Тема 5. Немецкая классическая философия как особенный этап развития новоевропейской философии
В конце XVIII — первой половине Критическая XIX вв. немецкими мыслителями был Философия Канта создан преемственный ряд философских систем, которые принято называть классической философией. Немецкая классическая философия охватывает исторический период примерно в 100 лет с середины ХVІІІ века до середины ХІХ века. Ее основными чертами были: а) возрождение диалектики; б) критика обыденной (рассудочной) философии; в) стремление представить философию как систему научного знания. Одним из наиболее ярких представителей немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724–1804 гг.). Теоретическая деятельность Канта отчетливо делится на два периода: докритический и критический. В докритический период (с 1770 г.) Кант занимался проблемами естествознания, решал их с материалистических позиций. К этому периоду относится, например, разработка им научной гипотезы о естественном происхождении Солнечной системы. Он представлял ее как процесс возникновения и развития Солнца и всех планет из вращающейся гигантской газовой туманности. Эта гипотеза сыграла важную роль в борьбе с метафизическим способом мышления.
В критический период Кант стал заниматься сугубо философскими проблемами. В это время он создает систему трансцендентального или критического идеализма. Главными его сочинениями, в которых изложены философские взгляды, являются «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Первое сочинение посвящено вопросам теории познания и отвечает на вопрос: «Как возможна наука и философия?». Второе посвящено морали и отвечает на вопрос: «Как возможна нравственность и каким должно быть поведение людей?». И третье — проблемам явления нашему сознанию вещей и процессов природы и отвечает на вопрос: «Как возможно прекрасное в природе и искусстве?».
В этих работах проводилась мысль о том, что главным и основным элементом философии должна быть проблема познания. Причем, предметом философии должно быть не изучение самих по себе вещей — природы, мира, человека, а самой познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называет свою философию трансцендентальной (выходящей за пределы). Как же Кант решает проблему познания? Это вопрос довольно широкий и сложный. Во-первых, Кант, в отличие от Юма, признавал существование мира вещей вне нашего сознания. Но природа, по Канту, это мир явлений, т. е. мир наглядных представлений субъекта. Каждое явление понималось им лишь как хаос ощущений, приходящих из внешнего мира. Исходя из этой своей позиции, Кант делает вывод, что человек познает лишь явления. В то же время Кант не отрицал существование «вещей самих по себе». Однако их сущность никогда не может быть раскрыта наукой, творческим разумом человека. Познаваемыми Кант считал только явления. Причем, познавая явления, мы познаем не сами предметы, а то, что возникло в сознании под влиянием «вещи в себе». Во-вторых, познание, по Канту, имеет следующие три ступени: нравственность, рассудок, разум. Для разума, как высшей ступени, характерны антиномии. Антиномия — это противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково правильными. Кант указывает на следующие четыре антиномии: 1) мир конечен во времени и пространстве; мир бесконечен во времени и пространстве; 2) все в мире просто и неделимо; все в мире сложно и делимо; 3) в мире существует свобода; в мире нет свободы и все совершается по законам природы, т. е. необходимо;
4) существует Бог как первопричина мира; не существует никакой первопричины мира. Говоря об этих антиномиях, Кант пришел к выводу, что разум не может разрешить их. В этом он усматривает нечто вроде сигналов разуму о безнадежности его попыток разрешить неразрешимое, познать непознаваемое. В-третьих, главным объектом познания Кант считал априори, т. е. знания, которые изначально присущи сознанию, которые существуют независимо от опыта. К ним относятся пространство, время, причинность и ряд других категорий. Мир явлений, по Канту, беспорядочен, хаотичен, в нем нет никакой закономерности, необходимости, он существует даже вне пространства и времени. И лишь человек вносит в мир явлений порядок, закономерности, причинно-следственные связи, пространственно-временные рамки, которые не существуют объективно, а порождаются сознанием. Основой поведения человека является «автономная воля» и правила, или максимы, вырабатываемые в обществе. Регулятором поведения людей выступает моральный закон «Поступай так, чтобы максима твоей воли совпадала с принципом всеобщего поведения». Таким образом, согласно категорическому императиву Канта, вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга: человек должен по отношению к другим людям проявлять себя как разумное, ответственное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо. Разум определяет ход истории к справедливому, разумно организованному гражданскому обществу, где должны господствовать законы, равенство, братство и всеобщий мир.
