Модель гилфорда. Структура интеллекта
Разработанная Гилфордом (1967) концепция струк-туры интеллекта стала моделью интеллектуальной дея-тельности, которую педагоги, работающие с одаренны-ми детьми и подростками в начальной и средней школах, ценят как чрезвычайно плодотворную основу для построения эффективных программ обучения и воспитания. Комплексный характер этой модели открывает широкие перспективы для интеллектуальной деятель-ности; модель позволяет учителям использовать самые разнообразные методы, далеко выходящие за рамки обычных учебных программ, стимулирования учебно-го процесса. Структура интеллекта («SOI») исходит из наличия 120 различных мыслительных способностей. Независимо от степени различия между этими нанрав-лениями широкие и разносторонние возможности модели «SOI» дают в руки учителей (особенно тех, кто ра-ботает с одаренными детьми) целый арсенал теорети-ческих и практических средств, способствующих ожив-лению уроков, стимулированию познавательной деяте-льности и самостоятельной поисковой акгивности. Бо-лее или менее близкое знакомство с моделью Гилфорда раскроет вам секрет ее популярности среди школьных педагогов, имеющих дело с одаренными детьми. Модель «SOI» содержиг описание разных типов когнитивных способностей. В этой модели представле-ны 120 различных интеллектуальных процессов (способностей). Чтобы овладеть моделью, нет необходи-мости запоминать все 120 способностей, вместо этого достаточно познакомиться с 15 факторами (5 операций, 4 вида содержаний и 6 типов продуктов мыслительной деятелъности), а также понять принципы их сочетания. Операции Этот параметр модели отражает характер и спосо-бы умственной деятельности при переработке инфор-мации и является наиболее важным из трех. Он и тре-бует к себе весьма пристального внимания. Только хорошо уяснив его суть, можно переходить к рассмо-трению двух остальных. К числу операций относятся: познание, память, дивергентное продуктивное мышле-ние, конвергентное продуктивное мышление и оценка. Познание включает в себя процессы восприятия, узна-вания, осознания и понимания информации, процесс открытия, осуществляющийся при помощи всех пяти органов чувств, а также понимание идей, концепций и принципов. Посредством процесса познания мы ов-ладеваем новой информацией. Познание является очень важным элементом в развитии дошкольника, к сожалению, во многих программах для дошкольни-ков упор на процессе познания делается в ущерб всем другим. Модель «SOI» помогает учителю осознать тот факт, что познание—всего лишь один из пяти путей переработки информации и поэтому не может домини-ровать в процессе обучения.
Второй операцией является память. Это механизм сохранения и воспроизведения информации, причем обе функции действуют как в кратковременном, так и в долговременном режиме. Информация, которую че-ловек может восстановить по памяти, в значительной степени совпадает с тем, что он усваивает. Безусловно, память — очень важная для мыслителыюй деятелыю-сти операция, однако ей также часто уделяется несораз-мерное место в процессе обучения, что происходит в ущерб развитию продуктивных и оценочных мысли-тельных операций, о которых будет рассказано ниже. Дивергентное продуктивное мышление опирается на воображение и служит средством порождения оригина-льных идей и самовыражения. Дивергентное мышление иредполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество правильных ответов. Дивергентное мышление является важнейшим элементом творческой деятельности. Одаренные дошкольники быстро добиваются прогресса в задачах дивергентного типа и, что особенно примечательно, с радостью включаются в деятельность такого рода.
Конвергентное продуктивное мышление проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ. Здесь. как и в предыдущем случае, речь идет о получении новых знаний, но, учитывая тот факт, что задачи конвергентного типа имеют жесткую структуру, ответ должен быть выведен из предоставленной информации. Конвергентное мышление предполагает «нацели-вание» на ответ в отличие от «охвата» всех возможностей, как это имеет место при дивергентном мышлении. Хотя перечень заданий конвергентного типа, рассчитанных на дошкольников, достаточно ограничен, в учебной программе должно найтись для них достой-ное место. Например, в этой программе могут содержаться различные загадки и ребусы, имеющие един-ственно правильное решение, а также задания, разви-вающие операцию классификации. Оценочное мышление —эта операция является как бы инструментом сравнения со стандартами или установленными критериями и предполагает вынесение сужде-ний относительно таких аспектов, как пригодность, желательность или соответствие нравственным нор-мам. Оценочное мышление отличается от конвергентного тем, что оно не порождает никакой новой информации; суждения выносятся в отношении того, что было известно или установлено. Некоторые специалисты в области детской психологии утверждают, что критическое мышление, относимое к оценочным процессам более высокого уровня, не развито у детей дошкольного возраста. Однако авторы этой книги при по-мощи специальных экспериментов установили, что 4—5-летние одаренные дети вполне способны самостоя-тельно производить операции выбора. Независимый образ мыслей и умение вынести собственное суждение как можно раньше должны стать важными на-правлениями в развитии интеллектуальных способностей у детей.
Содержание умственных операций В модели «SOI» различается четыре типа содержа-ния мыслительных процессов. Иными словами, каждая из пяти описанных выше операций может применяться в отношении фигуративной, символической, семантической и поведенческой информации. К фигуративному содержанию относят наглядно-образную информа-цию, имея в виду, что субъект оперирует с образами восприятия или памяти. Фигуративная информация имеет отношение к физическим аспектам объекта — его форме, цвету, строению (текстуре) и т. п и не выходит за рамки чистого восприятия. Символическая информация имеет дело с «заместителями» предметов — знаками, например такими, как буквы, числа, коды, до-рожные знаки, ноты. Семантическое содержание охватывает вербальные идеи и понятия; в фокусе внимания здесь находится смысл, передаваемый при помощи слов или изображений. И наконец, под поведенческим содержанием условно объединяют чувства, мысли, настроения и желания людей, а также взаимоотношения между ними.
Продукты Третья функция модели «SOI» описывает, каким образом организуются конечные результаты мыслительного процесса. Дело в том, что информация одного из четырех видов (содержаний) может быть обработана при помощи одного из пяти способов (операций). Обрабатываемая информация может принимать вид одного из следующих шести продуктов: единицы, классы, системы, отношения, трансформации и импликации. Единицами служат отдельные, единичные сведения. Классами называют совокупность сведений, сгруп-пированных в соответствии с общими элементами или свойствами (красные круги, четвероногие животные и т. д.). Отношения выражают отчетливые связи между вещами: такие выражения, как «больше, чем» или «про тивоположный»,— примеры разных отношений, Си-стемами являются блоки информации, составленные из ряда взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Система представляет собой целостную сеть, состав-ленную из отдельных понятий (или других элементов). Примерами систем служат расчеты, уравнения, предло-жения и рассказы. Трансформациями являются пре-образования, модификации, переходы или переопреде-ления информации. Трансформации предполагают из-менение привычного угла зрения на предметы или си-туации и характерны для людей, наделенных творче-скими способностями. Наконец, импликации —это воз-можные выводы или установленные связи в имею-щейся информации. Выводы В итоге каждая из 120 различных интеллектуальных способностей, входящих в модель «SOI», образуется в результате пересечения трех названных параметров. В процессе мышления человек выполняет одну из операций в отношении какого-то типа материала (содержания), получая в результате тот или иной вид продукта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|