Лексико-морфологические архаизмы
В тексте поэмы " Руслан и Людмила" лексико-морфологические архаизмы представлены в количестве 20, рассмотрим их. Имена существительные. . Я к ней - и пламень роковой За дерзкий взор мне был наградой. (с.661) Современному существительному пламя среднего рода соответствовал архаизм пламень, который относился к мужскому роду. Этот лексико-морфологический архаизм связан с явлением родового параллелизма, т.е. наряду с формой пламень в этом же тексте встречается форма пламя. . Уж ничего не видит он, Бледнеет, ролю забывает, Дрожит, поникнув головой; (с.685) Современному существительному роль, относящемуся к 3-му склонению, в прошлом соответствовала устаревшая форма роля, которая относилась к 1-му склонению. . И девы песнь едва слышна… (с.690) Современному существительному песня, относящемуся к 1-му склонению, соответствовал архаизм песнь 3-го склонения. . И в гордом сердце девы хладной Любовь волшебствами зажечь. (с.663) Архаичной является форма множественного числа слов дань и волшебство. . Князья и витязи кругом Стоят унылы; гласы трубны… (с.712) . Кругом все тихо, ветры спят, Прохлада вешняя не веет; (с.713) У существительных ветер, голос в прошлом в форме именительного падежа множественного числа было окончание - ы. . Вдоль берегов ручья, в долинах Нигде Людмилы следу нет; (с.699) Существительное след в форме родительного падежа, единственного числа имело окончание - у. . Дети, други! Я помню прежние заслуги: О, сжальтесь вы над стариком! (с.657) Существительное друг в форме именительного падежа, множественного числа имело окончание - и. . И дни бегут; желтеют нивы; С дерев спадает дряхлый лист; (с.93) Существительное дерево в форме родительного падежа множественного числа в прошлом имело нулевое окончание.
Имена прилагательные. В первой половине XIX века ряд прилагательных, которые в современном языке оканчиваются на - ний, - няя, - нее оканчивались на - ный, - ная, - ное. 10. В пустыне дальной и спокойной Скрывался и Наины ждал. (с.706) К морфологическим архаизмам относятся усеченные формы имени прилагательного . Наш витязь с жадностью внимал Рассказы старца; ясны очи Дремотой легкой не смыкал… (с.666) . Пустился в край уединенный И ехал меж пустынь лесных, В глубоку думу погруженный; (с.667) . Потоки мутные текли И рыли влажну грудь земли (с.668) . Кричит наездник удалой, - Готовься, друг на смертну сечу; (с.670) . Меж тем незримая певица Веселы песни ей поет; (с.672) . Но вот Людмила вновь одна. Не зная, что начать, она К окну решетчату подходит… (с.672) . Дробясь о мраморны преграды, Жемчужной огненной дугой Валятся, плещут водопады… (с.675) . Сквозь вечну зелень здесь и там Мелькают светлые беседки; (с.674) . Нашел, настиг, но прежня сила Питомцу битвы изменила. (с.678) . Меж тем, для пользы и красы, На бесконечные усы Лились восточны ароматы… (с.679) В тексте поэмы " Полтава" лексико-морфологические архаизмы представлены в количестве 9: Имена существительные. . За ним во след неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова - В пременах жребия земного В трудах державства и войны Его товарищи сыны … (с.120) . Чуть трепещут Сребристых тополей листы. (с.105) Окончания существительных сын, лист при склонении во множественном числе в прошлом отличалось от окончаний этих же слов в современном языке. . Ночные тени степь объемлют На бреге синего Днепра; (с.123) . Пшеницу казаки варили; Драбанты у брегу Днепра Коней расседланных поили. (с.125) Существительное берег в форме родительного падежа единственного числа имело окончание - у (ср. у берега), а в форме предложного падежа единственного числа - окончание - е (ср. на берегу).