Иоганн Готлиб Фихте (1762– 1814 гг.) известен своими трудами «Нау-коучение», «О назначении ученого» и др., в которых он изложил систему субъективно-идеалистической диалектики. Основным понятием его философии является самосознание, «Я», которое выступает единой реальностью, всемогущей творческой силой. Фихтеанское «Я» — это не только разум, но и воля, не только познание, но и действие.
Субъективный идеализм Фихте имеет волюнтаристский характер, поскольку философ отождествляет разум и волю. Субъект, согласно Фихте, творит весь объективный мир. Три положения являются основными в философии Фихте: «Я полагает Я» (самосотворение, самоутверждение), «Я полагает не-Я» (творчество всего вокруг), «Я полагает Я и не-Я», т. е. взаимоотношения субъекта и объекта. Самоутверждение Я тождественно бытию: «Любая реальность деятельна, вся деятельность реальна». Поскольку единой реальностью есть Я, то оно может разграничиваться только с самим собой. Я отличает себя от себя самого в виде не-Я. Деятельность Я приобретает пространственно-временные очертания: реальность Я — это точка, ее отход от себя — линия, отрицание линии — площадь, движение площади — объем.
Движение линии
Я=не-Я Выдающийся представитель немец- Философия природы кой философии Фридрих Вильгельм Шеллинга Шеллинг (1775–1854 гг.) создал объективно-идеалистическую «философию тождества». Он считал первоосновой всего существующего абсолютное тождество бытия и мышления, материи и духа, объекта и субъекта. Эта первооснова выступает как неосознанное хотение и действование, как прообраз того, что может появиться. Все тела природы становятся просто усмотрением мирового духа, а природа в целом — это всего лишь «незрелая разумность». История природы оказывается, таким образом, историей духа. Сердцевина философии Шеллинга — категория Абсолюта. Абсолют — это нечто самостоятельное, не зависящее от отдельных «Я», существующее в потустороннем мире, но через природу воплощающее себя в социальной жизни. Абсолют, по Шеллингу, есть полная тождественность духа и природы, из которой он проявляется в обществе. С другой стороны, развитие в природе идет за счет развития ее самопознания по схеме: внутреннее чувство самой природы — —> саморефлексия человека — —> — —> абсолютная воля. Абсолют оказывается по существу Богом, в первом случае творящим мир, во втором — являющимся конечной целью развивающегося мира.
Взгляды Шеллинга на природу идеалистичны, а сама материя духовна. Но вместе с тем Шеллинг вносит в учение о природе идею развития: природа обусловливает возникновение человеческого сознания. Переход к сознанию осуществляется через ряд прогрессивных ступеней развития. Важнейшим достижением философии природы Шеллинга было использование диалектики в рассмотрении природы и ее явлений. Философ считал необходимым условием исследования природы поиск динамических, реальных противоположностей. Благодаря этому философия природы Шеллинга превращается в идеалистическую диалектику природы.
Крупнейший представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770– 1831 гг.) оставил после себя целую систему философии, которую можно охарактеризовать как объективный идеализм, соединенный с разработанным им же диалектическим методом мышления. Как и для всякого идеалиста, для Гегеля мышление первично. Известно, что мысли, понятия, идеи существуют лишь в нашей голове как отражение в мыслящем мозгу объективного мира. Гегель же отрывает эти мысли, идеи от человеческой головы, придает им самостоятельное существование и называет абсолютной идеей. По Гегелю, абсолютная идея представляет собой систему саморазвивающихся событий и понятий и является творцом природы и человеческого общества. В процессе саморазвития идея проходит различные этапы, все пол- нее и полнее раскрывая свое внутреннее содержание.
