Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XV I . IV . БОГ ЯВИЛ СЕБЯ ВО ПЛОТИ




Христиане всего мира считают Иисуса Христа не просто Сыном Божьим, но воплощением Бога в земной материи. Действительно, Сам Иисус говорил: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30), «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9, см. также Ин. 8:25,58). Именно в воплощении Бога в образе, который можно было лицезреть, значительная часть теологов пра­вославия видит основу иконопочитания. Православный богослов Л. А. Успенский (1902—1987 гг.) в книге «Богословие иконы Православной Церкви» писал:

«Образ присущ самой сущности христианства, ибо христианство есть Откровение не только Слова Божия, но и Образа Божия, явленного Богочеловеком Иисусом Христом. Церковь учит, что икона основывается на самом факте воплощения второго Лица Святой Троицы».

То есть, якобы, раньше Бога не изображали лишь потому, что Его не видели. Получается, в 4 главе книги «Второзаконие» Творец, говоря о том, что Он не показывался людям, чтобы те не сделали себе Его изобра­жений, ограничивал этот запрет временем пришествия Христа?

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображе­ний какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Втор. 4:15,16).

Теперь же, увидев Бога в Иисусе, люди, якобы, уже могут забыть запреты Священного Писания относительно изображений и образов. На эту тему, кроме упомянутого выше, существует еще много пространных трудов православных отцов, смысл которых сводится к тому, что с при­ходом Христа для более близкого контакта с Богом стало возможным использование изображений Его Сына.

Однако эта богословская позиция не соответствует учениям Вет­хого и Нового Заветов. Вся Библия последовательна в вопросе идолопоклонства. Как мы уже видели, в Ветхом Завете запрет на кумиры и изображения был дан евреям на горе Синай. Эту заповедь Бог считал столь важной, что включил ее в Декалог. Далее Писание не раз называло идолослужение народа израильского блудом против Господа. Новый завет продолжал предостерегать от идолослужения. Заканчивается Библия перечислением грехов, которые не позволят многим людям войти в Не­бесный Иерусалим, среди которых нарушение второй заповеди Декалога — почитание идолов:

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:14,15).

Книга «Откровение» явственно показывает, что в конце земной истории будет развито идолослужение. О каком противном Богу слу­жении говорит последняя книга Библии? Ведь сегодня на планете уже относительно редко можно встретить языческих богов в том виде, в котором они существовали в библейские времена. Однако данный грех в Апокалипсисе является значимым и выделяется из остальных:

«Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, ­медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» (Откр. 9:20).

Если принять во внимание, что согласно книге «Откровение» в конце земной истории от Божьих судов пал Вавилон, великая блудница, которая яростным вином блудодеяния своего напоила все народы (см. Откр. 18:2, см. также Откр. 14:8, Откр. 17:2), становится понятным, что заблуждающихся верующих перед Вторым Пришествием Христа будет очень много (напоила все народы). Значит, к вышеперечисленным идо­лам вполне могут относиться и почитаемые кумиры исторических христианских конфессий.

Учение православия относительно иконопочитания в целом лише­но последовательности. С одной стороны, популярная церковь учит: изображение лика Христа стало угодным Творцу, потому что второе Лицо Божественной Троицы было воплощено на Земле в образе Иисуса. С другой стороны, по утверждению церковного предания, первой иконой было не лицо взрослого Иисуса, а изображение Лукой Марии с младен­цем. А впоследствии почитаемыми стали иконы, на которых вообще отсутствует образ Христа.

Поражает и наивность самих преданий об иконах и время их появления. Первый упоминает икону Богородицы кисти евангелиста Луки в VI веке историк Феодор Чтец. Он пишет, что императрица Евдокия прислала из Иерусалима в Константинополь сестре своей Пульхерии образ Богоматери, писанный евангелистом Лукою. По церковному пре­данию нарисованная Лукой икона до XV века находилась в Константинополе. Затем, согласно одному из преданий, перед падением Константинополя под турками икона оттуда пропала. После она чудным образом появилась в России, перенесясь над водами Ладожского озера. Сейчас эта икона называется Тихвинской иконой Божией Матери.

Однако православию нелегко ответить на многие вопросы:

? Почему упоминание о существовании иконы, написанной Лу­кой, начинается лишь в VI веке?

? Почему эта икона не показывалась на соборах 754 и 787 годов при иконоборчестве в защиту иконопочитания?

? Мог ли Лука видеть молодую Марию с младенцем Иисусом?

? Если Лука рисовал портрет с Марии, то почему влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик Блаженный Августин (354—430 гг.) писал: «Мы не знаем лица Девы Марии, от которой безмужно и нетленно, чудесным образом родился Христос»?

? Если эта икона действительно нарисована Лукой, то она должна являться одной из самых великих святынь всего христианского мира. Почему нет к ней паломничества миллионов христиан?

? Почему, согласно церковным преданиям, на кисть Луки претен­дует множество икон: Милостивая (Киккская) на острове Кипре, Ченстоховская в Польше, Филермская в Черногории, Великопещерная на острове Патмос, Владимирская, Смоленская, Влахернская, Иеруса­лимская, Корсунская (Ефеская), Федоровская, Мадонна ди сан Лука, Тихвинская в России и другие? Хотя первые предания упоминают лишь одну икону Луки.