Имена прилагательные. Усеченные формы имен прилагательных: . Храня суровость обычайну, Спокойно ведал он Украйну. (с.93) . С глупцом разумну речь ведет! (с.94) . Что далеко преступны виды Старик надменный простирал; (с.94) . Ты проклянешь и день и час, Когда ты дочь крестил у нас, И пир, на коем чести чашу Тебе я полну наливал, (с.95) . Не хуже русского стрелка Прокрасться в ночь ко вражью стану; (с.117) Лексико-морфологические архаизмы в поэме " Медный всадник" представлены в количестве 8. Это следующие слова: Имена существительные. . Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. (с.174) . Были здесь вороты - Снесло их, видно. Где же дом? (с.180) Существительное ворота в форме именительного падежа могло иметь окончание - ы (ср. ворота). . И что с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен. (с.176) Существительное день в форме родительного падежа, множественного числа имело окончание - и. Имена прилагательные. . Царь молвил - из конца в конец, По ближним улицам и дальным, В опасный путь средь бурных вод Его пустились генералы… (с.178) Устаревшее окончание прилагательного дальный. 5. Или, взломав свой синий лед, Нева к морям его несет И, чуя вешни дни, ликует; (с.174) Прилагательное вешни в усеченной форме. Местоимение. . И ветхий домик: там оне, Вдова и дочь, его Параша, Его мечта… (с.178) Местоимение он в форме именительного падежа множественного числа в прошлом могло иметь окончание - е по отношению к женскому и среднему роду. Деепричастие. . Итак, домой пришед, Евгений Стряхнул шинель, разделся, лег. (с.175) . Мрачный вал Плескал на пристань, ропща пени И бъясь о гладкие ступени. (с.181) Семантические архаизмы
В тексте поэмы " Руслан и Людмила" семантические архаизмы представлены в количестве 11, это следующие слова: . Вошел с уныньем: что же зрит? В пещере старец; ясный вид, Спокойный взор, брада седая; (с.659) Старец, 1. Старик (обычно о человеке уважаемом).2. Пожилой монах, отшельник (устар.) 2. Не скоро ели предки наши. Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином. (с.654) Чаша, 1. В старину: округлый сосуд для вина. 2. Вообще округлый сосуд.3. перен. Большой естественный или искусственный водный резервуар.
. И вот она на ложе хана; (с.693) Ложе, 1. Место для спанья, постель (устар.).2. Углубление, по которому течет водный поток. . Мой остов тернием оброс; (с.688) Остов, 1. Внутренняя опорная часть предмета, на котором укрепляются другие части его, каркас.2. То же, что скелет (устар.). 5. Все мертво: рощицы молчат, Беседки пусты; на стремнинах, Вдоль берегов ручья, в долинах Нигде Людмилы следу нет. (с.699) Стремнина, 1. Место в реке, потоке с бурным стремительным течением.2. Крутой скалистый обрыв; глубокое ущелье (устар.). 6. Одежда неги заменит Железные доспехи брани. (с.691) Доспехи, 1. В старину: воинское снаряжение.2. перен. Вообще о тяжеловесном снаряжении. . И видят: в утреннем тумане Шатры белеют за рекой; Щиты, как зарево блистают. В полях наездники мелькают; (с.712) Щит, 1. Предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости для предохранения от ударов. . Ограждение, устройство в виде металлических пластин.3. Приспособление, на котором укреплена корзина для игры в баскетбол. . И я, любви искатель жадный, Решился в грусти безотрадной Наину чарами привлечь… (с.663) Чары, 1. Волшебство, колдовство (устар.).2. перен. Обаяние, пленительность. . О друге мыслит и вздыхает Иль волю дав своим мечтам, К родимым киевским полям В забвенье сердца улетает; (с.694) Забвение, 1. Утрата памяти о чем-нибудь.2. Пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать.3. То же, что забытье (устар.). 10. Свершились милые надежды, Любви готовятся дары; Падут ревнивые одежды На цареградские ковры; (с.656) Ревнивый, 1. Склонный ревновать, охваченный ревностью.2. Придирчиво - настороженный и заботливый (устар.). 11. А девушке в семнадцать лет Какая шапка не пристанет! Рядится никогда не лень! (с.680) Пристать, 1. Прикрепиться.2. О болезни.3. Приступить к кому-нибудь с назойливым предложением.4. О судах, плавучих средствах.5. Оказаться соответствующим, подходящим, прийтись к лицу (устар.). В тексте поэмы " Полтава" семантические архаизмы представлены в количестве 12. Рассмотрим эти слова.
