Деятельностный характер художественной литературы
Деятельностный характер художественной литературы Семиотическая природа художественной литературы Осмыслим далее природу деятельности автора, или художника, которую мы ранее назвали искусством. Если внимательно присмотреться к семантике терминов «автор», «художник», «искусство», легко обнаружить их смысловое единство. Все они характеризуют специфическую деятельность человека – созидательную. Она связана с подражанием природе как высшей форме порядка (божественного) (теория «мимезиса»: Демокрит, Платон, Аристотель). В общем представлении деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром (игра, учение, труд). Первым проявлением деятельности человека считается подражательная, направленная на воссоздание природных явлений в человеческой среде. Вначале она имела прагматический характер – орудия производства, сельскохозяйственная деятельность и др. Позднее подражательная деятельность, основанная на условном замещении предметов и вещей их моделями, или знаками, вошла в состав древнего обряда и ритуала и стала выполнять, наряду с прагматической, сакрально-жизненную функцию. Так появляется игровая деятельность, что впоследствии станет основой искусства. Искусство, таким образом, имеет условную, знаковую или семиотическую природу, а условность принято считать первым законом искусства, сформировавшимся еще в период его зарождения, в архаическую эпоху. В современном мире искусство считается родовым понятием для таких своеобразных видов деятельности в области духовной культуры, как музыка, живопись, скульптура, театр, кино. К искусству как виду человеческой деятельности принадлежит и художественная литература, которую часто называют «искусством слова».
Рассматривая искусство как семиотическую условную деятельность, важно осознать характер субъекта, ее производящего. Как уже отмечалось, искусство возникло из подражания природе как божественному, и поэтому совершенному, творению. Предполагалось, что создать нечто новое человек не в состоянии, но он может следовать по пути божественного прецедента. Претендовать на роль ведущего в такой деятельности мог не каждый, но лишь «избранный», кто был посредником между богом и людьми. В разных культурах это шаманы, жрецы, пророки и др. Эти сакрально-социальные роли стали прообразом субъекта, способного к созидательной или творческой деятельности, который спустя тысячелетия получил наименование автора-творца.
Эстетическая природа художественной литературы В современной культуре понятие эстетического чаще всего напрямую связывают с понятием прекрасного, или красоты, не разграничивая данные категории. Тогда как их дифференциация имеет сущностное значение. Хотя еще в древности термины «прекрасное» и «красота» зачастую употреблялись практически как синонимы. При этом надо понимать, что они являлись категориями науки космологии, метафизики, а в дальнейшем и богословия. Термин «красота» использовался для обозначения совершенства Универсума и его отдельных составляющих и имел праонтологический характер, а «прекрасное» – в качестве широкой оценочной категории. Чтобы выявить сущность эстетического в художественной литературе как предмете изучения в литературоведении, следует вернуться к истокам искусства в нашей цивилизации. Ранее было отмечено, что искусство как условная знаковая деятельность формируется из подражания природному порядку или совершенному божественному творению. Природный порядок, или космос, основан на законе гармонии, баланса, равновесия. Из этих характеристик сформировалось у древних греков понятие красоты. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с пониманием космоса как миропорядка, целесообразности, украшения. Категория красоты была едва ли не ведущей в греческой философии (Пифагор, Сократ, Аристотель, Платон). Обобщая античные концепции, Плотин наделяет красоту функцией, возводящей к божественному и прекрасному. Средневековый философ Фома Аквинский акцентирует в красоте «надлежащую пропорциональность», «целостность», «сияние», «созвучие».
Как видим, категорию, которая стала основой искусства как деятельности, изучала философия. В середине XVIII из философии выделяется эстетика, предметом изучения которой стали сущность и формы прекрасного и в художественном творчестве, и в природе, и в жизни. Прекрасное в эстетике связывает красоту как онтологическое понятие с человеком. Сам человек, его сознание выступает источником прекрасного. Речь идет о человеке как божественном проявлении, именно такой человек становится мерой красоты. Поэтому еще одной важнейшей категорией эстетики становится понятие вкуса, а само искусство наукой эстетикой стало осмысливаться как особая форма общественного сознания. В искусстве наряду с семиотической природой были осмыслены другие качества, позволившие вывести еще два закона творческой деятельности. Но прежде, чем рассматривать эти законы, следует уяснить, почему именно эстетика стала заниматься изучением генезиса и эволюции искусства. Для этого необходимо разобраться с самим понятием эстетического. Эстетика с древне-греческого (α ἴ σ θ η σ ι ) переводится как «чувство, чувственное восприятие». Речь идет не о психических качествах, а о восприятии мира физическими органами чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, тактильность). Современный человек, имея пять органов чувств, воспринимает мир как объект преимущественно визуально, остальные органы активизируются реже и в разной степени. Древний человек не выделял себя из мира, не отделялся от него, он сам был миром и контактировал с ним всеми пятью органами чувств, в целом. Так сформировалось целостное восприятие мира, которое постепенно в процессе эволюции стало утрачиваться. Отождествление человека и мира в архаическую эпоху именуется синкретизмом.