Абсолютная идея существует изначально в мире, отчуждая себя сначала в мышление, где проходит три ступени в своем развитии: понятие, суждение, умозаключение. После того, как она исчерпает себя в мышлении, она отчуждает себя в другую область — в природу. Здесь она, проходя через три ступени: механику, химизм и органику — достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество, где проходит в своем развитии новые три ступени: субъективный дух, объективный дух (в виде права, семьи, государства) и абсолютный дух (в виде искусства, религии и философии). Первый этап — развитие идеи в самой себе. Это логическое понятие. Этот этап изложен в книге «Наука логики» (1812) (схема 6). Второй этап — принятие идеей формы природы: неорганического и органического мира и человека. Этот этап изложен в произведении «Философия природы» (1817). Третий этап — переход идеи от чуждой для нее природы в область развития науки. Этот этап излагается в работе «Феноменология духа» (1807).
Последний этап является той же идеей, но обогащенной в ходе своего диалектического развития. Здесь идея проявляется в форме государства, искусства, религии и философии. Главное для Гегеля — доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Философия, по Гегелю, это проявление мыслящего разума, творящего мир и изменяющего его. Гегель — творец диалектического метода, он дал развернутую критику господствующего в науке и философии метафизического метода и противопоставил ему разработанный на идеалистической основе диалектический метод. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития как природы, так и общества, и человеческого мышления, заключен в саморазвитии понятия. Диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Схема 6. Система Гегеля I. «Наука логики» 1) бытие: • количество; • качество; • мера. 2) сущность: • противоречия; • случайность и необходимость; • возможность и действительность. 3) понятие: • субъективность; • объективность; • идея. II. «Философия природы» 1) механика: • пространство, время; • движение, материя.
2) физика (физические и химические свойства тел); 3) органическая физика (жизнь как непосредственное существование идеи). III. «Философия духа»: 1) антропология (душа в виде человека); 2) феноменология (сознательно отличает себя от телесного); 3) психология (дух подчиняет себе внешний мир). Заслуга Гегеля по сравнению с его предшественниками состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал на идеалистической основе основные законы диалектики: • единства и борьбы противоположностей; • взаимного перехода количественных и качественных изменений; • отрицания отрицания. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется Триадой (поскольку в ней три основных элемента): тезис -антитезис - синтез. Согласно гегелевской диалектике, в каждой вещи, находящейся в состоянии тождества к самой себе, заложено ее отрицание, нечто иное. Благодаря этому происходит сначала процесс зарождения противоречий, а затем и процесс разрешения их. Диалектика Гегеля требует вечного развития, революционных изменений. В то же время философская система Гегеля требует возврата к исходному пункту развития. Возникает противоречие между прогрессивным диалектическим методом и требованиями метафизической системы. Система, по Гегелю, должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина; тем самым и история как бы приобрела свое завершение и достигнутое ею состояние, т. е. состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества. Таким образом, диалектика Гегеля была идеалистической, основывалась на неверных исходных положениях, но рациональным содержанием своей диалектики, идеей саморазвития мира Гегель оказал огромное влияние на передовых мыслителей. Благодаря диалектике философия Гегеля заняла почетное место в истории философии. Она вызывает восхищение своей грандиозностью, стройностью, богатством содержания и мастерством исполнения. Философия Гегеля была и остается не только шкалой мышления, но и стержнем европейской мысли. Завершает развитие немецкой фи- Антропологический лософии Людвиг Фейербах (1804– принцип философии 1872 гг.). Вначале Фейербах хотел по- Фейербаха святить себя богословию и с этой целью в 1823 г. поступил на богословский факультет Гейдельбергского университета. Однако уже через год он покидает богословский факультет и переезжает в Берлин, где слушает лекции Гегеля. С 1839 г. Фейербах ведет уединенную жизнь (преимущественно в деревне), публикуя свои философские труды, в которых он постепенно отходит от гегелевской философии. В чем же сущность философии Фейербаха? Можно выделить следующие характерные черты его философии.
