Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основной вопрос философии: об отношении сознания к материи





Первая сторона (онтологическая): что первично - материя или сознание?


Вторая сторона (гносеологичес­кая): познаваем ли мир?


 


Материализм: материя первична, сознание вторично


Дуализм (Декарт):

материя и сознание

вечны и независимы

друг от друга


Идеализм: идеальное первично, материальное вторично


Оптимистическая позиция, признание познаваемости


Философия, оспаривающая

познаваемость мира -

агностицизм


 


Античный (стихийный,

наивный): Фалес, Гераклит, Эпикур, Кар, Демокрит, Лукреций.

Механистический,

метафизический

(ХVІІ-ХVІІІ ст.):

Бэкон, Гоббс, Спиноза,

Гольбах, Дидро,

Фейербах.

Диалектический и исто­рический материализм: Маркс, Энгельс, Ленин и др.


Субъективный

идеализм (Беркли, Фихте, Мах, неопозити­визм, прагма­тизм)


Объективный

идеализм (Платон, Фома Аквинский, Гегель, неото­мизм)


 

 

 

  Материа­лизм: сознание отражает материаль­ный мир   Идеализм: познаваемо некое идеальное начало
   
     

Юм:

нам дано

ощущение

(субъективный

идеализм), а что скрывает­ся за ощущени­ем, этого знать

не дано (агностицизм)


Кант: существует «вещь в себе», независимо от сознания (материа­лизм), но она непознаваема (агностицизм)


ни от каких-нибудь сверхъестественных сил. Человек — часть приро­ды, его сознание порождено природой, является ее особым свойством.

Домарксистский материализм — и в этом его историческая ограни­ченность — рассматривал человека с его сознанием лишь как природ­ное существо, не видя в нем, прежде всего, общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозноси­лась над человеком, что зачастую обожествлялась, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пан­теизм, гилозоизм и т. п.). Роль человека как деятельного, созидатель­ного существа оставалась в тени. В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне.

Все же материалистическое объяснение сознания снимало мис­тическую оболочку с человека, ставило вопрос о реальном, земном благополучии, о естественном стремлении человека к лучшей жизни, к счастью, добру, красоте и т. д., в конечном счете отчуждало религиоз­ный фанатизм и социальную обреченность на вечную покорность и страдание.

Материализм в разные исторические эпохи приобретал различные свои формы и виды: наивный и зрелый, в том числе научный материа­лизм, стихийный и философски осмысленный, метафизический и диа­лектический.

Идеализм исходит из признания первичности духа, сознания, мыш­ления и вторичности природы, материи. Идеализм так же, как и мате­риализм, приобретал конкретные формы, наполнялся конкретным содержанием на различных этапах истории. Основные формы идеализ­ма — объективный и субъективный.

Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) исходит из того, что над миром господствует мировой разум (логос, дух, идея, понятие и т. п.), который изначально дан как самостоятельная сущность, а за­тем, перевоплощаясь в материальные предметы и процессы, обуслов­ливает их реальное существование. Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и пре­вращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир.

Религия, признающая Бога как творца всего существующего, тоже разновидность объективного идеализма.

Субъективный идеализм — рассматривает реальный мир лишь как субъективный мир человека. Внешние вещи не существуют вне и не­зависимо от нас, они — продукты нашего сознания, комплексы наших ощущений и восприятия, порождения органов чувств. Субъективный


идеализм рождается при попытке объяснить непосредственную связь сознания и чувств человека с окружающим миром. Делаем вывод: не ощущения таковы, каковы существующие вне нас вещи (точка зрения материалистов), а реальные вещи таковы, каковы наши ощущения. Не видя природы человеческих чувств, как и сознания в целом, во внеш­нем мире, субъективные идеалисты приходят к заключению о том, что сознание представляет собой врожденное (имманентное, априорное и т. п.) свойство человека.

Субъективные идеалисты хором подмечают субъективную сторо­ну жизни человека, его неоднозначное, противоречивое отношение к миру, который воспринимается только через призму сложной систе­мы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека. Однако эта субъективность настолько превозносится идеализмом, что не остается места никакой объективности. Главная особенность субъек­тивного идеализма состоит в отрицании внешнего, объективно суще­ствующего мира. Природа сознания становится необъяснимой, а вмес­то последовательного, научного решения вопроса делается уступка ре­лигии и вере, познание ограничивается, а то и вовсе исключается.

Кроме этих основных способов решения основного вопроса фило­софии, есть еще дуализм, признающий материю и сознание, дух и при­роду, мышление и бытие двумя самостоятельными началами. Это — специфическая попытка преодолеть противоположность между мате­риализмом и идеализмом.

К сфере основного вопроса философии относится и решение воп­роса о способностях и возможностях человека познавать окружающий мир, о пределах познания, о его природе и истинности. Одни филосо­фы отвечают на него утвердительно, другие отрицательно. Материа­лизм, рассматривающий сознание производным от объективно суще­ствующей материи, исходит из того, что человек способен познать мир, что наши знания соответствуют материальным объектам, содержат в себе их образы, могут быть и являются истинными знаниями. Объек­тивный идеализм тоже утвердительно отвечает на вопрос о познавае­мости мира, но решает его на идеалистической основе, исходя из абсо­лютного тождества разума и действительности.

