Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Введение. 1. Проблемы пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии. 1.1. Геронтология в системе наук о человеке




 

 

Профилактика и коррекция нарушений основных психических процессов в пожилом возрасте

 


 

                                                        Введение

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и мето- дов социальной работы с пожилыми людьми.

Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей не только в структуре населения России, но и во всём мире. В настоящее время пожилые люди являются наиболее социально- незащищённой категорией общества.

Особое внимание в работе с пожилыми людьми необходимо обратить на нарушения основных психических процессов. Так как люди пожилого воз- раста, в основном, обращаются по причине сосудистых заболеваний, пора- жения опорно-двигательного аппарата и лишь единицы предъявляют жалобы на снижение памяти, но при активном расспросе выясняется, что такая про- блема есть у многих. Одни, стесняясь так называемой забывчивости, скры- вают ее, другие сами не замечают уже существующих трудностей. Ослабле- ние интеллекта с возрастом проявляется в некотором замедлении восприятия, уменьшении объективности мышления и косности суждений. Это связано не только с физиологическими изменениями, но и с изменением образа жизни. В старости сохранение интеллекта возможно за счет активного взаимодей- ствия с социальной средой, общения с самыми разными людьми.

Цель данной работы: определить формы и методы групповой и инди- видуальной работы, способствующие профилактике и коррекции нарушений основных познавательных процессов для улучшения качества жизни и обес- печения психологического благополучия пожилых людей.

Для коррекции нарушений памяти, внимания и мышления можно ис-

пользовать в комплексной реабилитации, включающей медикаментозную те-


рапию, физиотерапевтическое лечение, трудотерапию, психотерапию, лечеб- ную гимнастику и другие возможности центров, и занятия с элементами тре- нинга.

Данное методическое пособие раскрывает вопросы организации и про- ведения занятий с элементами тренинга.


1. Проблемы пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии

1. 1. Геронтология в системе наук о человеке

В последнее десятилетие, в связи с увеличением продолжительности жизни человека, заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Число престарелых граждан во всем мире растет, а проблемы старости и ста- рения становятся глобальными. Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте - одна из актуальных тем современных научных иссле- дований.

Несмотря на повышенное внимание, которое привлекает к себе процесс старения человека, многие вопросы здесь до сих пор остаются неразработан- ными. Нет еще и точного определения самого понятия старость. Встречаются такие определения как: пожилой возраст, поздняя взрослость, старческий возраст. В демографическом энциклопедическом словаре (1985 г. ) приводит- ся следующее определение: “Старость - биопсихологическое и социально- историческое понятие с условными и меняющимися границами на разных этапах историко-эволюционного развития человечества и в различных эколо- го-популяционных и социальных группах”. (1)

Проблема старения занимала человека уже в глубокой древности. Пер- вые определения старения и его причины относятся еще к античной эпохе. Великий древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н. э. ) считал старость результатом утечки природного тепла и высыхания организма. Философ Платон указывал, что на старение особенно влияет образ жизни в среднем возрасте. (1)

В разные годы своего развития наука о старении человека вбирала в се- бя новые знания, создаваемые специалистами различных отраслей: врачами и физиологами, философами и биологами, психологами и социологами, исто-


риками и правоведами. В своих трудах о проблемах старости писали Цице- рон, Аристотель, Роджерс, Бэкон, Ж. -А. Кондорсе. Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии, создавались и поддерживались на про- тяжении всего развития человечества.

Начало научной геронтологии - науки, которая изучает нормальный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, типы и интенсивность старческих изменений, связывают обычно с именем английского философа Ф. Бэкона.

В России первые труды, посвященные вопросам продления активной старости, относятся к середине XVIII века, например, книга русского врача И. Фишера “О старости, ее степенях и болезнях”.

Основоположником научной геронтологии в России считается выдаю- щийся русский ученый И. И. Мечников. Геронтология в современном ее по- нимании сформировалась к середине XX века. Одной из задач геронтологии является изучение особенностей старения, связанных с влиянием средовых факторов, образа жизни, труда, социальных связей и взаимоотношений. (1)

В настоящее время, помимо геронтологии - области медицины, иссле- дующей болезни людей пожилого возраста, выделяют социальную геронто- логию - раздел геронтологии, который изучает влияние образа жизни на ее продолжительность.

Анализ литературы по проблемам возрастной психологии показал, что определение понятия старость относится к числу “вечных проблем”. Ведутся дискуссии вокруг того, что считать старостью, ее первыми проявлениями, что такое возраст старости и каковы его границы. (2) Основная трудность в определении этого понятия в том, что старение - процесс длительный, плав- ный, не существует точной границы, которая отделяет старость от среднего возраста. В целом, старение - процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже.

Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определении границ старости, которые колеблются в ши-


роких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференцирован- ности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с момента наступле- ния старости процесс старения не заканчивается, он продолжается, и суще- ствуют большие различия между стареющими людьми.

Выделяют календарный возраст - объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемой в абсолютных физиче- ских единицах времени.

В разные периоды истории общества и в разных культурах начало ста- рости определялось следующим образом: Пифагор считал, что это - 60 лет, китайские ученые считают, что - 70 лет, мнение английских физиологов XX - свыше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер считал - 50 лет старость, 70 лет

- почтенная старость (1).

Ю. Б. Тарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) - от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше. (3)

Е. С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому - 60-75 лет) и старческому (75-90 лет) возрас- там. По мнению автора, людей свыше 90 лет следует считать долгожителями (4, 5)

В отечественной науке принята следующая схема возрастной периоди- зации:

- Пожилой возраст 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины.

- Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины.

- Долгожители - 90 лет и старше мужчины и женщины.

Выделяется также пенсионный возраст, границы которого устанавлива- ются государством. При определении пенсионного возраста исходят из воз- раста хронологического - количества прожитых лет.


Существует понятие функционального возраста, который отражает воз- растную динамику физиологических функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни, перенесенными заболеваниями, стрессовыми ситуациями, физической, психической и интеллектуальной активностью; психологического возраста - группа показателей, характеризующих возраст- ные измерения психики; биологического возраста - показатель уровня износа структуры и функций организма.

Авторы отмечают, что разграничения на периоды является условными, поскольку календарный (хронологический) и биологический, а также психо- логический возраст не всегда совпадают.

В данной работе основанием определения границ старости принят ка- лендарный возраст.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...