Тема 2. Место философии в системе человеческого знания
Поскольку философия должна была Основные детерминанты дать ответы на фундаментальные вопро- Развития философии сы философии, мировоззрения о природе мира, высших целях и ценностях человека, она для обоснования своих решений вынуждена была обращаться к фактам и логическим аргументам, т. е. к арсеналу средств, используемых наукой. Вопрос об общей структуре мира и его состоянии, характер решения этого вопроса зависит, прежде всего, от уровня развития самого человека, его познавательных способностей и средств проникновения в сущность явлений окружающей действительности. Философия возникает из практически преобразовательного, познавательного отношения к миру, из потребностей дать в теоретической форме ответы на вопросы, поставленные самой жизнью. Эта потребность носит исторический характер, т. е. она развивается под влиянием изменений в общественном производстве, усложнений в общественном производстве человеческих отношений, порождающих, открывающих новые стороны отношения «человек — мир». Соответственно изменению общественного бытия развивается и философия как его отражение, как форма общественного сознания. Поэтому основными детерминантами развития философии выступают социальные и гносеологические (теоретико-познавательные) предпосылки, условия. Под социальными предпосылками постановки и решения философских проблем, а также способов, методов такого решения, понимаются, прежде всего: 1) уровень развития материального производства, 2) степень совпадения интересов субъектов социальной деятельности (личностей, классов, общества) с направленностью действия объективных законов общественного развития. Так, в античном обществе доминирующую роль играло сельскохозяйственное производство, обусловившее необходимость познания простейших закономерностей природы,
которое могло быть обеспечено средствами обычного наблюдения, созерцания природных ритмов. В основе картины мира лежали циклические ритмы природы, мир был замкнутой системой, движущейся в форме круговорота. С другой стороны, характерной чертой рабовладельческого общества было то, что труд превратился в рабскую деятельность, позорную для свободных людей. Поэтому, как и в случае с природой, общество рассматривалось как вечно одно и то же, движущееся в постоянном круговороте, с раз и навсегда установленным делением людей на рабов и свободных. Эти две группы социальных предпосылок породили специфическую особенность античной диалектики — отсутствие идеи развития. Так, низкий уровень развития материального производства и общественных отношений, а также познавательных возможностей, обусловили характерную черту философии античности — представление о мире как едином целом, в котором все находится в непрерывном движении и изменении в форме круговорота. Наивной назвал Энгельс диалектику античных философов, подчеркивая обусловленность ее созерцательным подходом к самой действительности, вызываемым самой этой действительностью. Дальнейшее развитие производства, особенно промышленности, познавательных способностей, направленных на освоение свойств, связей законов природы, требующихся для создания сложных орудий труда и необходимых средств для обеспечения жизнедеятельности человека, привели к тому, что человек смог подняться до проникновения в сущность многих процессов объективной действительности, раскрытия их специфики и качественной определенности. Но при этом сложилось и представление о невозможности взаимопереходов одних явлений и процессов в другие. На этой основе возникла специфическая точка зрения на общую структуру и состояние, в котором мир находится: по общей структуре мир предстал как совокупность различных явлений, процессов, не связанных между собой, а движение и развитие рассматривались только в пределах этих процессов как увеличение или уменьшение, как движение по кругу. Так возникает метафизический способ мышления, перенесенный из естествознания в философию Бэконом и Локком. Но промышленность потребовала не только углубленного изучения законов природы, она породила и новые формы организации людей в процессе производства (переход от мануфактур к крупным капиталистическим предприятиям), что разнообразило интересы всех слоев общества и заметно усилило динамизм общественных отношений.
Буржуазный способ производства упростил общественные отношения, наглядно показал роль классов и их борьбу между собой, вскрыв тем самым значение противоречия как движущей силы общественного развития. Переход от феодализма к капитализму сопровождался лозунгом «Все должно предстать перед судом разума». Это обстоятельство необычайно усилило гносеологическую проблематику философии, выдвинув на передний план вопросы о деятельной природе разума и его возможностей, вызвало постепенную переориентацию философии с изучения природы на изучение общества. Таким образом, философия была и остается интеллектуальной формой ответа на пристальное внимание к потребностям человека, она всегда нужна человеку, а особенно тогда, когда жизнь требует выбора, определения моральной и социальной позиции. Философия занимает особое место Особенности в структуре общественного сознания. И структура Философия исторически была ядром
Читайте также: I FIND A STRANGE LODGING PLACE (я нахожу странное место обитания) Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|