Ранее было отмечено, что искусство генетически восходит к деятельности, которая называется обрядом, или ритуалом, сведения о них запечатлены в мифе. Понятия обряд и ритуал нередко употребляют как синонимичные, но различие все же есть. Ритуал – это священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности. С точки зрения этимологии обряд означает «приведение чего-либо в порядок». Обряды нередко характеризуют как традиционные действия человека. В архаической ценностной системе миф, обряд и ритуал были неотделимы друг от друга, имели синкретическую природу. Обряд можно назвать инсценировкой мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда. Воспроизведение мифа в обряде или ритуале включает одновременно пластические ритмические движения участников, звуки, извлекаемые из каких-либо инструментов, звучащую речь. Кроме того, участники могли надевать на себя маски, специфические костюмы, раскрашивать лица, обустраивать место, где разворачивалось действо, использовать курительные снадобья и напитки, изменяющие состояние сознания. Все эти действия были направлены на решение жизненно важной проблемы (засуха, наводнение) через обращение к высшим силам (божествам). Такое представление выполняло сакрально-жизненную функцию. При этом все действия имели полу-жизненный, полу-игровой характер, поскольку все участники играли роли и взаимодействовали с заместителями (знаками). Черед обрядовую деятельность, где были актуализированы все органы чувств, древний человек познавал мир, выстраивал с ним эстетические (чувственные) отношения, а в недрах сакрально-жизненной функции формировалась игровая, которая последствии получила название эстетической (чувственной). Осмысление мира шло разными путями. Попытка объяснить мир исключительно волей высших сил привела к формированию религии, а стремление объяснить его с точки зрения физических законов – к возникновению науки. В основе научного познания лежат логические отношения, в основе религии – нравственно-этические. И одни, и другие отношения исключают друг друга, ограничивая, таким образом, человека в его познавательной деятельности. Но в человеке никогда не исчезает стремление к целостному мировосприятию. Реализовать его он может в отношениях, которые были ему известны из глубокой древности. Такие отношения – эстетические – стали возможными лишь в одной сфере деятельности – в искусстве, которое наряду с религией и наукой выделилось из первобытной синкретической обрядовой деятельности и стало одной из форм человеческого сознания. Осмысление эстетической природы искусства привело к оформлению второго закона искусства – целостности.
Следует особо отметить, что эстетическая функция слова в художественной литературе постепенно становится преобладающей, но сакральность никогда не исчезает в словесном искусстве. Человек использует слово, как в ритуале, для упорядочения мира. Следовательно, писатель всегда вступает в акт священнодействия – он своим текстом, по большому счету, гармонизирует, структурирует мир, возвращает его в состояние целостности и порядка. Что касается эстетических отношений, то понимать их как сугубо чувственные в художественной деятельности нельзя, это было бы слишком прямолинейно. Всегда нужно помнить, что в основе искусства лежит его семиотическая (знаковая) природа, а, следовательно, эта деятельность является условной. Нужно выяснить, как отношения, построенные на непосредственно чувственном восприятии, функционируют в искусстве. Игровое начало, присущее искусству как деятельности, актуализирует аспект переоформления изначального материала (красок – в картину, глины – в скульптуру, слов языка – в художественный язык). Это касается и восприятия. Непосредственные первичные чувства в процессе художественной деятельности переживаются вторично, отсюда известная формула – эстетические отношения – это переживание переживания. В некоторых источниках первичные чувства называют эмоциями, которые осмысляются субъектом художественной деятельности. Отрефлексированные эмоции называют эстетическими переживаниями, или отношениями, которые складываются в сознании субъекта эстетической деятельности. В таком процессе именно переоформляющая деятельность субъекта выходит на первый план. В эстетической деятельности отправной точкой является субъект, его деятельность направлена на формирование объекта – переосмысленных первичных переживаний. Осмысление становится возможным тогда, когда событие, вызвавшее первичное переживание, уже произошло, завершилось. Только в таком случае его можно увидеть целиком и целостно осмыслить. Потому закон целостности искусства включает и понятие завершенности эстетического объекта. Жизнь человека мы не можем увидеть в целом, пока человек жив. Только в художественном мире автор может увидеть своего героя целостным и завершенным.
Третий закон искусства, основанный на его эстетической природе, – закон неповторимости, оригинальности. Дважды пережить одно и то же состояние невозможно. Так же невозможно дважды одинаково осмыслить пережитое. Это будет либо повторение, либо новое осмысление. Как не существует двух одинаковых людей, так не может быть и двух одинаковых рефлексирующих сознаний. Субъект художественной деятельности выполняет эксклюзивную роль по переоформлению первичных переживаний, по формированию из них новой действительности – художественной, эстетической, виртуальной, вторичной. А. Баумгартен назвал художественную действительность «гетерокосмосом», новым сотворенным миром. Поскольку художественная деятельность – переоформляющая, первичные реальности в ней предстают в новом виде – знака, образа, модели. Эти новообразованные феномены не существуют в физическом мире, они имею виртуальную, духовную природу, из них в сознании создателя формируется новая действительность, и называются они художественным образом. Данное понятие можно употреблять в узком и широком смысле. В узком смысле художественный образ – это любой структурный элемент художественного мира, в широком смысле – это весь художественный мир, созданный автором в собственном сознании и адресованный воспринимающему сознанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|