Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Землеустройство как составная часть общественного способа производства




Главная задача землеустройства как элемента общественного производства — пространственная организация использования земли совместно с размещением других, связанных с ней, средств производства. Тем самым устанавливается определенный порядок землепользования, соответствующий конкретным произ­водственным или социальным целям общества и остальных хозяйствующих субъектов.

Землеустройство всегда направлено на создание оптимальных условий для решения тех или иных задач. При этом земельное пространство (территория) измеряется и делится на различные по форме и площади участки, предназначенные для использования в отраслях производственной и непроизводственной сферы; на этих участках размещаются также связанные с землей основные средства (дороги, каналы, здания, насаждения, насе­ленные пункты и так далее). В этих действиях проявляется активное отношение человека к земле; они направлены на освоение и приумножение богатств природы. Поэтому устройство земли как средства производства вполне можно отнести к процессу разме­щения и развития производительных сил общества.

В ходе использования земли как природного ресурса одновременно воспроизводятся условия существования человека. При всех общественно-экономических формациях земля остается всеобщим условием труда и средством производства, и поэтому всегда были необходимы действия по целенаправленной орга­низации территории, которые и являются важнейшей составной частью землеустройства. Вместе с тем эти действия обязательно совершаются в рамках определенных земельных отношений.

Землеустройство является одновременно элементом и производительных сил, и производственных отношений, в совокупности образующих, как известно, обще­ственный способ производства. Обе эти стороны в землеуст­ройстве тесно связаны и обусловливают его зависимость от социально-экономических процессов, происходящих в обществе.

Многообразие форм собственности, владения и пользования землей открывает широкие возможности для совершенст­вования общественного производства и рационализации использования земли. Землеустройство в этом случае нацелено на укрепление и развитие новых, современных форм землевладения и землепользования, улучшение тер­риториальной организации народного хозяйства, прежде всего в агропромышленном комплексе.

38. Необходимость проведения землеустройства.
Исторический опыт землеустройства показывает, что в основе его развития должна лежать концепция — методологический фун­дамент, определенная научно обоснованная система взглядов, со­ставляющая содержание данного социально-экономического яв­ления в настоящем и будущем. Это своего рода идеология, выра­жающая и определяющая перспективы развития системы землеус­тройства и ее элементов.
Землеустройство с точ­ки зрения народнохозяйственной (общественной) эффективности и значимости рассматривают как атрибут, неотъемлемую часть об­щественного способа производства, без которого невозможно организовать деятельность любого землевладельца и землепользо­вателя. Следовательно, это вызывает объективную необходимость проведения землеустройства при любых изменениях в земельных отношениях, производстве и территории.
Это означает, что любая реорганизация производства и террито­рии должна осуществляться только на основе проектов землеуст­ройства, составленных технически правильно, юридически грамотно и обоснованно с экологической и экономической сторон.
В соответствии с Законом «О землеустройстве» оно проводится в обязательном порядке в случаях:

1. изменения границ объектов землеустройства;

2. предоставления и изъятия земельных участков;

3. определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

4. перераспределения используемых гражданами и юридически­ми лицами земельных участков для осуществления сельскохозяй­ственного производства;

5. выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и хими­ческими веществами, заражению и другим негативным воздей­ствиям;

6. проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эро­зии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, зара­жения и других негативных воздействий.

С точки зрения теории основанием для проведения землеуст­ройства должны также служить любые изменения в системах рас­селения, ведения хозяйства (производства), специализации, орга­низации производства, труда и управления в сельскохозяйствен­ных предприятиях, а также в отношениях собственности.

Никакие политические действия, социально-экономические мероприятия или технические работы (например, по земельному кадастру) не смогут подменить землеустройство. Реальным меха­низмом наведения порядка в использовании земель, регулирова­нии земельных отношений и переустройстве территории может быть только землеустройство, в процессе которого решаются и политические, и правовые, и социально-экономические, и орга­низационно-территориальные, и экологические задачи.

