Коммуникативная природа художественной литературы
Коммуникативная природа художественной литературы Вслед за эстетической природой литературы осознана и ее коммуникативная природа. Изучает ее наука «рецептивная эстетика». Выделиться из собственно эстетики коммуникативному аспекту способствовало осознание нового качества художественной деятельности, которое стало возможным в неканонический период эпохи модальности. В конце XIX Л. Н. Толстой в трактате «Что такое искусство» впервые поставил вопрос о коммуникативном подходе к результатам эстетической деятельности. Писатель посмотрел на произведение искусства не только как на «средство наслаждения», но как на «одно из условий человеческой жизни» и стал трактовать его как способ духовного взаимодействия людей. По его мнению, любой читатель вступает в коммуникативные отношения не только с писателем, создавшим художественное произведение, не только с героем как ценностным центром мира, презентованного автором, но и с любым реципиентом, познакомившимся с произведением прежде или в будущем. То есть, само произведение искусства становится точкой пересечения создающего и воспринимающего сознаний, а также всех воспринимающих сознаний на линии большого времени. В данной точке воспринимающее и творящее сознание вступают в неизбежный диалог. Писатель в процессе творчества выполняет креативную, творящую, созидательную функцию, читатель – воспринимающую, рецептивную. Но самое главное в современном осмыслении творческого процесса это то, что читатель включен в него непосредственно. Создание художественного произведения является ответом авторского сознания на запрос рецептивного сознания. И каждое авторское высказывание адресовано читателю, и в каждом высказывании обнаруживается читательская рецепция. Таким образом, литература трактуется как диалог авторского и читательского сознаний.
Воспринимающее сознание занимает в творческом процессе двустороннюю позицию. С одной стороны, читатель сопереживает герою, воспринимает его жизнь и его мир, как реальный, с другой стороны, – наблюдает за тем, как авторское сознание этот мир создает, понимая его виртуальный характер. То есть, реципиент занимает позицию сопереживания и сотворчества одновременно. Притом, идеальный читатель должен гармонично сочетать эти разноприродные усилия, чтобы не было перекоса в одну или другую сторону. Кроме того, со-творческое со-переживание присуще не только читателю, но и креативной позиции автора, поскольку автор является первочитателем своих произведений. Каждая фраза адресуется незримому читателю, соотносится с его восприятием. Авторское и читательское сознания встречаются в каждой точке художественной реальности. Эта встреча – неизбежное сближение, но не совпадение двух полюсов эстетической деятельности. Ее назвали конвергенцией и трактуют как четвертый закон искусства, обусловленный его коммуникативной природой.
Периодизация историко-литературного процесса в контексте смены культурологических эпох Художественная литература как искусство слова прошла в своем развитии несколько стадий. На каждой из них актуализировались те или иные аспекты эстетической деятельности. Для их изучения созданы категориальный аппарат и методологический инструментарий, которые использует современное литературоведение. Важно осознать, что каждой культурологической эпохе присущи собственные критерии художественности, каждая эпоха сформировала свои литературоведческие категории, приемы и способы анализа художественного произведения. Поэтому к эстетическому явлению необходимо применять адекватные методологические подходы.
Художественное произведение в силу своей коммуникативной природы не сводится к совокупности знаков, которые манифестируют определенное эстетическое отношение. Эстетическое событие представляет собой высказывание, в которое вовлечены три участника – креативный субъект (адресант, автор), референтный субъект (объект, герой), рецептивный субъект (адресат, читатель). Между ними устанавливаются специфические отношения – взаимообратные, нераздельно-неслиянные. Такое коммуникативное событие называют дискурсом, в литературоведении художественное произведение как эстетическое событие называют художественным дискурсом. Как уже отмечено, в эстетическом явлении со-бытийствуют автор, герой и читатель. Организатором такого коммуникативного события является автор, но его деятельность является ответом на запрос имплицитного коллективного читателя. То есть, без читательского посыла креативная деятельность представляется неполной и даже бесцельной. Сам же авторский ответ разворачивается в эстетический объект – художественное произведение, ценностным центром которого является герой. Каждый из трех участников эстетического события в разные культурологические эпохи имеет свои характеристики. А. Н. Веселовский выделял две такие стадии, называя их эпохами синкретизма и личного творчества. На несколько иных основаниях две стадии выделяет и Ю. М. Лотман, именуя их «эстетикой тождества» и «эстетикой противопоставления». Однако большинством ученых принята трехчастная периодизация. Рассмотрим каждую стадию развития литературного процесса отдельно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|