Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональные качества учителей, работающих с одаренными детьми




Готовность педагога работать с одаренными деть-ми определяется наличием у него теоретических знаний и практического опыта. Основным элементом специа-льной подготовки учителя является его стажировка в классе, где одаренные дети составляют лишь часть общего коллектива учащихся. В такой коллектив могут входить даже дети с сенсорными или двигательными дефектами. Исходным моментом является то, что в классах, укомплектованных детьми с самыми разны-ми способностями и возможностями, должны работать только те учителя, которые имеют для этого все необходимые качества. Многие специалисты в области обу-чения одаренных детей считают целесообразной спе-циализированную практическую стажировку препода-вательского состава (Feldhausen, 1977; Frasier, 1977; Jenkins and Stewart, 1979; Maker, 1975; Nix, 1976).

Исследователи и специалисты в области подготов-ки кадров для обучения одаренных детей разработали ряд положений огносительно знаний и навыков, которыми должны обладать воспитатели одаренных детей. Эти положения являются основой для разработки про-грамм подготовки таких специалистов. С целью определения квалификационных характеристик, необходи-мых для работы с одаренными учениками, Сили (1979) разослал специальные опросники в педагогические учебные заведения штата Колорадо. На основании по-лученных ответов был составлен следующий список профессиональных умений (приводятся в порядке убы-вающей значимости):

1) умение строить обучение в соответствии с резу-льтатами диагностического обследования ре-бенка; 2^ умение модифицировать учебные программы;

3) умение стимулировать когнитивные способ-ности учащихся;

4) умение работать по специальному учебному плану;

5) умение консультировать учащихся.

Учитывая тот факт, что дошкольные учреждения для одаренных детей с 3 лет не являются составной ча-стью системы общеобразовательной школы, а также то, что программы штата Колорадо для одаренных не распространяются на детей дошкольного возраста, многие специалисты выразили сомнение в пригодности перечисленных характеристик для учителей, работаю-щих с одаренными дошколышками. Тем не менее, на наш взгляд, только одна из этих характеристик (по-следняя) явно непригодна. Очевидно, этот пункт дол-жен быть представлен в следующей редакции: «прове-дение консультаций с родителями». Следует отметить, что необходимость навыков в этом звене педагогиче-ской деятельности ставилась под сомнение многими специалистами и получила доволыю низкое место в рейтинге профессиональных характеристик. Однако следует учесть, что респонденты не имели в виду на-ставников одаренных дошкольников, а именно в этом случае умение координировать свои действия с родителями детей имеет важнейшее значение для учителей.

Есть основания надеяться, что в недалеком будущем появятся такие программы по подготовке педаго-гических кадров для системы обучения одаренных дошкольников, которые позволят производить тща-тельный отбор кандидатов в зависимости от их лич-ных и профессиональных качеств. Такой отбор (или, как теперь часто называют, скрининг) кандидатов явит-ся гарантией того, что учебу в рамках этой програм-мы смогут продолжить только самые умелые специа-листы, которые с завершением подготовки способны стать квалифицированными наставниками ранних да-рований.

Признавая факт отсутствия в настоящее время чет-кой и разработанной программы подготовки кадров для работы с одаренными малышами, можно воспользоваться вышеперечисленными характеристиками качеств, необходимых учителю для эффективной работы с одаренными детьми и их родителями.

 

Признаки одаренности и закономерности психического

развития ребенка. Результаты исследования и учебные

программы

Учителя, работающие с одаренными детьми, должны обладать способностью распознавать признаки одаренности в интеллектуальной деятельности, школьной успеваемости, творческих проявлениях, художественном и исполнительском мастерстве, в общении (лидерство) и двигательной сфере. Кроме того, учителя обязаны поощрять целеустремленность своих учеников в выполнении заданий. Несмотря на то что Комитет США по вопросам обучения одаренных учащихся не относит двигательные способности к числу проявлений особого таланта, тем не менее учителям стоит прини-мать их во внимание при составлении программ.

Хорошие знания особенностей развития детей вообще являются ключом к познанию одаренных детей и базой для разработки специальных программ для них. Действительно, только при наличии глубоких знаний о детском развитии можно заниматься составлением программ для одаренных.

Учитывая факт отсутствия конкретных разработок в отношении одаренных дошкольников, можно воспользоваться результатами исследований, касающихся одаренных детей школьного возраста.

