XVI. X V. «нечудесные» чудеса
Сегодня уже раскрыт подлог многих современных чудес, связанных с религией. Например, были засняты акты тайного прокалывания рук, чтоб на них получились стигматы. Экспертиза показала, что заплакавшая кровью статуя падре Пио в южной Италии, оказывается, рыдала женской кровью, видимо, одной их верующих. Этот факт подтвердил догадку об источниках кровавых излияний на других религиозных предметах — кровь просто подбрасывалась заинтересованными людьми. Католическая церковь Австралии исключила из чудес слезы, которые, якобы, источала статуя Девы Марии, привлекавшая тысячи паломников в окрестности города Перт на западе страны. Независимая комиссия пришла к выводу, что «слезы» в действительности представляли собой смесь растительного и парфюмерного масел с ароматом розы. Стоит отметить, что согласно данным Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица.!!!» (www.sedmitza.ru) с 1905 по 2002 годы Католическая церковь после исследования 296 претендующих на божественную природу удивительных явлений признала чудесами только 12 из них. В православии тоже есть специальная комиссия «по чудесам». Большая часть явлений, претендующих на чудо, не признаются ею за божественные, так как раскрываются «фокусы» их возникновения. Это же касается и чудес, творимых «святыми» людьми. Известный современный православный богослов Фома Хопко (1939 г.) в главе «Святые» в своей книге «Основы Православия» признает факты прибавления несуществующих чудес в перечень деяний святых: «О «житиях» святых существует множество книг. Они могут быть очень полезны для постижения смысла веры и жизни, в них ясно выражено христианское видение Бога, мира и человека. Но поскольку они быши написаны во времена, сильно отличные от наших, в них необходимо отделять главную суть от второстепенным, иногда и сильныгх приукрашений. В Средние Века, например, быпю принято писать жития святых по более ранним образцам, или даже «подгонять» жития малоизвестных святых под жития их более знаменитых предшественников. Также бышо принято приписывать им самые невероятные и сверхъестественные события, чтобы подтвердить их святость, подчеркнуть добродетели и вдохновить читателей на подражание. Во многих случаях описания чудес добавлялись для того, чтобы утвердить праведность и невинность святых перед лицом их гонителей».
Безусловно, руками апостолов, пророков и первых христиан Бог творил много знамений. Но чудеса «святых» популярных ныне церквей мы вынуждены поставить под сомнение. Ведь если известны и признаются факты некоторых подлогов, то как можно доверять всем остальным подобным случаям с учетом прямого интереса церкви в популяризации культа святых. Я думаю, со временем будут раскрыты и другие псевдочудеса, хотя исторические церкви не особо допускают к этим расследованиям сторонних исследователей и экспертов. Пока остается загадкой происхождение «слез» на некоторых иконах. Однако достоверно известные факты должны заставить задуматься здравомыслящих верующих. На Руси первое упоминание о мироточащей иконе, по разным источникам, датируется XI—XVIII веками. До этого почему-то иконы не плакали. После — относительно редко. А в конце XX века иконы заслезоточили более обильно. Сначала это были единичные случаи, которые были с восторгом приняты верующими. Соответственно, паломники сразу потянулись к чудесам. Затем число слезливых святынь начало увеличиваться. А после иконы зарыдали десятками, причем не только деревянные, но и пластиковые и даже репродукции, фотографии и ксерокопии, к тому же неосвященные в церкви. Уже доподлинно известно, что влага появляется сверху, а не исходит изнутри икон и других «святых» предметов, значит, она вполне может быть искусственно туда нанесена или с помощью химии вызваны физические процессы для ее конденсации. История даже знает факт фабрикации такого чуда непосредственно церковью. Рукотворность мироточения разоблачил Петр Первый. Он отодрал оклад от плачущей иконы и увидел с другой стороны доски у глаз специально положенное туда густое древесное масло, которое начинало вытекать из отверстий, нагреваясь от горящих свечей. После, как описано в «Деяниях Петра Великого, мудрого преобразителя России» (ч. 7), он сказал присутствующим:
«Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда». Пока до конца не раскрыта тайна появления Благодатного огня на православную Пасху у гроба Гоподня. Однако и это чудо уже давно многими людьми поставлено под сомнение. Первые упоминания о нем датируются IX веком. А в XII веке мусульманином Ибн-ал-Каланиси было сделано предположение о его возникновении: «Когда они находятся на Пасху там... то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом». Как мы видим, у естествоиспытателей того времени уже были вещества, способные вызывать самовозгорание при взаимодействии. Причем это далеко не единственный огненный состав, известный с давних времен. Самовоспламенение вызывает смесь концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки или хроматом калия. Позолоченные изделия в древних цивилизациях изготавливались при помощи царской водки — смеси азотной и соляной кислот. Обе эти кислоты получались только действием серной кислоты на их соли — селитру и поваренную соль. Значит, серная кислота была известна уже давно. А хромат калия издревле использовался для дубления кожи, то есть также был доступен древним химикам.
