Главная | Обратная связь
МегаЛекции

XV I . II . ИЗОБРАЖЕНИЯ В БИБЛИИ И МОЛИТВЕННЫХ ДОМАХ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН





Мы увидели, что Ветхий Завет запрещает любое обожествление предметов. Теперь давайте проанализируем библейское учение об изобра­жениях.

От некоторых представителей православия в защиту иконопочитания можно услышать такой аргумент: мол, если вы противники изображе­ний, то тогда и паспорта свои порвите и альбомы семейные... Однако закон Божий к этому не призывает. В заповеди прямо дан запрет на поклонение и служение изображениям и кумирам (см. Исх. 20:5), а не на живопись, скульптуру, фото- и видеоискусство как таковые. То есть суть второй заповеди — не допустить людей до почитания предметов.

Внимание! В Декалоге Создатель акцентировал внимание на том, что данный запрет касается всех изображений: «Не делай себе кумира и никакого изображения» (Исх. 20:4, см. также Лев. 26:1, Втор. 5:8), в том числе представляющих Самого Творца. Бог предвидел возможность по­пыток изображения Его, а затем поклонения этому образу, поэтому категорично и однозначно предупредил людей:

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображе­ний какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Втор. 4:15,16).

Не почитались в ветхозаветные времена и изображения херувимов, хотя они использовались в оформлении святилища. Библия повествует, что скиния была украшена вышитыми, а храм Соломона резными херу­вимами:

«Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою» (Исх. 26:1).

«И покрыл дом, бревна, пороги и стены его и двери его золотом, и вырезал на стенах херувимов» (2 Пар. 3:7).

Храм Соломона имел и другие элементы оформления:

«На всех стенах храма кругом сделал резные изображения херу­вимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Цар. 6:29).

Мы видим, что скиния, а затем и храм были искусно украшены. Но, конечно, ни священники, ни тем более простые верующие перед стенами святилища не вставали на колени и не целовали ткань и бревна. Вспомните, что Писание категорично запрещало людям, кроме священ­ников из семьи Аарона, входить в скинию. Также херувимы украшали ковчег завета (см. Исх. 25:18), но, как мы уже знаем, ковчег никто не видел кроме, Первосвященника один раз в году.



Аналогичные элементы оформления археологи находят в молит­венных домах и катакомбах христиан первых веков нашей эры. В Православной энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (www.pravenc.ru) в материале «Византийская импе­рия. Часть IV» можно прочитать следующее:

«Самыми ранними, дошедшими до настоящего времени произведениями христианского изобразительного искусства являются росписи катакомб — подземных кладбищ первых христиан, возникших в период гонений (II — нач. IV в.), сохранившихся в ряде мест Италии (Рим, Неаполь, Сицилия), на Мальте, в Испании, в Сев. Африке. Росписи украшали также стены молитвенных домов христиан, где собиралась община для совершения богослужения».

Стены помещений христиане украшали узорами, цветами, симво­лами, херувимами, библейскими героями и сюжетами, агнцами или пастухами, символизирующими Христа. Вот что об этом пишет наш современник православный игумен Иннокентий (Ерохин) на сайте Вла­дивостокской епархии (www.vladivostok.eparhia.ru) в труде «Нерукотворный образ Спасителя как основа иконописи и иконопочитания»:

«Археологические находки доносят до нас примеры того, как в первые века Церковь выражала свою веру символами в живописи, барельефе и скульптуре, в предметах прикладного значения. Таких символов найдено множество: якорь, рыба, голубь, феникс, павлин, петух, агнец, орел, масленичная ветвь, виноградная лоза и другие. Очень распространенным стало изображение доброго пастыря, соответство­вавшего известной евангельской притче, который обычно запечатлен в виде юноши без бороды, с короткими волосами, правильным и симпатичным лицом; в одежде, характерной для древности. Также найдены символические изображения христиан и на библейские сюжеты: Ветхого и Нового Заветов».

Сегодня все желающие могут увидеть творчество христиан II — начала IV веков. До нас дошли сотни хорошо сохранившихся настенных изображений в катакомбах, где христиане хоронили умерших и устраивали богослужения. Все стены пространных пещер украшены росписями. Биб­лейские сцены напоминали верующим поучительные истории из Священного Писания, а символы помогали им помнить основные принципы христиан­ства: голубь — птица Ноя, вестник мира; феникс, сжигающий себя и воскре­сающий из пепла, — символ Воскресения; павлин — символ бессмертия; масличная ветвь — символ победы над смертью и гре­хом; корабль — символ церкви, способной спасти человека в море житейских невзгод; якорь — символ вечного покоя после жиз­ненных бурь; рыба — символ Христа, так как начальные буквы фразы «Иисус Хри­стос Божий Сын Спаситель» на древне­греческом языке образуют слово рыба IHTUS — Iesus Hristos Teu Huios Soter* (см. фото стелы III в., живописи римских катакомб II — начала IV вв.).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.