Индивидуализация обучения: проблемы, поиски и открытия
Необходимость составления специальной программы обучения для одаренных детей давно обоснована специалистами в области образования. Более четверти века назад было опубликовано сообщение по этому вопросу педагогов Сампшена, Норриса и Термена. Они отмечали, что необходимо уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей, интеллек-гуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства. Таким образом, для специалистов было ясно, что специализированное обучение одаренных детей влечет за собой мероприятия, далеко выходящие за рамки простого расширения обычной программы обучения или включения в него заданий из и материалов, более широкого поля деятельности и возможности самостоятельного исследо- вания. Развитие: учащиеся занимаются по такому курсу обучения, который прежде всего отвечает их интересам и потребностям. Говоря о надеждах, возлагаемых на одаренных де-тей, и о том, насколько они выше тех надежд, которые связываются с детьми «среднего» уровня, Мейкер (1982) писал, что программа обучения для первых должна: а) быть ускоренной, усовершенствованной и усложненной; б) качественно превосходить обычный курс обучения; в) корректироваться самими учениками; г) способствовать развитию абстрактного мышления применительно ко всему учебному материалу. Качество и уровень ресурсов, использующихся при обучении одаренных детей, должны существенным образом отличаться от стандартных. Развивая свою мысль об особенностях учебно-вослитателыюго процесса для одаренных детей, Мейкер утверждает: «Этим маленьким ученикам вполне под силу: а) эффективно использовать учебное время для повышения уровня своих знаний; б) достигать больших глубин в мыслительной и исследовательской деятельности; в) получать новую информацию, новые идеи и достигать новых результатов; г) демонстрировать индивидуальные достижения в когнитивной и эмо-циональной сферах; д) подниматъся до уровня новых обобщений; е) достигать более высоких уровней мы-шления; ж) создавать и апробировать на практике свой собственный метод исследования». Галлахер (1975) предложила следующие направления дифференциации процесса обучения одаренных детей:
1) содержание предлагаемого одаренным детямматериала должно быть изменено в сторону усложнения и большей абстрактности; 2) методика представления этих материалов дол-жна быть также изменена; 3) сама учебная ситуация должна быть изменена (в частности, это может быть достигнуто путем помещения ребенка в другие условия обучения, с тем чтобы он имел возможность общаться с детьми, имеющими аналогичные способности) путем ускоренного прохождения материала, использования иной концептуальной модели, посредством мероприятий административно-организационного характера (создание комнат, в которых содержатся учебно-познавательные и подсобные материалы, специальных классов, а такжеорганизация групп продленного дня). В своей статье, вышедшей в 1982 году, Рензулли,Смит и Рейс описывают разработанную ими стратегию работы с одаренными детьми, которую они назвали «уплотнением» программы обучения. Свою работу эти исследователи начинают с напоминания о наиболее распространенных трудностях, с которыми могут столкнуться одаренные дети: «Этим детям часто преподают то, что им уже хорошо известно, в то же время даже в случае дифференцированного обучения этих детей могут возникнуть досадные пробелы в их образовании». Учитывая эти возможные последствия, Рензулли и его коллеги предложили систематизированный план по рационализации стандартного курса обучения и приданию ему болыпей компактности и лаконичности. Проведение в жизнь предложенного мероприятия даст возможность одаренным детям не скучать на занятиях, особенно на тех, которые посвящены развитию базовых навыков и знаний, и гарантирует приобретение детьми знаний, наиболее существенных для их будущего. Согласно авторам статьи, для рационального уплотнения программы требуется выполнение двух условий: тщателъная диагностика и досконалъное знание содержания и целей преподаваемого предмета. Со временные средства диагностики дошкольников позво-ляют анализировать уровень подготовки в таких базо-вых дисциплинах, как математика, готовность к чте-нию (или само чтение) и речь. Тщательный диагноз по-могает учителям уплотнить программу обучения, что в свою очередь дает возможность одаренным детям бо-лее эффективно и экономично использовать учебное время и одновременно заниматься тем, к чему у них болыие склонностей. В результате обогащение содер-жания и ускорение процесса обучения достигаются од-новременно. Вместе с этим Рензулли, Смит и Рейс пре-дупреждают, что нельзя делать вывод о склонности ре-бенка к какому-то определенному предмету только по-тому, что он дается ребенку легче, чем другие. Вполне очевидно, что одаренным малышам должна быть пре-доставлена возможность испробовать себя в самых различных областях знаний и видах деятелыгости.