Существуют и иные любопытные свидетельства о чуде Благодатного огня. Известный православный ученый-востоковед, епископ Чигиринский Порфирий (Успенский) (1804—1885 гг.) в труде «Книга бытия моего» рассказывал о неком иеродиаконе Григории, который забравшись в часовню гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто от спрятанной там лампады. В этой же книге Порфирий приводит рассказ, услышанный из уст митрополита Дионисия, который, по его словам, был свидетелем признания наместника Иерусалимского патриарха митрополита Мисаила в том, что в кувуклии тот зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова. Что касается необжигающих свойств огня, то и этому чуду есть простое объяснение. Химикам хорошо известен так называемый холодный огонь. Им горят многие эфиры органических и неорганических кислот. Температура такого горения зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. Горящим эфиром можно обтирать тело, а его облако вполне может перемещаться в пространстве, так как тяжелее воздуха. То есть можно заблаговременно изготовить «специальные» свечи и затем продать приезжим (в храме предлагают зажигать связки свечей по 33 штуки, которые продаются неподалеку). Естественно, эфир быстро сгорает, поэтому «чудо» может длиться только непродолжительное время. Далее «волшебный» огонь приобретает обыкновенные свойства обжигать все, к чему он прикасается. Естественно, данные комментарии не особо популярны, поэтому не известны широкой публике. Чудо Благодатного огоня можно проверить — зажечь от него после несшествия привезенную с собою свечку и потрогать пламя рукой. Но, наверное, самым серьезным свидетельством против чуда Благодатного огня является таинственность его появления. Почему церковь не позволяет независимым экспертам зафиксировать факт чуда? Зачем Богу скрывать Свою силу? Если Господь и так по какой-то причине дает ежегодно это знамение, то Он сразу «утрет нос» сомневающимся. Ведь при пророке Илии Господь явил Свою славу, ниспослав огонь на жертвенник, залитый водой, в присутствии сотен свидетелей (см.
3 Цар. 18:32-38). Я думаю, сейчас не помешает напомнить о том, что у чуда могут быть разные «источники»: Бог и дьявол. Ведь и сатана может подделывать чудеса Бога. Поэтому апостол Иоанн в книге «Откровение» предупреждал людей: «Он (зверь. — Прим. авт.)... творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить... он обольщает живущих на земле» (Откр. 13:12-14). Ответьте для себя на вопрос: «Зачем Богу такие чудеса — слезы, огонь и др., ведь они лишь повышают интерес к святыням, не являя ни мудрости, ни любви Господней?». А вот лукавому такие чудеса на руку, так как они отвлекают людей от Живого Бога, который всегда рядом (см. Пс. 32:13,15, Пс. 138:3,5, Деян. 17:27, Пс. 15:8, 1 Пар. 28:9), Его мудрого закона, направляя их внимание к мертвым святыням. А третий источник чуда, как мы с вами увидели, — это человек. Он, как мы знаем, тоже заинтересован в сохранении и преумножении чудес. Закончить этот раздел хотелось бы повторением объективных фактов: 1. Ветхий Завет запрещает почитание кумиров, изображений и служение им. 2. Во времена Ветхого Завета святыням не поклонялись. 3. В ветхозаветное время храм на земле был только один, и все святыни «принадлежали» только ему. По разным городам верующие святынь не имели и по домам их не хранили. 4. В ветхозаветный храм никто не входил, кроме священников — левитов из рода Аарона. Утварь храма, в том числе ковчег, никто, кроме них не видел. Согласно Божьему закону, даже в случае необходимости перемещения, все предметы святилища перед выносом из него предварительно тщательно заворачивались. 5. Служение в ветхозаветном храме не было похоже на современное. Оно было кратковременным: добавление масла в семисвечник, каждение фимиамом перед завесой святая святых, возложение хлебов предложения. 6. Евреи никогда не почитали кости мертвых «святых» как чудотворные, не рисовали изображения пророков, не совершали паломничества к святым местам — только в Иерусалим во исполнение закона Моисея по установленным праздникам и для жертвоприношения. 7. Новый Завет запрещает любое почитание идолов. 8. Нет археологических данных и письменных свидетельств, подтверждающих почитание первыми христианами (I в. — первая половина IV в.) изображений и святынь. 9. Стремительно популярность святынь начала расти после превращения христианства в государственную религию в IV веке, когда добровольно-принудительно были «оцерквлены» большие массы язычников.
10. Нет археологических данных и письменных свидетельств I в. — начала IV в., подтверждающих наличие у христиан в это время храмов или зданий их напоминающих. Храмы как культовые сооружения христиане начали строить в IV веке после возвеличивания церкви и ее служителей в связи с переходом под крыло государства. До этого христиане проводили собрания в частных владениях, молитвенных домах и катакомбах. 11. Представители православия, как мы упоминали в главе «Изображения в Библии и молитвенных домах первых христиан», сами признают, что самыми ранними дошедшими до настоящего времени произведениями «настенного» христианского изобразительного искусства являются росписи катакомб. А их стиль далек от иконографии. 12. Первые христиане «настенные» изображения использовали так, как они применялись в ветхозаветном святилище — только для оформления. 13. Иконы, якобы принадлежащие Евангелисту Луке, не отдаются на всеобщее исследование независимым экспертам, чтобы подтвердить их возраст. В то же время по стилю и способу изготовления они сильно отличаются от античного изобразительного искусства первых веков нашей эры. 14. Христиане первых столетий (II в. — первая половина IV в.) в многочисленных богословских трудах и переписках почитание изображений, святынь и возведение храмов как культовых сооружений называли сугубо языческими обычаями и считали невозможным применение этих форм богопоклонения в христианстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|