. При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих; (с.122) Вождь, 1. Общепризнанный политический руководитель.2. Предводитель, глава.3. Военачальник, полководец (устар.). 2. Прошло сто лет - и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? (с.125) Муж, 1. Мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в официальном браке. . Мужчина в зрелом возрасте (устар.), а также деятель на каком - н. общественном поприще. 3. Но не единая краса ( Мгновенный цвет!) молвою шумной В младой Марии почтена… (с.90) Краса, 1. То же, что красота (устар.).2. Украшение, слава чего-нибудь. . Без милой вольности и славы Склоняли долго мы главы Под покровительством Варшавы, Под самовластием Москвы. (с.103) Вольность, 1. Свобода, независимость (устар.). . Непринужденность. преимущественно излишняя. . Отступление от правил, нормы в чем-нибудь. . Преимущество, льгота (устар.). . Тогда, смиряясь в бессильном гневе, Отмстить тебе я клятву дал; Носил ее - как мать во чреве Младенца носит. (с.118) Чрево, 1. То же, что живот (устар.).2. перен. Внутренняя часть чего-нибудь большого, тяжелого. . Он шел на древнюю Москву, Взметая русские дружины, Как вихорь гонит прах долины И клонит пыльную траву. (с.93) Прах, 1. То же, что пыль (устар.).2. перен. То, что тленно, ничтожно, недолговечно, суета (устар.).3. Останки, то, что осталось от тела умершего. . С кадил куренье поднялось. (с.113) Куренье, 1. Вдыхание измельченного тлеющего табака. . Вещество, дающее при горении ароматический дым (устар.). 8. Ты на него с благоговеньем Возводишь ослепленный взор, Его лелеешь с умиленьем - Тебе приятен твой позор; (с.100) Возвести, 1. что. Поднять кверху (о взгляде) (устар.). . что. Соорудить, воздвигнуть. . кого - что во что. Возвысить до какого-нибудь положения, наделить какими-нибудь значительными, высокими свойствами. В тексте поэмы встретились и другие семантические архаизмы, значения, которых были рассмотрены выше: чаша, прах, ложе, пристать. В поэме " Медный всадник" семантических архаизмов нет. Смешанные типы архаизмов
В поэме " Руслан и Людмила" примером смешанного типа архаизма, а конкретно семантико-фонетическим архаизмом, является слово полнощный: 1. Узнай, Руслан: твой оскорбитель Волшебник страшный Черномор, Красавиц давний похититель Полнощных обладатель гор. (с.659) Полнощный, 1. Относящийся к середине ночи. . Северный (устар.). В этом слове наблюдается такой фонетический процесс, как палатализация согласного: полнощный - полночный. В этой же поэме слово дань можно отнести к семантико-морфологическим архаизмам:
. Теперь, утратив жажду брани, Престал платить безумству дани. ( с.705) Дань, 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побежденных. . перен. То должное, что нужно воздать кому-чему-нибудь. . перен. Вынужденная уступка чему-нибудь. В прошлом слово дань могло употребляться в форме множественного числа. Эта морфологическая особенность отличает данное слово от современной нормы. К морфолого-фонетическим особенностям языка поэзии первой половины XIX века относится большая свобода употребления предлогов с гласным о и без него: . По кочкам, полем, сквозь леса Скачками мчится ото пса. (с.667) . В бессильной горести ко гробу Теперь он мысли устремил. (с.96) Итак, в поэмах нам встретились все типы архаизмов: собственно лексические, лексико-фонетические, акцентологические, лексико-словообразовательные, лексико-морфологические и семантические. Если рассматривать архаизмы в количественном отношении, то выясняется, что в поэме "Руслан и Людмила" встретилось 140 архаизмов, в поэме "Полтава" - 108, а в поэме "Медный всадник" - 43 архаизма. Первые две поэмы являются более ранними по отношению к третьей в творчестве Пушкина, и в них он придерживается традиций классической поэмы XVIII века, для которой было характерно использование большого количества устаревшей лексики в стилистических целях. Большинство архаизмов в рассмотренных поэмах можно отнести к архаизмам стилистическим, т.е. к словам, являвшимся устаревшими уже во время написания этих поэм: око, власы, ланиты, уста, десница, перси, нощь,зерцало и другие. Встречаются в поэмах так же и архаизмы времени - это лексические единицы, которые являются устаревшими только для современного носителя языка, а в первой половине XIX века такие слова входили в активный словарный запас: кров, сень, пажить, гривенник, побежденный, скрыпит и другие. Таким образом, чем дальше по времени события, разворачивающиеся в поэмах, от времени написания этих поэм, тем больше архаизмов встречается в произведении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|