Измерение творческих способностей
Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессе установления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестирования зна-чительно сдерживалось неопределенностью самого по-нятия творчества и его критериев. На практике наибо-лее широко используется характеристика творчества, основанная на исследованиях Гилфорда (1967). Эта ха-рактеристика включает такие параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригиналыюсть и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводит-ся на основе методик Торренса (1966). Тесты. Торренса на изобразителъное творческое.. мышление, формы А иБ (Torrance, 1966) Этот гест Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование кар-тин *(* Ребенку дается лист бумаги с изображением ярко раскрашен-ной фигуры неправильной формы, которую он должен использовать как отправной пункт ддя построения собственного произвольного изображения.— Прим. ред,), завершение начатой картинки, исполъзование параллельных линий или кругов для составления изображений. Тесты Торренса на еербалъное творческое мышлеше, формы А и Б (Torrance, 1966) Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей (начиная с 5 лет) и взро-слых. Тестирование охватывает такие характеристики, как: умение задавать информативные вопросы, уста-навливать возможные причины и следствия примени-тельно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обыч-ных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предполо-жения.
Творческие способности в действии и движении (Torranc, 1980) Этот наиболее поздний по времени создания тест разработан в качестве дополнения для серии Торренса на определение способностей у детей дошкольного возраста. Задания этого теста составлены таким образом, чгобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Качественные показатели, исследуемые с помощью данного теста, аналогичны показателям двух предыдущих тестов: легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления. Шкалы оценок и контрольные записи иаблюдений Шкалы оценок и контрольные записи наблюдений являются дополнительными важными инструментами выявления одаренных и талантливых детей. Учитывая то обстоятельство, что исполъзование одних только резулътатов тестирования в целях выявления юных дарований бывает нередко недостаточным, можно также воспользоваться данными, полученными в результате непосредственных наблюдений за тюведением детей. При этом следует учитывать, что, несмотря на широкое использование метода неформальных наблюдений и оценок, этот метод, согласно мнению целого ряда исследователей, не может быть признан удовлетворительным (Barbe, 1964;Pegnato and Birch, 1959). Более перспективным в этом отношении является метод наблю-дения и шкалирования оценок на основе установлен-ных параметров, характеризующих одаренность детей. Практика показывает, что, если учителя (воспитатели) имеют достаточный опыт в применении специалъных оценочных шкал, их мнения можно считатъ достаточно надежным источником информации в процессе раннего распознавания талантливых детей (Borland, 1979;Gear, 1978). Более того, исследователи проследили нали-чие четкой корреляции между оценками, даваемыми родителями, и результатами тестов на интеллект среди дошкольников (Ciha, Harris,and Hoffman, 1974). Дан-ные исследования, получившие название Сиеттлский проект, также говорят о том, что контрольные записи, составленные родителями, вполне могут бытъ исполъ-зованы как ценные сведения об умственных способно-стях детей (Robinson, Jackson and Roedell, 1979). Впол-не очевидно, что наиболее объективными являются оценки, данные теми взрослыми наблюдателями, кото-рые находятся в тесном и постоянном контакте с ребен-ком, обладают опытом использования оценочных шкал и умеют определять те ответы и реакции ребенка, которые наиболее четко характеризуют наличие ода-ренности или таланта.
Таким образом, данные, полученные в результате наблюдений и оформленные в виде бланков-перечней или шкал оценок, позволяют судить о тех сторонах по-ведения и деятельности ребенка, которые, как правило, невозможно оценитъ посредством стандартизирован-ных тестов. Тот факт, что оценочные шкалы не ограни-чены требованиями формальных измерений исполни-тельских навыков испытуемых, дает лицу, проводящему наблюдение, более широкие возможности в выявлении весьма тонких особенностей, присущих ребенку. Более того, наблюдения за ребенком могут производиться в естественном для него окружении, будь то классная комната, игровая тшощадка или квартира, где не сказы-вается влияние ограничений, накладываемых проведением стандартизированного теста. По всей вероятности, эффективность данных наблюдений возрастает при более тщательном подборе принятых параметров, характеризующих одаренных или талантливых детей, и по мере структурирования, организации процесса наблюдения и оценки. Немаловажным фактором в этом отношении является и специальная подготовка наблю-дателей. Шкала оценки характеристик одаренных учащихся В 1971 году исследователи Рензулли и Хартман раз-работали 10 специальных бланков, заполняемых учите-лями или родителями. Эти бланки являются вполне на-дежным инструментом как для вроведения предвари-тельного отсеивания (скрининга) кандидатов, так и для собственно оценки одаренности. В целом опыт исполъ-зования данных наблюдения подсказал необходимость ограничить роль родителей в процессе выявления ода ренности детей в силу довольно частых случаев прояв-ления их пристрастности. Однако резулътаты исследо-вания, проведенного в 1974 году Сихой, Харрисом и Хоффманом, дали основания предполагать, что склонностъ родителей переоценивать способности своих детей не является основным фактором, снижаю-щим точностъ ответов при заполнении опросных листов. Многие специалисты считают, что роль роди-тельских оценок в процессе выявления одаренных де-тей дошкольного возраста в будущем будет возрастать.
Бланк оценки талантливости в проекте „RAPYHT" (Karnes and et. al., 1978) В 1978 году Карне и ее коллеги разработали систе-му оценочных шкал, специально предназначенных для воспитателей детей, имеющих сенсорные или физические недостатки. Эти оценочные шкалы дают возможность воспитателю выявить признаки возможного таланта у детей дошкольного возраста. Как и в других подобных методиках, особо одаренные дети выявляются на основе получения ими определенной контрольной суммы баллов. В рамках проекта „ RAPYHT " разработана оценочная шкала для выявления особо одаренных детей, некоторые пункты которой даны ниже в качестве примера: 1) ребенок демонстрирует исключительную цепкость памяти, особенно в подражании и диалоге; 2) часто действует, побуждаясь полетом фантазии; 3) использует жесты и мимику в разговоре с друзьями; 4) демонстрирует высокий уровень речевой выразительности. Модифицированный вариант этого опросного ли-ста разработан для заполнения родителями.
Опросник для родителей в проекте,,Seattle" ( Robinson, Jackson and Roedell, 1979) Этот опросник включает как общие вопросы откры-того типа, так и вопросы, имеющие целью определить наличие конкретных навыков и умений. Примером вто-рого варианта вопросов может быть вопрос типа: «Умеет или нет ребенок различать знаки дорожного дви-жения?» Несмотря на отсутствие нормативных данных, этот опрошик является хорошим источником инфор-мации относителъно интеллектуалъных навыков ода-ренных детей младших возрастов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|