? Почему не проводятся независимые экспертизы этой или других икон, якобы, Луки, чтобы установить их истинный возраст? Ведь если эти иконы нарисованы во времена написания Нового Завета, тогда раз и навсегда будет доказано, что иконопочитание существовало в библей­ское время, к тому же среди апостолов. Почему не делаются экспертизы? Не потому ли, что предание очень ненадежно? Может, представители церкви не пытаются его подтвердить, заранее зная результат? Ведь даже мельком брошенного взгляда специалиста достаточно, чтобы понять, что стиль и способ написания этих икон существенно отличается от катакомбного изобразительного творчества христиан первых веков и даже от дошедшей до нас иконографии VI столетия. Да и уж очень они хоро­шо сохранились для возраста двух тысяч лет. Явную сомнительность предания об иконах Луки подтверждает Михаил Мудьюгин (1912—2000 гг.), известный православный деятель, архиепископ, доктор богословия, профессор, ректор С.-Петербургской духовной академии в своей книге «Русская православная церковность. Вторая половина ХХ века» (глава «Иконопочитание»):

«Несостоятельность этого апокрифического предания подтверждается количеством приписываемых кисти евангелиста икон Богоматери: их около двух сотен, что значительно превышает физические возможности одного человека, занятого в основном врачебной (Кол. 4:4), миссионерской (он — спутник апостола Павла, см. Деян. 16:13; Деян. 20:5,6; Деян. 27:1,2) и литературной деятельностью (апостол Лука, как известно, автор не только Евангелия, носящего его имя, но и новозаветной книги «Деяния Апостолов»). К тому же иконы, приписываемые святому Луке, весьма разнообразны по манере исполнения, одни из них носят явно черты византийского, другие (особенно многочисленные) — древнерусского стиля, некоторые — позволяют без труда установить наличие западного влияния».

Также будет очень интересно услышать ответ официального пра­вославия на вопрос:

? Почему православная церковь закрывает глаза на нарушение прямого запрета Библии — изображение Бога Отца? Мы с вами уже видели, что в книге «Второзаконие» в гл. 4 ст. 15, 16 Творец сказал, что Он не показывался людям, чтобы не сделали Его изображения и не поклонялись ему. Более того, Создатель отметил: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). В Новом Завете апостол Иоанн напоминает: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18, см. также 1 Ин. 4:12, 1 Тим. 6:16). Как мы знаем, православие считает, что Творец отменил запрет на изображение Бога Сына тем, что явил Его. Но ведь Сам Бог Отец так и не показал Себя людям. Значит, следуя логике популярной церкви, Бога Отца это исключение так и не коснулось. Тогда не понятно, почему «исключение» по отношению к Иисусу православие заодно распространило и на почитание изображений Бога Отца и других личностей — святых людей и Марии — в прямое нарушение Божьего закона (см. Втор. 4:15,16, Исх. 20:4,5). Сегодня на многих почитаемых официальной церковью иконах изображен Бог Отец. Например, Он нарисован на чудотворной иконе Божией Матери Державной сверху над Богородицей. Присутствует образ Отца и в иконе Святой Троицы и на других изображениях Новозаветной Троицы. А иконы с изображением Марии и святых имеются в каждом православном храме и чуть ли не в каждой православной семье.

Есть и еще вопросы, на которые популярной церкви сложно най­ти логически обоснованные ответы:

? Почему история не знает святынь I—V веков, похожих на современные иконы, кроме нескольких икон, приписываемых руке Луки, но, напомним, далеких по стилю от изобразительного творчества того времени и не имеющих заключения независимых экспертиз, подтвер­ждающих их двухтысячелетний возраст? Стоит напомнить, что автори­тетные представители православия признают, что самыми ранними дошедшими до нас произведениями христианского изобразительного искусства являются росписи катакомб II—IV вв. (см. главу «Изображения в Библии и молитвенных домах первых христиан» и «Историческую справку» к этой главе).

? Почему нет ни единого археологического факта, подтверждаю­щего использование первыми христианами изображений для богопочитания, а имеются только доказательства применения настенной и декоративно-оформительской живописи?

? Почему история не знает теологических и летописных источни­ков первых трех столетий после Христа, в которых говорится о почитании христианами изображений и иных святынь или о необходимости такого почитания? В то же время, напомним, имеется масса документальных свидетельств об обратном, часть которых мы рассмотрели выше в главе «Изображения в Библии и молитвенных домах первых христиан».

Некоторые представители православия утверждают, что не покло­няются иконам в виде предметов, а через эти образы, как через «небесное» окно, обращаются непосредственно к тем, кто изображен на них. Тогда логичен очередной вопрос:

? Почему среди нескольких икон одного и того же «героя веры» одни более почитаемы, а другие менее? Получается, не сами святые, а все-таки их изображения по-разному «чудотворны». И дело тут не в том, что одни образы более намолены, а другие менее... Ведь некоторые ико­ны, якобы, сразу «источали благодать». Наглядный тому пример — икона Казанской Божьей матери, которая, согласно церковному преданию, после появления сразу начала «творить чудеса».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...