Другого мнения придерживается Уорд (1980), который считает, что традиционное образование играет важную роль в развитии одаренных детей, способствуя развитию внеинтеллектуальных качеств личности. Вместе с тем слова Уорда вовсе не означают, что на обычной школе не лежит ответственность по выявлению и развитию талантов. Уорд всего лишь подчеркивает, что более пристальное внимание к ярким проявлениям таланта в какой-либо области может быть уделено наставниками и воспитателями во внешколь-ных занятиях. Марленд в одном из своих отчетов в 1971 году писал, что для одаренных и талантливых детей, безусловно, требуются специалъные образовательные программы. Разработка четко дифференцированной учебной программы—трудная задача, однако ее решение создает условия Для повышения качества учебной деятельности, о чем свидетельствуют результаты практического опыта.
Пассов (1982) предложил семь принципов специали-зации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста. 1. Содержание учебной программы для одаренных и талантливых детей должно предусма тривать деталыюе, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления. 2. Учебная программа для одаренных и та-лантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учашимся переосмысливать имеющиеся знания и ге-нерировать новые. 3. Учебная программа для одаренных и та-лантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний. 4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать нали-чие и свободное использование соответствующих источников. 5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициати-ву и самостоятельность в учебе и развитии. 6. Учебная программа для одаренных и та-лантливых детей должна способствовать разви-тию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д. 7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответ-ствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству. Эти принципы призваны помочь специалистам, занятым в области обучения одаренных и талантливых детей, вырабатывать решения, направленные на макси-мальную емкость учебного процесса. На традиционный вопрос: «Может ли такая учебная методика быть полезной для всех детей?» — Пассов в свою очередь от-вечал тремя вопросами: «Захотят ли все дети зани-маться по такой системе? Смогут ли все дети участво-вать в таком учебном процессе? Добьются ли они успе-хов, обучаясь подобным образом?» Если на эти три во-проса последуют утвердительные ответы, тогда пред-ложенная методика обучения не будет являться специа-лизированной и предназначаемой только для одарен-ных детей. Пассов предложил три стратегии специали-зации обучения. Первая из них связана с ускорением; одаренные учащиеся способны быстрее осваивать учеб-ный материал, чем это делают их сверстники со средни-ми способностями. Ускорение, однако, таит в себе не-которые опасности, именно поэтому Пассов предосте-регает по поводу того, что у одаренных детей может не хватить времени «для тщательного обдумывания, ре-флексии и обыгрывания идей, а также для творчества». Кроме того, ускоренное прохождение материала мо-жет лишить детей возможности делать выбор. Вторая стратегия предполагает стимулирование одаренных де-тей на углубленное проникновение в изучаемый мате-риал при более широком его охвате. Третья стратегия связана с качественно иным обучением, то есть учеб-ную программу составляет принципиально новое со-держание, не являющееся ни продолжением, ни более широким изложением материалов, включаемых в об-щепринятые учебные программы.
Поясняя, в чем специфические особенности программы для одаренных дошкольников, разработанной в университете штата Иллинойс, Карне, Шведел и Уильямс (1983) отмечают, что эта программа предусматривает: знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план; поощрение глубокой проработки выбранной темы; осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью; акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов достаточно высокого уровня; болыпую мыслительную гибкость в отноше-нии используемых материалов, времени и ресурсов; более высокие требования к самостоятельно-сти и целеустремленности в решении задач; предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей; поощрение творческого и продуктивного мышления; воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих; создание эффективных предпосылок для рас-ширения базы знаний и развития языковых способностей. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧЕБНЫЙ ПЛАН? Многие специалисты сходятся во мнении, что учеб-ные планы для одаренных детей не должны быть уни-фицированы. Действительно, при составлении учебных планов следует учитывать то обстоятельство, что каж-дый одаренный ребенок уникален по-своему. Поэтому конкретный учебный план должен учитывать интересы и индивидуальные особенности одаренных детей.
Интересы и индивидуалъные особенности ребенка Каждый ребенок обладает одному ему присущими свойствами, которые и создают его индивидуальность. Хотя в принципе встречаются разносторонне одарен-ные дети, все же на практике мы чаще ймеем дело со случаями, когда дети, бдаренные в каких-то одних областях, не обнаруживают особых способностей в других. Они могут обладать выдающимися по-знавательными способностями и довольно низкой Я-концепцией, не иметь достаточных навыков общения и одновременно проявлять высочайшую творческую одаренность в музыке, быть потенциально очень силь-ными в какой-то определенной области, но в силу недо-статочной стимуляции так никогда полностью и не ра-скрыть своих способностей. Разнообразие интересов у одаренных детей может быть вызвано особенностями домашнего окружения и воспитания, а также дошкольным опытом жизни. Ожидания, основанные на данных об одаренных детях Результаты специальных исследований и опыт ра-боты с детьми дают нам массу полезной информации относительно навыков и умений, которые могут быть освоены одаренными детьми. Естественно, что эта ин-формация, как правило, находит свое применение в учебных программах, составленных для одаренных дошкольников. Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, подлежащие разви-тию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|