Философское направление, отрицавшее познаваемость мира, называ­ется агностицизмом (Д. Юм, И. Кант). Это, как правило, субъективный идеализм. Согласно этой философии, человек не может иметь достовер­ных знаний, поскольку реальный мир для него — всего лишь мир его ощу­щений, которые в силу ограниченности и индивидуальных способностей человеческих органов чувств искажают действительность, не могут дать


достоверного знания о ней. Мир принципиально непознаваем. Чем боль­ше мы познаем, тем больше подтверждаем лишь свое незнание.

Таким образом, вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию есть основной вопрос философии, ибо представляет собой ответ на вопрос о природе мира и человека в их взаимосвязи. Человек, человечество, человечность — вот триединая задача философии. Осмысливая место человека в мире, И. Кант выде­лил главную философскую триаду: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Конечно, именно человек и мир в своей взаимосвязи составляют смысловой стержень, объединяющий все те вопросы, которые, прорывая границы повседневности, ставят человека перед лицом Смысла. Отношение «человек — мир» становится тем смысловым центром, вокруг которого формируется в определен­ную целостность то духовное содержание, которое приобретает чело­век, отыскивая ответы на вопросы, нацеленные на приобретение ново­го смысла. Эту духовную нечестность и зовут мировоззрением.

Мировоззрение составляет духовное ядро личности. Оно представля­ет собой фундамент для наших намерений и планов. Из него произрас­тает наша вера и надежда. Именно оно представляет нам наиболее зна­чимые жизненные смыслы — ценности, на которых мы выстраиваем нашу линию поведения и всю жизненную стратегию. Собственно, ми­ровоззрение придает значимости и нам самим. Оно предоставляет нам шанс засвидетельствовать свою позицию в мире: как я понимаю мир, что я значу, каков я. Это та точка отсчета, без которой каждый из нас утратит ориентацию и в мире, и в конкретной жизненной ситуации.

Проблема метода в философии

Сама жизнь, изменившиеся соци-

альные условия, новые потребности и интересы поставили перед философией

целый ряд новых проблем. И одной из важнейших стала проблема общей структуры мира и состояния, в котором он находится. Это, в частности, было обусловлено тем, что дальнейшее развитие производства, познава­тельных возможностей и средств человека, расширение и углубление на­учных знаний раскрыли не только взаимосвязь различных явлений, про­цессов действительности, но и их взаимопереходы, раскрыли всеобщ­ность движения и развития. В этих условиях метафизические воззре­ния на мир не только перестали соответствовать потребностям осмысления мира и человека в их взаимосвязи, но и превращались в тормоз развития философской мысли. Поэтому они должны были уступить место диалектической концепции понимания мира, его струк­туры, связей и законов развития.



Таким образом, вопрос о структуре и состоянии мира нашел свое решение в двух основных концепциях — диалектической и метафизи­ческой (схема 3).

Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структу­ре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообуслов­лено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, разви­тии. Диалектика, как отмечал В.И. Ленин, «дает ключ к самодвижению» всего сущего: только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву посте­пенности», к «превращению в противоположность», к «уничтожению старого и возникновению нового».

Согласно метафизике, мир по своей структуре — это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений и процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает дви­жение и развитие только в ограниченных рамках как уменьшение и увеличение, как повторение. При этой концепции движения «...оста­ется в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — Бог, субъект etc)».

Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и че­ловека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относи­тельно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одина­ково при различном подходе к основному вопросу философии, т. е. материализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.

Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалекти­ка суть различные способы раскрытия отношения «человек — мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох челове­ческой истории — от возникновения человека и до тех пор, пока не пре­кратится его существование. Хотя на каждом конкретном этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности обще­ства в его поступательном развитии. Эта проблема — общечеловечес­кая, так как в ней выражена зависимость самой жизни человека, воз­можностей ее сохранения от степени осознания человеком своей сущности и сущности мира, своего бытия. В ней ключ к пониманию реальной действительности, к определению реальных целей, путей и средств их реализации.

Таким образом, философия — это особая форма общественного со­знания. Ее предметом является отношение «человек — мир», которое рассматривается под углом зрения природы и сущности мира (реше­ние первой стороны основного вопроса философии); природы и сущ­ности человека, его места в мире, отношения к нему, возможностей


Схема 3. Противоположность диалектики и метафизики

ДИАЛЕКТИКА МЕТАФИЗИКА


       
   
 
   


В понимании Принцип связи связей предметов

и явлений

Характер связи


 

 

Все предметы и процессы взаимосвязаны и обусловлены Определяющее значение имеют внутренние связи   Предметы и процессы независимы или слабо связаны Определяющее значение имеют внешние связи
\ / V    
Внутренние противоречия. Единство и борьба противоположностей Единство постепенного, количествен­ного и скачкообразного развития   Внешний толчок Внешние силы Абсолютизация постепенных количественных изменений или внезапных скачков
Развитие от низшего (простого) к выс­шему (сложному), от старого к новому через диалектическое отрицание Только 1Только плоглесс движение прогресс Только регресс
     
           

 


В понимании метода развития


Требует: изучать предметы и процессы в их связях и в развитии; вскрывать и исследовать противоречия; сочетать анализ и синтез; сочетать объектив­ность и всесторонность исследования


Рассматривать предметы и процессы вне их связей и развития; преобладает анализ и внешнее описание; характер умозрительности и односторонности исследования


 


познания и преобразования мира (решение второй стороны основного вопроса философии); общей структуры мира (как мир устроен: он це­лое или совокупность не связанных между собой предметов, явлений, процессов, какие в нем существуют связи и отношения) и состояния, в котором он находится (покоится или движется, развивается, что яв­ляется источником движения и развития).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...