Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое использование модели




Практическую апробацию модель «SOI» получила в Иллинойском университете (Karnes and Bertschi, 1978; Karnes and Zehrbach, 1973), где она была использована в программе обучения 4—5-летних одаренных и та-лантливых детей. Педагоги, работающие с этими деть-ми, воспользовались этой моделью для стимуляции развития творческого и продуктивного мышления у своих учеников. Каждый день учителя проводили уро-ки в группе из 5—8 детей. Содержание уроков было спла-нировано так, чтобы активизировать разнообразные мыслительные способности учеников. При этом уроки обычно проходили в форме игры, что обеспечивало вы сокую заинтересованность со стороны маленьких уче-ников и их активное участие.

Кроме проведения уроков, составленных на основе модели «SOI», учителя направляли свободные игры, музыкальные и другие занятия детей на развитие их продуктивного и творческого мышления. Например, во время занятий по декоративно-прикладному искусству учитель старался побудить каждого ребенка к созда-нию поделки, которая бы была непохожей на работы других детей. Во время ритмических занятий широко поощрялись оригинальные движения гюд музыку. На музыкальных занятиях детям предлагалось придумать собственные слова к популярным мелодиям.

Глубокое знание модели «SOI» помогает учителю задавать своим одаренным ученикам такие вопросы, ответ на которые требует выхода за границы базового уровня мышления. Например, учитель может спросить ребенка: «Как иначе можно было это сделать?», «Можешь ли ты предложить другие варианты решения этой проблемы?» или «Почему ты считаешь это решение наилучшим?». Практика показывает, что учителя, хорошо знакомые с этой моделью, могут эффективно при-менять свои знания и навыки в стимулировании дивер-гентного и критического мышления в неформальных учебных ситуациях (Karnes and Zehrbach, 1973).

СРАВНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ «СВОБОДНЫЙ КЛАСС» И «СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА»

В 1978 году был проведен сравнительный анализ моделей свободного обучения и «SOI» в той интерпретации, которую они получили в университете штата Иллинойс (Karnes and Bertschi, 1978). Различия между этими двумя подходами к дошкольному образованию проявятся особенно отчетливо, если рассмотреть их теоретическую основу, программы, методы обучения и методические материалы, оценку способностей ребенка, роль учителя, взаимодействие учителя с ребен-ком, использование учебного времени и помещения.

 

Теоретическое обоснование

Модель «SOI» предполагает, что обучение детей наиболее эффективно в том случае, когда учитель обе-спечивает последовательные занятия в соответствии с индивидуально поставленной для каждого ученика целью. При помощи модели «SOI» учитель имеет воз-можность стимулировать различные интеллектуальные способности, включая конвергентное, дивергент-ное и критическое мышление. Практика показывает, что модель может быть эффективно использована в программах по развитию таланта у здоровых детей и по восстановлению возможностей у детей, имеющих сенсорные или двигательные дефекты.

Система «Свободного класса» исходит из того, что с помощью учителя дети способны определять направ-ление, объем, средства и темп своего обучения. Учи-тель помогает детям обрести базовые знания и навыки, благодаря которым они могут успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Иными словами, «Свободный класс» со-здает такую атмосферу, которая способствует проявле-нию и развитию дарований у детей и, что особенно су-щественно, отвечает их индивидуальным потребно-стям.

Программа обучения

В соответствии с моделью «SOI» учителя, планируя свои уроки, опираются на заранее подготовленную программу и материалы. Они активно используют игровую форму в преподавании основ математики, языка и чтения. В ежедневный план обязательно включаются занятия по искусству и развитию музыкальных навыков. Во время музыкальных уроков дети поют, учатся играть на музыкальных инструментах, танцевать, двигаться. Кроме этого, в программу занятий входит ознакомление с театральным искусством и азами системы йогов. Постановка кукольных спектаклей и другие виды деятелыгости помогают детям дать выход своим чувствам и овладевать соответствующи-ми формами социального поведения.

В «Свободных классах» дети сами выступают ини-циаторами своей учебно-познавательной деятельности, а учитель лишь старается расширить или направить ак-тивность детей в такое русло, в котором бы она гармо-нично сочеталась с обучением специалъным навыкам. Таким образом, свой учебный план педагоги состав-ляют, исходя из знаний о каждом ребенке, а естествен-ные интересы и склонности детей используются ими как средство, облегчающее развитие их навыков и уме-ний.

Оценка способностей

И модель «SOI» и «Свободный класс» предпола-гают оценку способностей ребенка в шести областях. Это делается для установления индивидуальных «приоритетов». При обучении детей, организованном на основе модели «SOI», уровень знаний и навыков детей исследуется во время занятий игрового типа, которые наилучшим образом дают возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность. При обучении детей по системе «Свободный класс» учитель наблюдает и регистрирует проявления индивидуальных способностей ребенка во время самостоятельной познавательной или учебной деятельности с целью получения представления об уровне тех способностей, которые вряд ли могут проявиться во время произвольных занятий. Учитель поручает каждому из своих подопечных решить простую задачу, дающую возможность проверить определенные навыки и знания детей. Как правило, такие задачи вплетаются в ткань привычных видов деятельности ребенка.

Роль учителя

Процесс обучения детей в соответствии с моделью «SOI» требует от учителей составления детальных пла нов занятий. Эти планы обсуждаются и корректирую-тся на ежедневных совещаниях. Несмотря на то что учителя сами снабжают детей материалами для заня-тий и направляют ход этих занятий, они стараются сти-мулировать активность и самостоятелыюсть детей.

В «Свободных классах» в течение всего учебного дня учителя поощряют и ненавязчиво направляют са-мостоятельную исследовательскую активность детей, обеспечивают принцип обратной связи, предоставляют детям необходимые разъяснения. Ориентируя детей на продуктивное использование времени, на уважитель? ное отношение к труду и учебе, учителя создают на за-нятиях деловую и творческую атмосферу. Минимум один час в день учителя уделяют обсуждению своих на-блюдений и выработке новых стратегий повышения эффективности обучения одаренных детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...