К сожалению, в настоящее время имеется крайне ограниченное число учебных программ, рассчитанных на одаренных детей младших возрастов, но тем не ме-нее от педагогов, работающих с такими детьми, требуются хорошие знания особенностей этих программ и умение применять содержащуюся в них информацию в собственной преподавательской практике.

Выявление и обследование одаренных детей

Педагог, специализирующийся на работе с одарен-ными и талантливыми детьми, должен уметь выявить детей с неординарными способностями среди уча-щихся, имеющих различные сенсорные или двигатель-ные нарушения, а также уметь составлять для них спе-циальные программы.

Разработчику программ для одаренных необходи-мо уметь четко анализировать результаты стандарти-зированных тестов и хорошо владеть разнообразными методами сбора данных и наблюдений за детьми.

Умелое руководство детьми

Зачастую на одаренного ребенка, находящегося в каком-либо дошкольном учреждении, смотрят как на возмутителя спокойствия. В чем же он виноват? Тщате-льно проведенные специальные исследования показа-ли, что часто одаренному ребенку просто скучно в условиях обучения, не соответствующего его способностям. Если в подобных случаях учитель не достаточ-но наблюдателен, он начинает бороться со следствием, не выяснив причину вызывающего поведения ребенка. Всегда следует помнить, что одаренные дети более тре-бовательны, они задают намного больше вопросов, чем их сверстники средних способностей. В этих усло-виях важнейшим элементом профессионального ма-стерства учителя является нахождение индивидуальных подходов к одаренным детям и умение предложить им такие виды целенаправленной деятелыюсти, которые бы отвечали их запросам и способностям.

 

 

Владение эффективными методами преподавания

В 1976 году Ньюленд составил перечень требований к методам преподавания, особенно эффективным в отношении интеллектуально одаренных детей.

Методы обучения одаренных детей должны: 1) иметь в качестве своей основной задачи оказание помощи в получении знаний; 2) соответствовать: а) уровню интеллектуального и социального развития ребенка, б) различным требованиям и воз-можностям, присущим тем ситуациям, в которые попадает ребенок в процессе учебы; 3) отражать основной и последовательный, хотя и не единственный, вариант развития высоких когнитив-ных способностей одаренного ребенка; 4) способствовать переходу от перцептивного уровня познания к высшим понятийным уров-ням.

Вряд ли можно выделить какой-либо один-единственный метод, наиболее пригодный для обуче-ния одаренных детей, так как разные методы обладают своими достоинствами. Одаренные дети, как и все остальные, нуждаются в обратной связи со стороны взрослых, а так как детям свойственна высокая критичность к себе, очень важно, чтобы учитель проявлял доброже-лателыюсть, оценивая деятельность своих одаренных учеников. Это необходимо для приобретения уверенно-сти в себе и своих способностях. Хороший педагог прекрасно осознает важность формирования у детей внутреннего стремления к достижению заданного результата. Следует учитывать, однако, что одаренные дети в отличие от детей со средними способностями не всегда нуждаются в немедленном поощрении. Очень часто они демонстрируют способность работать над завершением своего задания целые дни и даже недели, не проявляя какого-либо нетерпения.

Ньюленд (1976) пришел к заключению, что нет ни одного метода, который бы представлял ценность ис-ключительно для обучения одаренных детей. Вмес те с тем болышшство методов при соответствующей адаптации может успешно применяться для обучения всех детей. Некоторые из них могут в болъшей степени, подходить для одаренных детей. Однако ни один из этих методов не может считаться универсально пригод-ным для обучения одаренных детей.

Барбе и Фриерсон (1975) отмечали, что специали-сты, работающие с одаренными детьми, традиционно больше интересуются не процессом усвоения, а его результатами.

В то же время при использовании метода, получившего название «Свободный класс», внимание учителя сосредоточено на учебном процессе, и в этом случае он становится его непосредственным участником. В силу того что подобный подход отличается большей гибко-стью, чем подход, ориентирующийся на результат, он в большей степени способствует развитию творческого потенциала детей. Сказанное вовсе не означает, что при этом подходе игнорируется конечный результат учебы. В задачу учителя входит создание таких условий, при которых дети смогут «научиться заниматься», то есть рвладевать приемами учебной деятельности, и в то же время достигать определенных конкретных результатов.

Отдавая должное значению методов и техники обучения, Нельсон и Клеланд (1975) отмечают, что компетенция учителя является более важным фактором, нежели используемые материалы и рекомендуемые спе-циальные методы обучения. Именно учитель создает атмосферу, которая может вдохновлять ученика или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способно-сти, развивать или тормозить творческое начало, стимулировать или выхолащивать критичность мысли, облегчать или тормозить успехи.

