Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Мир и человек — главный предмет и основной вопрос философских исканий




Жизнедеятельность человека — это

Мировоззрение

сложный процесс сознательного, целе-

Как духовно-

направленного, преобразующего воздей-

Практический

ствия на окружающий мир и на самого

Феномен

человека для обеспечения своего суще­ствования, функционирования, развития. Можно сказать, что с появ­лением человека образовался целостный, поистине человеческий мир, который предстает не просто как природа, материя, а как действитель­ность человеческих сущностных сил. Различные стороны этого мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отражаются в сознании. Осознание значения различных его сторон для обеспече­ния существования, функционирования, развития человека находит свое выражение в различных формах общественного сознания. Каж­дая из них представляет собой не только отражение определенной сто­роны действительности, но и является фактором, обеспечивающим ори­ентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Например, наука, рассматривае­мая с точки зрения ее особенностей как формы общественного созна­ния, вооружает человека знанием свойств, связей, законов объектив­ной действительности; нравственное сознание выступает как осозна­ние людьми зависимости их жизнедеятельности от характера взаимных отношений друг к другу во всех сферах жизни. Это осознание выража­ется в правилах, нормах, принципах, определяющих характер поведе­ния людей, их поступков. Это же можно сказать и о других формах об­щественного сознания.

Однако перед человеком возникает потребность осознать не толь­ко отношение к различным сторонам мира, но также к миру как опре­деленной целостности, к самому себе. Такое осознание находит свое выражение в философии. Философия является одной из важнейших и древних форм мировоззрения. Буквально термин «философия» (phileo — люблю, sophia — мудрость) обозначает любовь к мудрости. Это этимологическое значение исчерпывает, определяет содержание философии, ведь речь идет о способности человека осмыслить сущность мира, в котором он живет, подняться до осознания смысла своей жиз­ни, что и составляет суть мудрости. Существует мнение, что философ и математик античности Пифагор (VІ в. до н. э.) был первым, кто


называл себя философом. Древнегреческий философ Платон (V в. до н. э.) употреблял термин «философия» как познание сущего. Вслед за ним Аристотель (IV в. до н. э.) считал задачей философии анализ причин вещей.

Первые философские системы появились примерно 2,5 тысячи лет тому назад. Возникновение философии исторически совпало с возник­новением научного знания. Она сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Точнее, все знания, как-то отличающие­ся от мифологии и религии, были названы философией.

По мере накопления специальных научных знаний началось раз­межевание между отдельными областями знания. Уже в античности из единого нерасчлененного знания произошло выделение математики, астрономии, физики, медицины и других наук. Одновременно проис­ходило изменение и развитие самого философского знания. Предме­том философии, в отличие от естественных и технических наук, оказа­лась область духовной деятельности человека, в основе которой лежит осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения чело­века в мире.

Философия — это учение о человеке, его месте в мире. Она исследу­ет общие закономерности природы, общества и человеческого мышле­ния. В философии концентрируются и получают наиболее последова­тельное выражение идеи, чувства, установки и настроения, существу­ющие в обществе. Философское размышление отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании и объяснении приро­ды, общества, человека и его мышления в их целостности и взаимо­обусловленности.

По мнению Пифагора, от философии рождается три плода: дар хо­рошо думать, дар хорошо говорить и дар хорошо действовать. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изуча­ет мир в целом и место человека в нем. Уже в V–VI вв. до н. э. в странах Древнего Востока, в Греции формировались представления людей о сущности мира и месте человека в нем, т. е. мировоззренческие осно­вы стремления людей к интеллектуальному постижению мира и само­го человека.

Многообразная тематика этих раздумий обусловлена общей ориентацией, самоопределением человека в мире, его мировоззрением.

Мировоззрение — это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру. Мировоззрение высту­пает как духовно-практическое явление и представляет собой сплав знаний, поведенческих установок, ценностей и убеждений. Оно при-8


звано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятель­ности. Мировоззрение может быть повседневно-практическим и тео­ретическим, обыденным и научным, индивидуальным и общественным. К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифоло­гическое, религиозное, философское.

В мифологическом мировоззрении различные представления о при­роде, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, мысль и эмоции. Именно мифология и религия были источниками воз­никновения философского мировоззрения.

В основе религиозного мировоззрения лежит вера в сверхъестествен­ные силы и поклонение им. В религии происходит раздвоение мира на земной и потусторонний.

Мировоззрение имеет две стороны: мироощущение и миропонима­ние. Мироощущение представляет собой эмоционально-психологичес­кую основу мировоззрения. В него включаются опыт, навыки, вера, предрассудки, «память веков», мировоззренческие эмоции (например, Кант отмечал, что «две вещи наполняют душу удивлением и благого­вением: звездное небо и моральный закон»). Мироощущение имеет стихийный характер, оно несистематизировано, часто эмоции захлес­тывают разум. Нередко мироощущение пасует перед проблемами, тре­бующими знаний. Оно слабо защищено от ошибок, в значительной сте­пени подвержено влиянию (например, национализма или современных мифов о вульгарно толкуемом равенстве). Интеллектуальной основой мировоззрения выступает миропонимание, своего рода критический суд разума. Наиболее ярким образцом его являются работы И. Канта «Кри­тика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика спо­собности суждения».

