Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Место философии в системе человеческого знания




Поскольку философия должна была

Основные детерминанты

дать ответы на фундаментальные вопро-

Развития философии

сы философии, мировоззрения о приро­де мира, высших целях и ценностях человека, она для обоснования сво­их решений вынуждена была обращаться к фактам и логическим аргументам, т. е. к арсеналу средств, используемых наукой.

Вопрос об общей структуре мира и его состоянии, характер реше­ния этого вопроса зависит, прежде всего, от уровня развития самого человека, его познавательных способностей и средств проникновения в сущность явлений окружающей действительности.

Философия возникает из практически преобразовательного, позна­вательного отношения к миру, из потребностей дать в теоретической форме ответы на вопросы, поставленные самой жизнью. Эта потреб­ность носит исторический характер, т. е. она развивается под влиянием изменений в общественном производстве, усложнений в общественном производстве человеческих отношений, порождающих, открывающих новые стороны отношения «человек — мир».

Соответственно изменению общественного бытия развивается и фи­лософия как его отражение, как форма общественного сознания. Поэтому основными детерминантами развития философии выступают социальные и гносеологические (теоретико-познавательные) предпосылки, условия.

Под социальными предпосылками постановки и решения философ­ских проблем, а также способов, методов такого решения, понимаются, прежде всего: 1) уровень развития материального производства, 2) сте­пень совпадения интересов субъектов социальной деятельности (лич­ностей, классов, общества) с направленностью действия объективных законов общественного развития. Так, в античном обществе домини­рующую роль играло сельскохозяйственное производство, обусловив­шее необходимость познания простейших закономерностей природы,


которое могло быть обеспечено средствами обычного наблюдения, со­зерцания природных ритмов.

В основе картины мира лежали циклические ритмы природы, мир был замкнутой системой, движущейся в форме круговорота. С другой сторо­ны, характерной чертой рабовладельческого общества было то, что труд превратился в рабскую деятельность, позорную для свободных людей. Поэтому, как и в случае с природой, общество рассматривалось как вечно одно и то же, движущееся в постоянном круговороте, с раз и навсегда установленным делением людей на рабов и свободных. Эти две груп­пы социальных предпосылок породили специфическую особенность античной диалектики — отсутствие идеи развития. Так, низкий уро­вень развития материального производства и общественных отноше­ний, а также познавательных возможностей, обусловили характерную черту философии античности — представление о мире как едином це­лом, в котором все находится в непрерывном движении и изменении в форме круговорота. Наивной назвал Энгельс диалектику античных философов, подчеркивая обусловленность ее созерцательным подхо­дом к самой действительности, вызываемым самой этой действитель­ностью.

Дальнейшее развитие производства, особенно промышленности, познавательных способностей, направленных на освоение свойств, свя­зей законов природы, требующихся для создания сложных орудий тру­да и необходимых средств для обеспечения жизнедеятельности чело­века, привели к тому, что человек смог подняться до проникновения в сущность многих процессов объективной действительности, раскры­тия их специфики и качественной определенности. Но при этом сло­жилось и представление о невозможности взаимопереходов одних явлений и процессов в другие. На этой основе возникла специфичес­кая точка зрения на общую структуру и состояние, в котором мир находится: по общей структуре мир предстал как совокупность различ­ных явлений, процессов, не связанных между собой, а движение и раз­витие рассматривались только в пределах этих процессов как увели­чение или уменьшение, как движение по кругу. Так возникает метафизический способ мышления, перенесенный из естествознания в философию Бэконом и Локком. Но промышленность потребовала не только углубленного изучения законов природы, она породила и но­вые формы организации людей в процессе производства (переход от мануфактур к крупным капиталистическим предприятиям), что раз­нообразило интересы всех слоев общества и заметно усилило динамизм общественных отношений.


Буржуазный способ производства упростил общественные отноше­ния, наглядно показал роль классов и их борьбу между собой, вскрыв тем самым значение противоречия как движущей силы общественного развития.

Переход от феодализма к капитализму сопровождался лозунгом «Все должно предстать перед судом разума». Это обстоятельство не­обычайно усилило гносеологическую проблематику философии, вы­двинув на передний план вопросы о деятельной природе разума и его возможностей, вызвало постепенную переориентацию философии с изучения природы на изучение общества.

Таким образом, философия была и остается интеллектуальной фор­мой ответа на пристальное внимание к потребностям человека, она все­гда нужна человеку, а особенно тогда, когда жизнь требует выбора, оп­ределения моральной и социальной позиции.

Философия занимает особое место

Особенности

в структуре общественного сознания.

И структура

Философия исторически была ядром

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...