Ниже приводятся наиболее часто упоминаемые факторы, которые Торренс (1975) приводит в своей работе «Творческие методы в преподавании».

Признание ранее не признанных или неиспользуе-мых возможностей.

Уважение желания ребенка работать самостоятельно.

Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности.

Предоставление ребенку свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели.

Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников.

Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.

Предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы.

Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками.

Исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки.

Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности.

Подчеркивание положительного значения индивидуальных различий.

Уважение потенциальных возможностей отстающих.

Демонстрация энтузиазма.

Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связис этим испытывающим давление со стороны своих сверстников.

Создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником. Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.

Извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей.

Терпимое отношение (по крайней мере временно) к возможному беспорядку.

Поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.

 

 

Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.

Если исходить из гого. что развитие творческих способносгей в детях является важнейшим элементом их образования, то эти положения должны быть приияты во внимание при отборе и подготовке педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Знание концептуалъных моделей

Знакомство с концептуальными моделями, которые были использованы при разработке учебных программ для одаренных дошкольников, помогает учителю вникнуть во все сложности и тонкости учебно-воспитательного процесса. Например, если учитель ознакомился с моделью Гилфорда «Структура интел-лекта», он будет более уверенно определять те стороны мышления, которые следует развивать у детей, особен-но у тех одаренных детей, которые способны опериро-вать символами и усваивать не только конкретные представления, но и абстрактные понятия.

Связь с родителями

Хорошо известно, что учителя обычно испьп ывают некоторую неловкость при общении с родителями, и особенно с родителями одареыных детей, которые зачастую сами люди неординарные и талантливые. Таким образом, учителя, работающие с одаренпыми детьми. должны научиться находить контакт с родителя-ми одаренных детей. Учителям необходимо применять различные пути вовлечения родителей в процесс обучения их детей, уметь предложить свой способ оценки потребностей детей и оказать помощь родителям в осознании их собственных стремлений и потребностей. Отличительной чертой квалифицированных педагогов является их способность научить родителей умепию наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать этому развитию. Вполне естественно, что родители одаренных детей могут нужда-ться в специальном тренинге навыков взаимодействия с детьми. В задачи педагогов в связи с этим входит квалифицированпо информировать родителей относительно успехов в учебе их детей, а также помогать в овладении средствами оценки их достижений. Наконец, в функции учителей входит умение убедить родителей в необходимости внимательного отношения к своим неординарным детям, с тем чтобы последние всегда могли получить нужную им помощь.

Талант учителя

Мы уже говорили о том, что учитель, работающий с одаренными детьми, должен обладать ярко выражен-ными интеллектуалышмй снособностями и хорошей общеобразовательной подготовкой. Если же наряду с этим он еще обладает талантом в какой-либо из областей, то такой специалист будет просто идеален для работы с одаренными детьми. Например, желателыю, чтобы учитель обнаруживал способности в музыке, изобразительном (или прикладном) искусстве, в драматическом идкусстве или танцах. Наставник одаренных детей должен иметь определенную подготовку хотя бы в одной из неречисленных областей.

Умение оцениватъ

Иемаловажным фактором в деле обеспечения развития ребенка является умение учителя анализировать и оценивать не только успехи одаренного ребенка в освоении программы, но и эффективность участия роди-телей в процессе обучения своих детей. Это необходимо учитывать для дальнейшего планирования обучения.

Умение убеждатъ и пропагмндировать

Ценным качеством учителя является его способность на деле доказать действенность предлагаемой программы. Учитель должен уметь таким образом представить программу, чтобы заручиться поддержкой со стороны администрации, своих коллег, родителей, общественности в целом. Важиым элементом в деяте-льности учителя является его способность обеспечить преемственность и последовательность учебных про-грамм. Многими специалистами подчеркивается, что только в этом случае программа раннего обучения («интервенции») может считаться успешной.

Способностъ к самоанализу

Список перечисленных выше качеств педагога, обу-чающего одаренных детей, был бы неполным, если бы мы не упомянули умение учителя анализировать и оце-нивать свои чувства, сильные и слабые стороны своей личности и мотивацию. Нельсон и Клеланд (1975) от-мечали: «Было бы абсолютно неправильным предпола-гать, что человек способен разобраться в потребностях и чуветвах других людей и понять их поведение, ссли он не может разобраться сам в себе».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...