Гуманизм Ренессанса
эпоха Возрождения, или Ренессанса, т. е. возрождения античной науки, философии, искусства, образа жизни, способа мышления и чувствования. Это не тождественность античности, а рождение новой философии, новой науки, нового искусства, которые появлялись в результате формирования новых капиталистических производственных отношений. К античности относились, как к идеалу, восхищаясь эстетически, но не теряя дистанции между ним и реальностью. Эпоха Возрождения — это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы с XV до начала XVII вв. Одной из специфических черт эпохи Возрождения был гуманизм, обусловленный развитием гражданской проблематики, стремлением к политической свободе. Средневековая догматика запрещала мыслить и чувствовать. Человеческое тело считалось темницей и объявлялось греховным. Человек, его чувства, мысли, вся его жизнь считались ничтожными перед величием Бога, святостью служителей церкви, бессмертием души. Искусство и литература Возрождения в отличие от этих взглядов были гуманистическими в том смысле, что они «реабилитировали» человека, утверждали его права на чувства, на мысль, воспевали не небесную, а земную любовь, красоту человеческого тела. Великими гуманистами этой эпохи были: выдающийся гуманист, поэт, автор «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265–1321 гг.); вид- ный мыслитель итальянской гуманистической мысли, автор трактата «Защитник мира» Марсилий из Падуи (1278–1348 гг.); выдающийся пропагандист античной культуры, поэт Франческо Петрарка (1304– 1374 гг.); знаменитый писатель, автор «Декамерона» Джованни Бок-каччо (1313–1375 гг.) и многие другие. В области социально-политических учений гуманизм эпохи Возрождения проявился в развитии теории государства и утопических социалистических идей. Итальянский историк Никколо Макиавелли
(1469–1527 гг.) и французский социолог Жан Боден (1530–1596 гг.) обосновывают учение о централизованном государстве, которое рассматривают как главное орудие в борьбе против гегемонии церкви. Если индивид эпохи средневековья представлял ту или иную корпорацию, в эпоху Возрождения он представляет самого себя — вырастают новое самопознание человека и его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта. Свои заслуги человек склонен приписывать себе, а не традиции. Он становится творцом самого себя. Ослабевает представление о греховности человека и испорченности человеческой природы, в результате чего он уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. Эпоха Возрождения в целом ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник подражает божественному творчеству, но ищет опору в своей душе, теле (культ красоты — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль). В эту эпоху особенно почитались разносторонность развития и дарования. Например, о широте интересов и гуманизме Леона Баттиста Альберти свидетельствуют даже названия его работ: «О зодчестве», «О живописи», «О семье», «О ведении домашнего хозяйства». Социалистические утопические идеи о построении общества без эксплуатации развивают: английский гуманист Томас Мор (1478– 1535 гг.), итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.), немецкий реформатор Томас Мюнцер (1490–1525 гг.). Философия Ренессанса, как и вся эпоха в целом, антропоцентрич-на. Возрастает ценность отдельного человека, своеобразие и уникальность каждого индивидуума, что во многом связано с зарождением бур-
жуазного индивидуализма. Это был этап перехода от средневекового феодализма к раннему капитализму. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства отражалось и на содержании общественного сознания. Что же касается философии, то она
Читайте также: CОЦИОГУМАНИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|