39. Землеустройство и научно-технический процесс.
Многогранность и сложность государственного землеустройства, проведение геодезических работ на современном этапе обусловлены бурным развитием общественного производства, повышением его эффективности во всех отраслях народного хозяйства, ростом научно-технического прогресса в сфере производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. С этим связаны количественные и качественные изменения в использовании природных (особенно земельных) ресурсов, вовлечение в народнохозяйственный оборот все новых и новых земельных площадей, водных источников и другой природной среды, постоянное перераспределение земельной площади между отдельными отраслями народного хозяйства.
Существенные качественные изменения объекта землеустройства, познание их закономерностей требуют углубленного изучения развития природы и общества. Изучая законы природы, необходимо познавать как более близкие, так и более отдаленные последствия нашего активного вмешательства в ее естественный ход. Использование природных (земельных) ресурсов должно быть соизмеримо с масштабами человеческой деятельности, а главное - с потенциальными возможностями природных ресурсов во избежание неблагоприятных последствий.
На основе законов об охране земли, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира установлен необходимый правовой режим, позволяющий строить взаимоотношения человека и природы на основе разумного и бережного обращения с ней.
Техническое обеспечение процесса землеустройства составляет одну из важнейших его сторон и выражается в следующем:

1. Изготовление планово-картографических материалов как основы изучения земельных ресурсов, инвентаризации земель, разработки проектов и схем землеустройства.

2. Проведение землеустроительных, почвенных, почвенно-эрозионных, геоботанических, мелиоративных, водохозяйственных, дорожных и других обследований и изысканий для целей землеустройства.

3. Использование технических приемов и методов землеустроительного проектирования и обоснования проектных решений, включая экономико-математические модели и средства автоматизации.

4. Топографо-геодезические методы и средства перенесения в натуру проектов землеустройства, установления границ землепользований и земельных участков на местности.

5. Технические средства изготовления землеустроительной документации.

Землеустройство как техническое мероприятие требует высокоточных действий, отображаемых на плакатах и на местности. Оно не только формирует систему землепользования, но и создает основу для ведения земельного кадастра, то есть регистрации землевладений и землепользований, количественного и качественного учета и оценки земель. Поэтому от технической оснащенности землеустройства, его точности и оперативности действий зависит достоверность государственного банка данных о земле и землепользовании.

40.Основные документы, разрабатываемые при землеустройстве.
Землеустроительная документация
— это документы (прогнозы, схемы, проекты, технико-экономические расчеты и обоснования, другие материалы), полученные в результате проведения землеус­тройства и отражающие выполнение различных землеустроитель­ных действий, а также обеспечивающие в ходе осуществления на­меченных мероприятий организацию рационального использова­ния и охраны земли на территории страны, субъектов Федерации, муниципальных и иных административно-территориальных обра­зований, конкретных землевладений, землепользовании и земель­ных участков.
Виды землеустроительной документации устанавливаются фе­деральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными пра­вовыми актами субъектов Российской Федерации.
Состав, содержание, правила оформления определяются соот­ветствующими нормативно-техническими документами по прове­дению землеустройства.
В соответствии с Законом «О землеустройстве» к видам земле­устроительной документации относятся:

1. генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Россий­ской Федерации, схемы землеустройства муниципальных образо­ваний и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;

2. проекты территориального землеустройства;

3. проекты внутрихозяйственного землеустройства;

4. проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель

5. карты (планы) объектов землеустройства;

6. материалы межевания объектов землеустройства;

7. материалы геодезических и картографических работ, почвен­ных, геоботанических и других обследований и изысканий, оцен­ки качества земель, инвентаризации земель;

8. тематические карты и атласы состояния и использования зе­мель.

Землеустроительная документация оформляется, рассматрива­ется, согласовывается, утверждается, выдается заказчикам и хра­нится в установленном нормативными правовыми актами поряд­ке. Она хранится в архивах федерального и территориальных ор­ганов исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, на которые возлагаются функции земле­устройства, а также федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений и иных организаций, находящихся в ведении землеустроительной службы, других архивах негосудар­ственных организаций, имеющих лицензии на выполнение земле­устроительных работ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...