16.Организация и проведение уроков по восприятию эстетического в действительности, в том числе и в природе.
16. Организация и проведение уроков по восприятию эстетического в действительности, в том числе и в природе. Уроки на темы природы проводят преимущественно в условиях класса, в процессе
17. Организация восприятия произведений искусства на школьном уроке и на выставке картин (в художественном музее, картинной галерее и т. п. ). Основные темы по восприятию искусства и их роль в воспитании учащихся.
Выделяют три группы факторов, влияющих на процесс восприятия картин. Это – 1) внешние условия: а) настроенность, б) подготовленность, в) установка зрителя; 2) разъяснение зрителю картины, в частности, разъяснение её идеи и средств выражения; 3) для полноценного восприятия необходимо так показать картину, чтобы в ней действовал и: а) колорит, и б) почерк мастера, и в) мелкие детали, чтобы не доминировала в процессе восприятия только г) сюжетная сторона. В противном случае зритель приучается видеть в картине всего лишь информационный аспект. В условиях общеобразовательной школы не следует пренебрегать информационным аспектом в процессе восприятия школьниками произведений искусства. В процессе восприятия произведений живописи предстоит понять замысел художника, какими средствами и приёмами он добивался его выполнения. Выполняя эту задачу, необходимо использовать впечатления школьников от встречи с искусством, настроение, отношение к произведению, имеющийся у них художественный опыт, вкус, знания основ изобразительного искусства. В этой работе важно показать учащимся, что в картине нет ничего лишнего, всё подчинено замыслу, всё держится на основе единства содержания и формы. В процессе восприятия школьниками картины необходимо помочь им раскрыть идейный замысел, тему, сюжет, композицию, цветовое решение. Мы начинаем анализ произведения с того, что работа над картиной (композицией) начинается с замысла, возникающего на основе миропонимания художника, жизненных наблюдений, переживаний. Анализируя картину важно обратить внимание школьников на способы нанесения краски на холст. Этот способ связан с восприятием цвета и с его воздействием на зрителя. Цвет на картине меняется в зависимости от характера мазка: рыхлого, плотного или прозрачного. Художник определяет формат (вертикальный, горизонтальный, округлый и т. п. ), размер полотна, расположение основных элементов точку зрения, уровень горизонта, цветовой строй картины, выделяет главное в ней.
Рассказ в картине – это не просто показ определённого действия, но и портретная характеристика героев произведения, и «описание» ландшафта, интерьера, различных предметов, связанных с происходящим в картине и участвующих в раскрытии замысла художника. Немаловажную роль в раскрытии художественного образа, в том числе и в портретном жанре, помимо построения композиции, выбора формата, освещения, колорита играют детали. Таким образом, эффективность художественного воспитания в формировании духовной культуры школьников во многом определяется дидактическими, культурологическими и воспитательными задачами учебно-воспитательного процесса. Их выполнение предполагает учёт следующих условий: 1) накопление учащимися знаний в области ИЗО; 2) формирование практических художественных навыков в области изо-ной деятельности; 3) развитие эмоциональной отзывчивости, ассоциаций, воображения, фантазии, образного мышления школьников; 4) развитие способности выразить своё отношение к произведению искусства; 5) постижение языка искусства; 6) расширение объёма знаний и представлений об искусстве; 7) понимание роли искусства в жизни людей. Учебный процесс в общеобразовательной школе рассматривается не просто как приобщение детей к искусству, но и как нацеленный на воспитание более глубоких личностных образований – убеждений, поведения и деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|