24. Методика работы над натюрмортом.
24. Методика работы над натюрмортом.
Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, в переводе с
французского языка обозначает «мертвая природа». Он предназначен для изображения
предметов быта, цветов, и т. д. через натюрморт художник передает отношения человека
к тем или иным предметам, свои мысли и чувства о своём времени.
Рисуя натюрморт дети учится анализировать форму предметов, овладевать
навыком конструктивного построения, передавать с помощью изобразительных средств
пространственное положение, объём предметов, цвето-тоновые соотношения.
При рисовании с натуры возникают четыре основные задачи:
1. Выбор предметов и постановка натюрморта.
2. Выбор места, с которого собираются писать натюрморт.
3. Расположение формата (по вертикали или по горизонтали).
4. Компоновка
Натюрморт – это группа предметов, которые гармонично соотносятся друг с
другом. При постановке натюрморта не следует брать предметы одинаковые по форме,
величине, цвету. Следует стремиться к большой разнице в размерах предметов.
В натюрморте должен быть главный предмет, который выполняет функцию
композиционного центра, он как бы вводит зрителя в действие, начинает рассказ,
заставляет в первую очередь обратить внимание на себя.
Очень важно правильно выбрать место для рисования. Для этого необходимо
рассмотреть натюрморт с разных пунктов, а затем сделать несколько маленьких
зарисовок. Выбрать место, с которого натюрморт смотрится гораздо выразительнее.
Выбор формата делают следующим образом: когда высота натюрморта больше
чем ширина, то формат располагают по вертикали, а когда наоборот, то по горизонтали.
Компонуют все предметы одновременно. Главная задача этого этапа – найти на
формате выразительное, красивое расположение всей группы предметов.
После того, как композиция будет найдена, нужно наметить легкими линиями на
листе бумаги края стола и размеры всей группы, наметить её границы сверху, снизу,
справа, слева. Затем, в пределах этих границ найдите место для каждого предмета,
высчитать его пропорции и «построить». Перед тем как приступить выполнять задание
красками, нужно определить, что самое темное в постановке, что светлей и что самое
светлое. Учитываем освещение естественное или искусственное.
Задание считается выполненным, когда:
1. Натюрморт грамотно закомпонован (найдено на листе бумаги выразительное,
красивое положение всей группы предметов).
2. Максимально точно передана форма, пропорции, конструкция, объём
каждого предмета отдельно.
3. Найдены точные тональные и красивые цветовые отношения.
25. Методика работы над тематической композицией.
Главное в работе на темы – развитие у учащихся: а) способности видеть
окружающий мир образно; б) формирование умений языком изобразительного искусства
выразительно передавать свои мысли, чувства, переживания об увиденном, услышанном,
прочитанном. В процессе рисования на темы, иллюстрирования литературных
произведений школьники изучают основы композиции, осваивают живописные и
пластические возможности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства, учатся понимать их роль в создании художественного образа,
трансформировать реальные формы действительности в соответствии с замыслом
композиции.
Нравственное воспитание учащихся на уроках ИЗО можно осуществлять в
процессе выполнения ими иллюстраций к сказкам и другим литературным
произведениям. Алгоритм работы включает: 1) определение цели урока; 2) выбор
литературного произведения; 3) работу с содержанием сказки; 3) материальное
выполнение изобразительных задач в том или ином художественном материале.
Определение цели урока может быть связано с конкретной ситуацией в классе.
Выбор сказки. При выборе сказки для выполнения иллюстраций целесообразно
руководствоваться и воспитательными целями, и возрастными особенностями детей.
Работа с содержанием. Работа с содержанием сказки начинается с чтения. Задача
этого этапа - определения темы и главной мысли сказки
Материальное выполнение изобразительных задач включает: а) выполнение
школьниками словесного рисунка, в ходе которого они вербальными методами рисуют
сюжет сказки, создают образы её героев такими, какими они их представляют; б) работу
в том или ином художественном материале.
Традиционно учитель предлагает школьникам конкретный художественный
материал для выполнения темы урока. В работе над иллюстрацией полезно, чтобы
школьники самостоятельно, исходя из собственного замысла, определили и формат
рисунка, и художественные средства (акврель, гуашь, простой карандаш, фломастеры и
т. д), котрые наиболее точно помогут им нарисовать тот или иной сказочный образ,
передать эмоциональное отношение к событиям, происходящим в сюжете сказки.
Опыт показывает, чаще всего в процессе объяснения нового материала (имеется в
виду практическое выполнение задания) школьнй учитель использует вербальные
методы. В лучшем случае словесный рассказ сопровождается показом наглядных
пособий по теме урока. Наглядно-практические методы. Активность работы школьников
на уроках практической художественной деятельности заметно повышается, если они
видят процесс создания рисунка. Учебно-воспитательные задачи урока в процессе
выполнения подобных заданий должны быть тесно связаны и с определением
школьниками характеристики персонажей сказки, и с посильно создаваемыми ими
художественными образами. Таким образом, одним из направлений формирования
личности школьника на уроках изобразительного искусства может быть народная
педагогика, народные сказки как источник мудрости и духовной культуры этноса.
Систематическое и целенаправленное освоение школьниками в учебно-воспитательном
процессе общеобразовательной школы содержания сказок посредством посильного
создания художественного образа может стать тем барьером, который будет
противостоять проникновению в сознание молодых поколений чуждых нашему народу
ценностей, размывающих границы между добром и злом, нравственным и
безнравственным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: