Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции историзмов и архаизмов.




Историзмы в художественных произведениях отражают и воссоздают язык той эпохи, к которой они принадлежат. Например, А.Н. Толстой "Петр Первый": Покуда ключница рассказывала, комнатный холоп, который с появлением в доме мажордома стал называться теперь камердинер, снял с Гаврилы пыльный кафтан, камзол, распутал галстук и, кряхтя, начал стаскивать ботфорты.

М. Шолохов "Поднятая целина":

) Нагульнов, освещая положение, заговорил о гремяченском ТОЗ.

) Аренды земли и найма батраков теперь не может быть. Кулака терпели из нужды.

) Этому способствовала накануне из райполеводсоюза бумажка.

Архаизмы используются в художественной литературе в основном с четырьмя различными стилистическими целями.

. Они могут быть использованы писателем прежде всего для создания колорита эпохи, для воссоздания реальной исторической обстановки и речи героев. Например.А.Н. Толстой "Петр Первый":

Долгорукий писал о том, что с прибытием русских войск в Сокаль король Август опять восприял чрезмерную отвагу и хочет встречи на бранном поле с королем Карлом, дабы с божьей помощью генеральной баталией взять реванш за конфузию при Клиссове… Голицину с великими трудами удалось отклонить его от немедленной встречи с Карлом (который, как хищный волчец, только того и ждет) и указать ему путь на Варшаву, оставленную с малой защитой. Что из сего может произойти - одному богу известно.

В этом отрывке архаизмы употребляются как средство стилизации, для воспроизведения характерных языковых черт эпистолярного слога Петровской эпохи.

В отрывке из романа А.П. Чапыгина "Разин Степан" архаизмы выступают в качестве одного из компонентов языкового материала, воссоздающего характерные черты персонажа:

Прознал я вот что: по извету татя Фомки, пойманы воры за Никитскими вороты на пустом немецком дворе, с теми ворами стрельцы двое беглые. И сказывали те стрельцы, что вор Стенька Разя тую жонк у Ириньицу из земли взял…

Слово извет обозначает " донос", тать - " вор"; слово вор употреблялось в то время со значением " бунтовщик"; слово жонка обозначает " женщина", Ириньица - старое уменьшительно-ласкательное образование от имени Ирина.

. Архаизмы могут быть использованы писателем для создания торжественного стиля, взволнованно-патетической речи. Например, у Пушкина в стихотворении "Воспоминанье":

Когда для смертного умолкнет шумный день,

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда, -

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья…

3. Архаизмы могут использоваться как средство речевой характеристики персонажей, например служителей культа, монахов. Ср. стилизацию речи царя у Пушкина:

Достиг я [Борис Годунов] высшей власти;

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет моей душе. Не так ли

Мы смолоду влюбляемся и алчем

Утех любви, но только утолим

Сердечный глад мгновенным обладаньем,

Уж, охладев, скучаем и томимся?.

. Архаизмы могут быть одним из средств создания комического, иронии, сатиры, сарказма.

Например, М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города":

Не только страна, но и град всякий, и даже всякая малая весь, - и та своих доблестью сияющих и от начальства поставленных Ахиллов имеет, и не иметь не может. Взгляни на первую лужу - и в ней найдёшь гада, который иройством своим всех прочих гадов превосходит и затемняет. Взгляни на древо - там усмотришь некоторый сук больший, и против других крепчайший, а следовательно и доблестнейший…

В таких же целях архаизмы используются сейчас в фельетонах, баснях, эпиграммах, пародиях и тому подобных произведениях сатирического или юмористического характера.


Глава II. Историзмы и архаизмы в поэмах А.С. Пушкина

 

Эволюция жанра поэмы

 

Содержание своей поэзии Пушкин черпал из самых глубин жизни нации, воплощая ее в образах, полных правды. В творчестве Пушкина впервые широко открылся действительно русский мир, черты русской национальности. Необыкновенно верны и поэтичны картины русской природы, нарисованные Пушкиным. В своем творчестве он часто обращался к русской истории.

Поэма " Руслан и Людмила" была написана в 1820 г. И представляет собой синтез ранних поэтических исканий поэта. Поэма создается Пушкиным в противоположность старой поэме как в ее героическом, так и в ирои-комическом жанрах. Своей поэмой Пушкин вступал в творческое соревнование с Жуковским как автором волшебно-романтической поэмы "Двенадцать спящих дев".

По сравнению с волшебным эпосом классицизма поэма "Руслан и Людмила" явилась новым шагом вперед в развитии жанра поэмы, примечательно новым, романтическим изображением человека. Пушкин дает индивидуальные характеристики героям поэмы.

Пушкинская поэма означала разрушение старой, классицистической поэтики. Вот почему выход поэмы вызвал ожесточенные литературные споры. Ни одно произведение Пушкина не произвело столько шума и криков, как "Руслан и Людмила". Но большинство читателей встретили поэму с восторгом. Восхищенный Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: "Победителю-ученику от побежденного учителя". В творческом развитии Пушкина поэма "Руслан и Людмила" явилась переходом к романтизму.

В 1828 году Пушкин пишет героическую поэму " Полтава". Если в классической героической поэме много условного, мифологического, то в "Полтаве" героическое воплощено в своем конкретно-историческом облике, дается как реальная история народа, то, что сохранилось в памяти народной. Образ самого Петра также героичен, но в обрисовке его Пушкин не прибегал ни к искусственной героизации, обычной для классической эпопеи, ни к романтическим эффектам. Петра окружает реальная обстановка.

Изображение огромного исторического события сочетается в "Полтаве" с изображением трагедии личности, с романтическим сюжетом о драматической любви Марии к Мазепе.

В творческом развитии Пушкина, в его исканиях "Полтава" явилась опытом создания реалистической поэмы на историческую тему.

В "Полтаве" Пушкин пытается сочетать жанр старой, героической поэмы с новой, лирико-эпической, созданной романтизмом, что соответствовало двум основным темам "Полтавы".

Используя художественные достижения романтической поэтики и стилистики, Пушкин вместе с тем стремится к реалистическому воспроизведению национального колорита в изображении картин Украины и украинской природы.

В 1833 году Пушкин пишет философскую и социально-историческую поэму " Медный всадник". Во введении к поэме возникает величественный образ Петра-преобразователя, осуществляющего великое национальное дело - укрепление Русского государства на берегах Балтийского моря.

Проходит сто лет, осуществлен гениальный замысел Петра. Облик Петербурга рисуется Пушкиным с чувством патриотической гордости и восхищения, воображение поэта поражено невиданной красотой северной столицы. Но это и город социальных контрастов и противоречий, отразившихся в злосчастной судьбе Евгения и его любимой Параши, ничем не защищенных от превратностей жизни и становящихся жертвами созданного, казалось бы, для счастья людей изумительного города. Поэт задумывался над философской проблемой столкновения интересов личности и неумолимого хода истории.


Историзмы в поэмах

 

В поэме " Руслан и Людмила" встретилось 13 историзмов, их можно отнести к следующим тематическим группам:

1) историзмы военные:

1. Разбросаны колчаны, латы; (с.682)

Латы - металлические доспехи, броня.

. Повесим праздные кольчуги … (с.662)

Кольчуга - воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

. И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных; (с.654)

Витязь - храбрый доблестный воин.

. С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал; (с.654)

Гридница - приёмная комната в княжеских дворцах древней Руси.

. Впервые тихий край отцов

Услышал бранный звук булата; (с.662)

Булат - стальной клинок, меч. (стар.)

2) историзмы бытовые и хозяйственные:

1. Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям; (с.654)

Чашник - в Московской Руси - придворный чиновник, ведающий винными погребами.

. И между тем за мой кафтан

Держалась тощими руками; (с.665)

Кафтан - мужская долгополая верхняя одежда.

. И снова терем пуст и тих; (с.656)

Терем - высокий богатый дом.

. Рога, тимпаны, гусли, бубны

Гремят над нею; (с.712)

Тимпан - древний ударный музыкальный инструмент, гусли - старинный струнный музыкальный инструмент.

3) историзмы со значением лица:

. Бояре, витязи кругом

Сидели с важностью угрюмой; (с.711)

. Последний, полный страстной думы,

Младой хазарский хан Ратмир; (с.615)

. Беда: восстали печенеги! (с.712)

В поэме " Полтава" историзмов 18, их можно классифицировать следующим образом:

1) историзмы военные:

1. И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи; (с.122)

. С врагами белого царя

Умом и саблей рад бы спорить… (с.99)

. Секира,

Упав поутру, загремит

По всей Украйне; (с.109)

. Она любила конный строй,

И бранный звон литавр, и клики

Пред бунчуком и булавой

Малороссийского владыки; (с.92)

Меч, сабля, секира - военное оружие. Бунчук - украшенное древко с кистями как символ власти.

2) историзмы общественно-политические:

. Не он ли наущеньям хана

И цареградского салтана

Был глух? (с.99)

. В стенах Очакова паша

Во стане Карл и царь; (с.98)

Паша - в старых мусульманских странах: титул высших сановников и генералов.

. Всем женихам отказ - и вот

За ней сам гетман сватов шлет. (с.90)

Гетман - в старину на Украине: начальник казацкого войска.

. Пестреют шапки. Копья блещут,

Бьют в бубны. Скачут сердюки; (с.112)

Сердюки - войско, состоявшее на собственном иждивении гетманов.

. Торгуют царской головой,

Торгуют клятвами вассалов; (с.98)

. Урок нежданный и кровавый

Задал ей шведский паладин. (с.92)

Паладин - в средневековой Европе: рыцарь, преданный своему государю.

. Затихнув, челядь трепетала; (с.114)

. То в руки белые берет,

Играючи, топор тяжелый,

То шутит с чернию веселой. (с.112)

. Злой холоп!

Окончишь ли допрос нелепый? (с.108)

. И скоро в смутах, в бранных спорах,

Быть может, трон воздвигну я. (с.103)

. А если плаха? (с.104)

. На дыбе корчась в истязаньях,

Ты проклянешь и день, и час,

Когда ты дочь крестил у нас; (с.95)

Дыба - орудие пытки.

В поэме " Медный всадник" 4 историзма. Тематически их можно отнести к следующим группам:

1) историзмы бытовые:

1. Мы будем нашего героя

Звать этим именем. Оно

Звучит приятно; с ним давно

Мое перо к тому же дружно. (с.175)

Перо - орудие для писания чернилами.

. Нередко кучерские плети

Его стегали, потому

Что он не разбирал дороги… (с.181)

Кучерский образовано от слова кучер - слуга, который правит лошадьми в экипаже.

Эти слова - историзмы времени, т.е. устаревшими они являются только для современного читателя.

2) историзмы общественно-политические:

1. И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою столицей

Порфироносная вдова. (с.173)

Порфироносный - носящий порфиру, царствующий.

. И бьясь об гладкие ступени,

Как челобитчик у дверей

Ему не внемлющих судей. (с.182)

Челобитчик - тот, кто подает челобитную - письменное прошение, жалобу.

Подводя итог, следует сказать, что в исследуемых поэмах нам встретились историзмы следующих тематических групп: историзмы военные, бытовые и хозяйственные, общественно-политические и историзмы со значением лица.

Если рассматривать историзмы в количественном отношении, то выясняется, что в поэме "Руслан и Людмила" 13 историзмов, в поэме "Полтава" 18 историзмов и в поэме "Медный всадник" 4 историзма.

Проанализировав все эти лексические единицы, можно сделать вывод о том, что большая их часть - историзмы стилистические, т.е. слова, которые уже в первой половины XIX века являлись устаревшими и использовались для воссоздания колорита той исторической эпохи, о которой рассказывается в произведении: латы, кольчуга, витязь, гридница, булат, чашник, тимпан,гусли и другие.

К стилистическим историзмам можно отнести так называемые экзотизмы - это слова, характеризующие особенности жизни других народов и употребляющиеся для описания нерусской действительности. Эти слова являются тоже устаревшими: хан, салтан, паша.

В поэмах также встречаются и историзмы времени - это слова, являющиеся устаревшими только для современного читателя, а во времена А.С. Пушкина они входили в активный словарный запас: кафтан, терем, боярин, челядь, чернь, холоп, перо, кучер, челобитчик.

Итак, историзмы призваны воссоздать колорит ушедших эпох и выполняют функцию специальной лексики: выступают как своего рода термины, не имеющие конкурирующих эквивалентов.

Архаизмы в поэмах

 

Лексические архаизмы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...