Во-первых, в решении основного вопроса философии Фейербах был материалистом. В 1839 г. он опубликовал работу «К критике философии Гегеля», свидетельствующую о его разрыве с идеализмом и переходе на позиции материализма. В 1841 г. вышло самое крупное произведение Фейербаха «Сущность христианства», в котором он уже выступал как зрелый материалист. Здесь он писал так: «Действительное отношение мышления к бытию таково: бытие — субъект, мышление — предикат». При этом понятие бытия у Фейербаха тождественно понятию природы. Природа вечна, отдельные же ее предметы и явления временны, возникают и исчезают. Во-вторых, материализм Фейербаха является антропологическим, поскольку в центре его философии находится человек (антропос) как природное биологическое существо. При этом в своем обосновании первичности материи и вторичности сознания Фейербах исходил из человека как воплощения единства материального и духовного, доказывал, что тело человека первично, а сознание вторично. Каково состояние тела человека, таково и его сознание, психика. Человек Фейербаха, от которого он отталкивается при выработке своей философии, — это абстрактное, вне мира обитающее существо, это человек вообще, а не конкретно-исторический реальный человек. В-третьих, антропологический материализм Фейербаха оставался метафизическим. Фейербах в гегелевской философии не заметил рациональное зерно — его диалектику. В результате вместе с идеалистической системой отбросил и диалектику. Метафизичность Фейербаха проявляется, например, в том, что сущность человека рассматривалась им как раз навсегда установленная, неизменная. В-четвертых, философия Фейербаха носила атеистический характер. Он выступал одновременно и как борец против идеалистической философии, и как критик религии. Опровергая религиозные догмы, Фейербах показывал, что не Бог создал человека, а человек — Бога. Бог — это сущность человека, вынесенная за пределы самого человека. Он является тем, кем человек хочет, но не может стать на Земле. Рассматривая Бога как творение человека, как вознесенное на небеса воплощение человеческих стремлений, Фейербах указывал тем самым на земные корни религии. Однако атеизм Фейербаха не является последовательным. Это объясняется метафизическим характером его материализма. Так, борясь против традиционных форм религии, он в то же время ратовал за создание новой земной религии, религии любви человека к человеку. Такая религия, по мнению Фейербаха, призвана была привести к упорядочению связей между людьми, к укреплению государства. В-пятых, в теории познания Фейербах выступал как сенсуалист. Он считал, что ощущения составляют единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание — обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Он отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции. В-шестых, в понимании общественной жизни Фейербах был идеалистом. Как и все материалисты-метафизики, он не дошел до понимания того, что сознание людей определяется не только состоянием их тела и окружающей природой, но и главным образом материальными условиями жизни людей, их общественным бытием. Таким образом, можно констатировать, что Людвиг Фейербах был первым философом, который осознал, что идейный потенциал немецкой классической философии исчерпан. Он обосновал, что после того как его предшественниками Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем и другими духовная реальность была высоко вознесена, а «храм чистой мысли» построен в завершенной и детализированной форме, нужно было вернуть все это на землю, приблизить к человеку. Фейербах перевел идеи своих предшественников в русло человеческого самоопределения и самоутверждения, положив в основу своей философии антропологический принцип. Немецкая классическая философия, охватывая сравнительно краткий период, по целому ряду моментов представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута. Так, в философии Канта нашла свое отражение рефлексия человеческой свободы и равенства в период до Французской революции. Послекан-товская философия Фихте и Шеллинга, и особенно Гегеля, наносит серьезный удар по агностицизму и некоторым позициям механистического материализма. В философии Гегеля рассматриваются законы не только объективной, но и субъективной диалектики. Активности или деятельности Системности знания Принципы, введенные немецкой классической философией ' В основе всех знаний, понятий и идей лежит человеческая активность: мы знаем лишь то и настолько, что и насколько вошло в контекст нашей деятельности Любое знание получает свое обоснование, достоверность и оправдание лишь в системе знаний
Развития В мире все связано со всем; эта общая связь резюмируется единым результатом - развитием
Рефлексии Развитие знаний, а также развитие вообще возможны потому, что каждый шаг в процессах бытия входит в единое целое. Поэтому развитие предстает как углубление и обогащение содержания тех процессов, которые развиваются. Развитие познания происходит через движение от неосознанного к осознанному, от осознанного частично к осознанному полнее и т. д. Немецкая классическая философия обогатила философию и науку целым рядом идейных достижений, среди которых нужно выделить, прежде всего, четыре основных принципа, которые широко используются современной наукой. Немецкая классическая философия, основными чертами которой были идеализм, диалектика, абстрактность, элитарность, увлеченность разработкой философских категорий, попытками осмыслить специфику труда и жизни общества, подготовила почву для появления марксизма.
Читайте также: A) система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|