неприятностей. Самостоятельность и независимость наказываются. При этом ребенок занимает центральное, привилегированное место в семье. Отношения с ним эмоционально насыщенны;

4.с верхтребовательность – родительское отношение отличает доминантность. Основное средство воспитания введение запретов и ограничений. Основная задача родителя формирование в ребенке определенных важных для родителя качеств и способностей;

5. устойчивость– восприятие ребенка как части общей жизненной ситуации. Родители охотно занимаются с ребенком, но и не делают особых усилий, чтобы воспитывать его. Эмоциональное отношение устойчивое и позитивное;

6. активная любовь или помогающее отношение – родители посвящают ребенку много времени, стараются помочь в стремлении ребенка к независимости и самостоятельности. Занимают партнерскую позицию.

Е.О.Смирнова и М.В.Соколова также считают, что тип родительского отношения не может ограничиваться описанием четырех типов и выделяют семь типов родительского поведения:

1) строгий – воздействие на ребенка силовыми, директивными методами, жесткое направление ребенка на пути социальных достижений;

2) объяснительный – апелляция к здравому смыслу ребенка, словесное объяснение;

3) автономный – предоставление ребенку максимальной свободы выбора и принятия решения;

4) компромиссный – предложение чего-либо привлекательного в обмен на выполнение ребенком требуемого действия;

5) содействующий – реальное участие в жизни ребенка, стремление помочь, разобраться в проблеме, разделить с ним его трудности;

6)ситуативный – принятие решения в зависимости от наличной ситуации;

7) потакающий – полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом [34].

Ведя речь о типах родительского отношения, проявляющихся в процессе материнско-детского взаимодействия, можно выделить два основных подхода к их описанию. В рамках первого подхода тип родительского отношения определяется характером реагирования матери на нужды ребенка. Так, в теории привязанности M.Эйнсворт описываются три типа родительского отношения, проявляющиеся в специфике материнской чувствительности и реагировании на нужды ребенка в домашней обстановке. При этом оптимальный тип материнского отношения (тип В) характерен для чувствительных и заботливых матерей; матери с типом С характеризуются непоследовательностью и непредсказуемостью реагирования на поведение ребенка; для матерей с типом А характерны нечувствительность и ограничивающие реакции на нужды ребенка [5].

Типологическая модель родительского отношения С. Броди также основывается на описании реакции матери на потребности ребенка. Автор выделяет 4 типа материнского отношения:

- поддерживающее поведение (мать учитывает уровень развития своего ребенка, ведет себя адекватно его возрасту и потребностям);

- приспособление к потребностям ребенка (мать доминирует, проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности);

- чувство долга и отсутствие интереса к ребенку (отсутствие теплоты и эмоциональной спонтанности, жесткий контроль за поведением ребенка);

- непоследовательное поведение (поведение матери неадекватно возрасту и потребностям ребенка) [14].

Д. Винникотт анализируя особенности взаимодействия матери и ребенка в период младенчества, описывает механизм «отзеркаливания»: отношение матери к своему ребенку, отраженное на ее лице, «считывается» ребенком. Чувствуя то, что видит в матери, младенец формирует базисное ощущение хорошего состояния и безопасности. Мать в этот период может быть «достаточно хорошей матерью» при условии, что находится в особом состоянии сознания, позволяющем ей чувствовать потребности своего ребенка как будто свои собственные, т.е. в состоянии полного чувственного слияния с ним [8].

Е.О.Смирнова приводит данные, свидетельствующие о связи демонстрируемого материнского отношения с нарушениями психического развития ребенка. Отмечается связь неадекватного материнского отношения к ребенку в раннем детстве с развитием шизофрении [33].

А. Адлер описывает тип тревожной матери, которая устанавливает с ребенком излишне тесные эмоциональные связи, опекает и защищает его, парализуя тем самым детскую активность и самостоятельность, что в свою очередь способствует развитию у ребенка невротических реакций. Матери детей, которые впоследствии заболевают неврозами, не могут обеспечить приемлемого и, главное, устойчивого эмоционального контакта в то время, когда ребенок наиболее нуждается в нем. В этом случае типичной будет ситуация, когда нежность и любовь матери заменяются строгостью, отзывчивость – недоверием, терпение – раздражительностью [33].

