Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профилактика переутомления




Для того, чтобы защитить свое здоровье от опасных последствий переутомления необходимо соблюдать следующие основные требования.

· Прежде всего, не нарушать природный биологический ритм жизнедеятельности организма, придерживаться более или менее постоянного режима дня, ежедневно, а не откладывая на отпускной период, чередовать работу с активным отдыхом и полноценным ночным сном, отказаться от курения и других вредных привычек.

· Оборудовать свое рабочее место в соответствии с требованиями научной организации труда и гигиены.

· Правильно (рационально) питаться.

Рабочее место должно быть оборудовано так, чтобы обеспечивать необходимые условия для продуктивного умственного труда и его облегчения. В значительной мере это достигается рациональной конструкцией письменного стола. Прежде всего надо помнить, что правильная высота рабочей плоскости стола и сиденья стула (кресла) к нему определяются длиной тела (ростом) сидящего. Особо важное значение соблюдение этого требования имеет для детей и подростков. Гигиенической наукой рекомендуется, чтобы в каждом школьном классе были столы (парты) с разными параметрами. Правильно подобранная высота рабочей плоскости стола должна быть на уровне высоты предплечья, согнутого в локтевом суставе в положении сидя. Желательно, чтобы край сиденья стула заходил за край плоскости стола на 3 - 8 см, что способствует правильной рабочей позе - наклону туловища на 20-25 градусов и симметричному расположению локтей. Исходя из этих рекомендаций в школьных классах следует предусматривать наличие столов и стульев различных параметров, пригодных для правильного рассаживания детей с разной длиной тела.

Расстояние от глаз до рабочей поверхности при письме (чтении) сидя должно составлять 35-40 см, при работе с компьютером - несколько больше, 45-48 см. Оптимальный угол зрения по отношению к рабочей поверхности - 50-60 градусов. Для предотвращения «провисания» левой руки при работе с компьютером иногда целесообразно использовать приспособление в форме дополнительной подушечки (или иное) на левом подлокотнике кресла. Поскольку помимо компьютера (пишущей машинки) в процессе работы часто приходится пользоваться телефоном, факсом, принтером, копировальным аппаратом (заметим, кстати, что весьма удобны в эксплуатации комбинированные устройства типа «три в одном», совмещающие функции принтера, ксерокса и сканнера), различными справочными материалами, канцелярскими принадлежностями (бумага, лупа, ножницы, клей, скрепки, цветные фломастеры, скотч-лентой и др. ) все они должны быть удобной расположены на столе или в непосредственной близости от него. Такое расположение облегчает использование настольных полочек, выдвижных плоскостей и емкостей разной конструкции. При чтении книги (рукописи) лежащей горизонтально, по мере чтения расстояние от глаз до текста меняется т частая смена аккомодации ускоряет зрительное утомление. Поэтому целесообразно пользоваться специальными подставками, обеспечивающими наклон книги к плоскости стола под углом 45 градусов и расстояние от глаза до текста 35-40 см. При замене ламп накаливания люминесцентными лампами дневного света зрительная работоспособность возрастает на 15-20%. Но мощность люминесцентных ламп соответственно должна быть выше мощности заменяемых ламп накаливания, что связано з различной воспринимаемостью спектра этих ламп.

Источник света (настольную лампу или иное приспособление, обеспечивающее уровень освещенности не менее 60-75 люкс) правши должны устанавливать с левой стороны. Удобно использовать светильник с абажуром конусообразной формы на гнущейся ножке: при такой конструкции световой поток не слепит глаза и можно изменять его направление. Напомним, что пользующимся очками, для длительной работы с компьютером лучше иметь отдельные очки, с индивидуально подобранным фокусным расстоянием.

Рациональный отдых должен быть как кратковременным в течение рабочего дня, так и ежедневным (не менее 1 часа, помимо сна), еженедельным (выходные дни должны быть свободными от профессиональной умственной работы! ), ежегодным (оздоровление не менее 3-4 недель, полностью освобожденных от такой работы).

Преимущественно однообразная статическая поза (особенно при работе с компьютером) в сочетании с общей малой подвижностью способствует развитию застойных явлений во внутренних органах и мышцах, снижает активность обменных процессов, уменьшает снабжение мозга кислородом и другими питательными веществами. Поэтому одним из важнейших элементов гигиены умственного труда являются физическая культура и доступные (с учетом возраста, состояния здоровья) виды спорта. Чтобы ослабить утомление, возникающее при длительной работе за столом следует через каждый час делать небольшие физкультпаузы - встать, несколько минут походить, сделать 8-10 приседаний, поворотов туловища, головы, круговых движений рук и других простых «разминочных» упражнений, а также упражнения для глаз (закрыть глаза и помассировать веки, 5-6 раз активно поменяйте поле зрения, переводя до предела взгляд вправо, влево, вверх, быстро поморгайте, сделайте несколько круговых движений глазами по часовой стрелке и др. )

Самым древним и доступным практически все людям видом физической активности является ходьба. К ней, как и к другим видам физических упражнений в полной мере относится известное изречение - «По своему действию движение может заменить многие лекарства, но ни одно лекарство не может заменить действие движения». Рекомендуется не менее чем 1-1, 5 часовая ежедневная ходьба с выполнением «норматива» - не менее 9-10 тысяч шагов. Объективный контроль выполнения этой рекомендации легко осуществить с помощью имеющихся в свободной продаже относительно недорогих приборов-педометров (шагомеров).

Оценка самочувствия в процессе физических упражнений может быть дана по частоте пульса через 1-2 минуты после завершения упражнения. Считается, что данный объем физической нагрузки переносится хорошо, если частота пульса не превышает этот показатель в спокойном состоянии более чем в два раза.

Непременный элемент гигиены умственного труда - рациональное питание. Прежде всего, надо соблюдать основные общие принципы такого питания: соответствие калорийности суточного рациона питания фактическим энерготратам конкретного человека, наличие в рационе всех необходимых человеку пищевых веществ и их сбалансированное соотношение, отсутствие вредных для здоровья органических и неорганических примесей, 3-4 разовый приме пищи по стабильному режиму. Дополнительные требования к питанию лиц занятых преимущественно умственным трудом определяются особенностями неблагоприятного его влияния на здоровье. Для ослабления (предотвращения) этого влияния рекомендуется включать в пищевой рацион малоусвояемые вещества (так называемые «пищевые волокна», содержащие большое количество клетчатки и стимулирующие деятельность кишечника). Весьма важна достаточная обеспеченность организма витаминами, минеральными веществами, незаменимыми аминокислотами (метионином, лизином и др. ) глютаминой кислотой (необходима для обезвреживания аммиака, образующегося в мозговой ткани), фосфором и др. При наличии в рационе достаточного количества мясо-рыбных продуктов, свежих овощей и фруктов все эти вещества поступают в организм. Учитывая, однако, повышенную потребность в них в питании работников умственного труда, рекомендуется 3-4 раза в год использовать и курсовой прием (3-5 недель) различных патентованных витаминно-минеральных смесей. В аптечной сети имеется большое разнообразие таких смесей, предназначенных для мужчин и женщин разного возраста, учитывающих их физиологические потребности, условия трудовой деятельности и другие индивидуальные особенности. Поэтому выбор наиболее целесообразных лучше сделать по совету врача, знающего состояние вашего здоровья и индивидуальные показания или противопоказания к приему тех или иных смесей.

 

84. Основные проблемы гигиены детей и подростков. Состояние здоровья детей и подростков в настоящее время. Показатели, критерии и группы здоровья детей и подростков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...