Подшипниковый щит со стороны вентилятора
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 - это диск аэродинамической формы, который по периметру имеет посадочную поверхность для установки и отверстия для крепления в торце остова. Диск в центральной части имеет посадочную поверхность для установки наружной обоймы подшипника якоря. Подшипник якоря с обеих сторон закрывается «проходными» крышками с лабиринтными уплотнениями для удерживания выхода смазки. Внутри остова предусмотрены поверхности для установки главных и дополнительных полюсов.
Внутри остова установлены: - 4-е главных полюса; - 4-е дополнительных полюса.
ГЛАВНЫЕ ПОЛЮСА Главные полюсы предназначены для создания основного магнитного потока возбуждения ЭМ. Разноименные главные полюсы в четырехполюсной машине расположены под углом 90°. Главны й полюс – это электромагнит т.е. катушка с сердечником. Сердечникглавного полюса шихтованный, изготовленный из отдельных стальных листов толщиной 1,5 мм. Сердечники главных полюсов имеют вентиляционные каналы. Часть сердечника со стороны якоря выполнена более широкой и называется полюсным наконечником. Эта часть служит для поддержания катушки и для лучшего распределения магнитного потока по поверхности якоря. Катушка главного полюса – это изолированные друг от друга витки обмотки возбуждения, которые мотают из шинной меди в два слоя и покрывают общей корпусной изоляцией. В ДК - 108 в катушках главных полюсов, кроме витков обмотки возбуждения дополнительно установлены витки обмотки подмагничивания. Обмотка подмагничивания предназначенадля создания дополнительного (независимого) магнитного потока для уменьшения времени возбуждения ЭМ. Главные полюса крепятся к остову болтами. Тело остова, сердечники главных полюсов, сердечник якоря и воздушные зазоры между якорем и полюсами составляют магнитную систему тягового двигателя, через которую замыкается основной магнитный поток.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛЮСА Дополнительные полюса предназначены для создания дополнительного магнитного потока ЭМ, который позволяет уменьшить вредное воздействие реакции якоря, и повысить качество коммутации тягового двигателя. Дополнительный полюс состоит из монолитного сердечника и катушки. Катушки дополнительных полюсов - однослойные из шинной меди. Дополнительные полюса устанавливают внутри остова между главными полюсами. Их крепят к остову болтами. Между сердечниками дополнительных полюсов и остовом устанавливают диамагнитную прокладку. Сердечник имеет опорный угольник для удерживания катушки. ЯКОРЬ Якорь с лужит для создания вращающего момента двигателя и тормозного момента генератора. Якорь состоит из: 1 – вал переменного сечения; 2 – коллектор; 3 – шихтованный сердечник якоря; 4 – в пазы сердечника вложена обмотка якоря; 5 – нажимные шайбы; 6 – вентилятор; 7 – подшипники якоря. Сердечник якоря является частью магнитной цепи тягового двигателя. Собирают его из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Для уменьшения потерь от вихревых токов листы изолируют один от другого тонким слоем лака. Листы собирают в общий пакет, который насаживают на вал якоря на шпонке. В каждом листе имеются отверстия, которые в сердечнике образуют вентиляционные каналы. По периметру якорные листы имеют зубчатую форму, которые при сборке образуются пазы, в которые укладываются секции обмотки якоря.
Обмотка якоря состоит из отдельных катушек (секций), которые укладываются двумя ярусами в пазах сердечника. Одна сторона каждой секции располагается в нижнем слое одного паза, а другая в верхнем слое другого паза.
Каждая секция состоит из пяти проводников. В секции каждый проводник изолирован друг от друга. Секции имеют общую корпусную изоляцию и дополнительную в лобовой и активной части. Начало и концы всех проводников секций привариваются к своим коллекторным пластинам в два яруса. В тяговых двигателях ДК-108 применяется волновая обмотка якоря, а в тяговых двигателях ДК-117 применяется петлевая обмотка якоря. Обмотка якоря крепится деревянными или текстолитовыми клиньями в пазах сердечника якоря и фиксируется металлическими бандажами или стеклобандажами в зоне нажимных шайб.
В тяговых двигателях ДК-117 обмотка якоря дополнительно фиксируется стеклобандажами в зоне сердечника якоря. Коллектор. Коллекторпредназначен для подвода тока к проводникам обмотки якоря, одновременно в генераторах постоянного тока это механический выпрямитель. (Подробнее смотри 3 раздел электронного курса «Основы электротехники для локомотивных бригад метрополитена»). Коллектор состоит из: 1 – набора медных клинообразного сечения и миканитовых коллекторных пластин; 2 – коллекторного конуса; 3 – коллекторной шайбы; 4 – коллекторной гайки; 5 – изоляционных манжет и цилиндра.
Медные коллекторные пластины изолированы одна от другой миканитовыми пластинами. Нижняя часть пластин имеет форму «ласточкина хвоста», при помощи которого набор пластин зажимают между конусом и шайбой коллектора. Фиксируется набор пластин коллекторной гайкой, которую устанавливают на резьбовую часть коллекторного конуса. Медные коллекторные пластины изолируются от корпуса коллектора миконитовыми манжетами и цилиндром. В собранном виде коллектор напрессовывается на вал якоря с шпонкой. К каждой коллекторной пластине привариваются проводники обмотки якоря в два яруса. Нормальная рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой. Равномерное потемнение коллектора в процессе эксплуатации без следов подгара свидетельствует о наличии устойчивого слоя политуры и хорошей коммутации. Вентилятор. Вентилятор это два алюминиевых диска с прямыми лопастями по периметру и стальной втулкой в центре. Стальная втулка вентилятора устанавливается на вал якоря. Двухдисковый вентилятор изготовлен из алюминиевого сплава.
Засасываемый воздух с окон подшипникового щита со стороны коллектора распределяется на два параллельных потока. Один из потоков омывает поверхность между якорем и полюсами, а также проходит через пазы сердечников главных полюсов. Другой проходит под коллектором и по вентиляционным каналам внутри сердечника якоря. Нагретый воздух выбрасывается через специальные окна в остове со стороны противоположной коллектору независимо от направления вращения тягового двигателя. Охлаждение оказывает большое влияние на работу двигателей. Мощность, которую можно получить от электрической машины, ограничена предельной температурой, которую может выдержать изоляция обмоток. Поэтому, при охлаждении значительно снижается нагрев обмоток, что позволяет повысить мощность двигателя.
ЩЕТКИ И ЩЕТКОДЕРЖАТЕЛИ Для отвода тока от вращающегося коллектора и подвода к нему тока применяется щеточные аппараты - щетки и щеткодержатель. В рассматриваемых тяговых двигателях используется по четыре щеткодержателя. Все щеткодержатели установлены на изоляторах, которые крепятся к внутренней стороне подшипникового щита. Щеткодержатели изготовлены из литого латунного сплава, имеют гребенку для возможной регулировки зазора между коллектором и щеткодержателем. В каждом щеткодержателе установлены по две щетки. Щетки применяются электрографитированные, обладают хорошими коммутирующими свойствами, значительной механической прочностью и способностью выдерживать большие перегрузки.
Отвод тока от щетки к щеткодержателю обеспечивает гибкий медный проводник. Усилие нажатия щеток достигаются при помощи нажимных пальцев и спиральных пружин щеткодержателя. Одним из условий хорошей работы щеток является плотный и надежный контакт между щеткой и коллектором. В ДК-117 применяют разрезные щетки с резиновой накладкой. Такая щетка обеспечивает более надежный контакт с рабочей поверхностью коллектора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|