В рамках второго подхода к описанию типов родительского отношения, отношение матери к ребенку определяется общим характером ролевой структуры семьи. В данном случае рассматриваются различные варианты «отклоняющегося» воспитания, наблюдаемые в неполных или конфликтных семьях.

Так, В.Н. Дружинин приводит следующую классификацию типов родительского отношения в контексте взаимодействия матери и ребенка [14]:

1. Материнское отношение, где сын воспринимается как замещающий мужа. Мать требует к себе постоянного внимания ребенка, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками.

2. Материнское отношение, проявляющееся как гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, ограничить его самостоятельность, принижает способности ребенка, стремится прожить жизнь за него.

3. Материнское отношение, проявляющееся как воспитательный контроль посредством лишения родительской любви. Ребенку постоянно говорят, что «мама такого не любит», игнорирование ребенка, обесценивание его Я.

4. Материнское отношение как воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный», развитие его самостоятельности сковывается страхом.

В целом, анализируя различные типы родительского отношения, демонстрируемые в процессе материнско-детского взаимодействия, можно согласиться с мнением авторов относительно того, что имеющиеся на современном этапе исследования носят в большинстве случаев узко прикладной характер и не выходят за рамки клинического подхода [14, 34]. Как отмечает В. Н. Дружинин, когда речь идет об изучении влияния семьи на ребенка, обычно, берут не нормальные, а аномальные семьи, семьи, где отсутствует один или оба родителя, где отношения извращены по сравнению с социальной нормой. Вопрос же о том, какие формы родительского отношения характерны для нормальной семьи и что такое нормальная семья остается малоизученным[14].

Установлена связь между типом родительского отношения и развитием определенных типов акцентуаций и психопатий. Например, потворствующая гиперпротекция содействует развитию истероидных и гипертимных черт характера, доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты характера ребенка, эмоциональное отвержение способствует акцентуации по эпилептоидному тип, повышенная моральная ответственность стимулирует развитие психастенического характера, безнадзорность усиливает гипертимность и неустойчивое поведение подростка [19,44].

Клинические наблюдения и данные исследований показывают, что излишнее строгое или даже деспотичное воспитание развивает у детей такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость и, реже, возбудимость и агрессивность. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребенка приводит к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом и отсутствием самоконтроля. Отсутствие воспитания как такового ведет к возбудимости, асоциальному типу поведения.

Влияя на индивидуально-личностные характеристики ребенка, родительское отношение может сыграть большую роль в возникновении и течении детских невротических реакций и детского невроза [6].

. В. И. Гарбузов [33] выделил 4 типа неправильного воспитания, которые приводят к неврозу у ребенка.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение сочетается с жестким контролем, регламентацией жизни ребенка, которому навязывают единственно правильный тип поведения.

2. Тревожно-мнительное воспитание, которое выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, ожидании успехов в учебе и будущей профессиоанльной деятельности. Данная аномалия включает элемент гиперсоциальности, но не престижной, не тщеславной, а тревожной. Ребенок тревожно, мнительно воспринимает естественные трудности, отношения со сверстниками. Для этих детей характерны, по мнению В, И. Гарбузова, тревожность и мнительность на всю жизнь, нервность или даже невроз.

3. Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, неблагоприятное воздействие резкого обращения, чрезмерного давления и семейных конфликтов.

4. Неблагоприятные личностные характеристики родителя, такие, как гиперсоциальность, тревожность в отношениях с детьми.

5. Базисные характеристики воспитания, такие, как забота, любовь родителей к детям, контроль за детьми, обучение, интенсивность воспитательных мероприятий и время, затрачиваемое на воспитание.

Таким образом, родительское отношение включает в себя представления о ребенке и различные типы приписывания, доминирующий эмоциональный фон, формы и способы поддержания контакта с ребенком. Противоречивость и амбивалентность родительского отношения проявляется в одновременном присутствии принятия и контроля, предметного и личностного начала во взаимодействии матери и ребенка. Родительское отношение создает уникальную для ребенка ситуацию развития, включено в систему отношений личности родителей, отражает их личностные особенности и опыт общения со «значимыми другими». Тип родительского отношения создает определенные условия для развития ребенка, который может быть как благоприятный для развития ребенка, так и быть источником неврозов, акцентуаций и психопатий если родители постоянно демонстрируют в отношении ребенка так называемые «неправильные» типы родительского отношения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...