Таким образом, мировоззрение — это сложное, напряженное, про­тиворечивое единство миропонимания и мироощущения, знаний и цен­ностей, интеллекта и эмоций, разумного обоснования и веры, убежде­ний и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления.

В целом мировоззрение предстает как общечеловеческое явление, т. е. оно присуще каждому человеку в его нормальном состоянии; по­нятно, что мировоззрение отсутствует у новорожденных детей и у ду­шевнобольных. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения обусловливает его чрезвычайное многообразие, ведь люди по-разному представляют себе мир и себя в нем.


Мировоззрение принято классифицировать по разным признакам. Схема 1. Классификация мировоззрения

 

По носителю По уровню мироощуще­ния и миро­понимания По исто­рическим эпохам По мораль-но-ценност-ным ориен-тациям По строению По степени адекватности восприятия действительности
Индиви­дуальное Осмыслен­ное Архаичное Эгоисти­ческое Целост­ное Реалистичное
Kоллек-тивное Неосмыс­ленное Античное Альтруисти­ческое Фрагмен­тарное Фантастичное
Групповое Частично осмысленное Средневе­ковое Гум а н и с т и-ческое Противо­речивое Искривленное
Нацио­нальное Повседнев­ное Ренессансное Антигумани­стическое Гармо -ничное Адекватное действительности
Регио­нальное Научное Мировоззре­ние советско­го периода Циничное Согласо­ванное Частично адекватное
  Фило­софское Мировоззре­ние периода государствен­ной незави­симости Шовинисти­ческое    

Философия выступает высшей теоретической формой мировоззре­ния, направленной на критическое исследование и решение мировоз­зренческих проблем с целью повышения степени их достоверности и на­дежности. Философия должна стремиться быть аргументированной, внутренне стройной и логически последовательной.

Основной вопрос философии: его человеческое измерение и смысл

Специфическим объектом философ­ского осмысления человеком своего от­ношения к действительности является отношение «человек — мир». В практи­чески преобразовательной деятельности человек стремится к реализации целей, в которых в снятом виде выра­жены его потребности и интересы, а также предлагаемые пути и сред­ства их достижения для обеспечения своего существования, функцио­нирования, развития. Естественно, перед ним встает вопрос о том, что по своей природе есть мир, в котором он живет, что лежит в его основе. В трудовой и практической деятельности, в борьбе со стихийными силами природы у человека исторически складывалось представление о том, что мир существует независимо от желания и воли людей; что люди должны считаться с фактом объективного существования мира,


каждый раз согласовывая свои цели с объективными, естественными процессами; что мир не создан никем, существует вне и независимо от воли и желания людей; что в основе его лежит материальное начало; что сам человек — продукт и частица этого мира.

Вместе с тем, практически преобразовывая мир, занимаясь земледе­лием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жиз­ненных потребностей, ставя себе на службу силы природы, человек про­никался верой в могущество разума, выдвигая цели практической деятельности и добиваясь их осуществления. Основание для такого рода подхода заключается в том, что сам трудовой процесс начинается с поста­новки целей и формирования идеального образа предмета, к созданию которого стремится человек. Преувеличение роли сознательной, целепо-лагающей деятельности в практическом освоении действительности, пе­ренесение этого представления на мир в целом привели к выводу о том, что в основе мира лежит духовное начало. Эти два противоположных вы­вода обозначили суть основного вопроса философии, который Ф. Энгельс назвал великим основным высшим вопросом всей философии и впервые в ее истории четко сформулировал его как вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию (схема 2).

Два различных подхода к раскрытию природы мира, к пониманию того, что лежит в его основе, нашли свое выражение в решении вопроса о том, что же является первичным — материя или сознание, в решении первой стороны основного вопроса философии — вопроса об отноше­нии духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Разные ответы в решении этого вопроса обусловили возникновение двух ос­новных направлений — материализма и идеализма.

Практически осваивая и преобразуя природу, человек не мог огра­ничиться только решением вопроса о природе мира, о том, что лежит в его основе. Перед ним неизбежно возникал вопрос о его собственной природе и сущности, о его месте в мире, об отношении к миру, о воз­можности его познания и преобразования. В решении обоих вопросов в силу социальных и гносеологических причин обнаружились два под­хода, которые нашли свое выражение в материализме и идеализме.

Материализм исходит из того, что мир по природе своей материа­лен, извечен, несотворен, бесконечен по времени и пространству, мате­рия — первична; что сознание является продуктом, свойством высоко­организованной материи — мозга, сознание — вторично. В истории философской мысли материализм претерпевал изменения, развивал­ся, совершенствовался. Материальный мир, согласно материализму, существует сам по себе, независимо ни от человека с его сознанием,


 


Схема 2. Основной вопрос философии


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...