Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие 1.1. Введение в литературоведение в системе филологических дисциплин. Литература. 3. Предмет изучения филологии.




Практическое занятие 1. 1.

Введение в литературоведение в системе филологических дисциплин.

1. Филология как наука.

2. Система филологических дисциплин. Понятие поэтики.

3. Предмет изучения филологии.

4. Семиотическая природа слова в языке как средстве общения.

 

Литература

1. Логос [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия.. – Режим доступа: https: //ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81 (дата обращения: 08. 09. 2017)

2. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

3. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб, заведений: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. – Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.

4. Фарино Ежи Введение в литературоведение: Учебное пособие / Е. Фарино. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 639 с.

5. Филология [Электронный ресурс] // Академик. – Режим доступа: http: //dic. academic. ru/dic. nsf/enc_literature/4744/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 08. 09. 2017)

6. Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник / В. Е. Хализев. ؎ 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 437 с.

 

Практическое занятие 1. 2.

Деятельностный характер художественной литературы

 

1. Что общего в семантике понятий «автор», «художник», «искусство»?

2. Как понимаете подражательную деятельность?

3. Как формируется игровая деятельность?

4. На чем основана игровая деятельность?

5. В чем состоит сущность первого закона искусства?

6. Характеристика ведущего субъекта в игровой деятельности.

7. Корреляция понятий «эстетическое», «красота», «прекрасное».

8. Соотношение понятий «красота» и «гармония».

9. Корреляция понятий «красота» и «целостность».

10. Возникновение эстетики как науки.

11. Пути познания мира человеком.

12. Принцип отношения древнего человека к миру.

13. Природа мифа, обряда, ритуала.

14. Соотношение сакрально-жизненной и эстетической функции в ритуале.

15. Дифференциация мифологического сознания, образование новых форм человеческого сознания.

16. Второй закон искусства.

17. Природа сакральности авторского слова.

18. Соотношение семиотического и эстетического начал в искусстве.

19. Сущность эстетических отношений.

20. Понятие завершенности эстетического объекта.

21. Третий закон искусства.

22. Понятие художественного образа.

23. Понятие коммуникативной природы художественной деятельности.

24. Позиция читателя в художественном процессе.

25. Позиция автора в процессе творчества.

26. Четвертый закон искусства.

 

Литература

1. Бройтман С. Н. Историческая поэтика. Учебное пособие / С. Н. Бройтман. – М.: РГГУ, 2001. – 320с.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.

3. Остапенко И. В. Природа в русской лирике 1960–1980-х годов: от пейзажа к картине мира: монография / И. В. Остапенко. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2012. – 432 с.

4. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

 

Практическое занятие 1. 3.

Периодизация историко-литературного процесса в контексте смены культурологических эпох

 

1. Понятие культурологических эпох

- обоснование дифференциации историко-литературного процесса;

- дискурсивность художественного произведения;

- научные концепции периодизации развития культуры.

2. Эпоха синкретизма.

- хронологические рамки эпохи синкретизма;

- принцип тождества как отношение человека и мира;

- понятие праискусства;

- субъектный синкретизм;

- образный синкретизм;

- сюжетный синкретизм;

- различение сакрально-жизненной и эстетической функции слова в обряде и ритуале;

- прародовые отношения в эпоху синкретизма;

- зарождение жанровой дифференциации в эпоху синкретизма.

3. Показать на иллюстративном материале специфику принципа синкретизма.

4. Эйдетическая эпоха.

- хронологические рамки эйдетической эпохи;

- принцип эйдоса в отношениях человека и мира;

- возникновение поэтического искусства и наук, его изучающих;

- понятия риторичности, традиционализма, каноничности, рефлексивности относительно эйдетической эпохи;

- принцип эйдоса на субъектном уровне произведения, отношения автора и героя;

- образный эйдетизм;

- сюжет в эйдетическую эпоху;

- жанровая система эйдетической эпохи.

5. Показать на иллюстративном материале специфику принципа эйдоса.

6. Эпоха модальности.

- хронологические рамки, периодизация и номинации новой эпохи;

- предпосылки возникновения и оформление нового принципа отношений человека и мира;

- статус искусства в эпоху модальности;

- специфика человеческой личности в новую эпоху;

- специфика автора в новую эпоху;

- особенности субъектной сферы словесного произведения;

- словесный образ новой эпохи;

- сюжет в эпоху модальности;

- жанровая система эпохи модальности.

7. Показать на иллюстративном материале специфику принципа модальности.

 

Подобрать к каждой эпохе свой пример и объяснить функционирование основного художественного принципа

 

Литература

1. Бройтман С. Н. Историческая поэтика. Учебное пособие / С. Н. Бройтман. – М.: РГГУ, 2001. – 320с.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.

3. Остапенко И. В. Природа в русской лирике 1960–1980-х годов: от пейзажа к картине мира: монография / И. В. Остапенко. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2012. – 432 с.

4. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...