4. Рекомендации по подбору психологических заданий для определения объема основных познавательных процессов граждан пожилого возраста
4. Рекомендации по подбору психологических заданий для определения объема основных познавательных процессов граждан пожилого возраста Рекомендованные ниже психологические задания представлены в по- рядке их усложнения. Желательно при первичном тестировании использо- вать наиболее легкие экспериментально-психологические методики. Если пожилой человек с ними справился, то предлагаются более сложные. Данные исследования по приведенным заданиям (см. приложение 1) за- носятся в карту занятий (см. приложение 2) и сравниваются с аналогичными, полученными после завершения курса для оценки его эффективности.
4. 1. Задания для определения объема памяти 1. Назовите 10 животных, городов, цветов, фруктов. 2. Кто в данный момент президент нашей страны. 3. Счет по Крепелину. Пациента (пожилого человека) просят вычитать из 100 по 7 единиц до наименьшего результата (например, 100, 93, 86, 79 …). 4. Методика «Расстановки чисел». 5. Методика «Память на числа». 6. Методика «Оперативная память». 7. Методика «Память на образы» 8. «Воспроизведение рассказа». Пожилому человеку предлагается за- помнить, записать и прочитать содержание текста. Порядок изложе- ния фрагментов не учитывается. Например: Корабль вошел в бухту, несмотря на сильное волнение моря. Ночь простояли на якоре. Утром подошли к пристани. 18 моря- ков отпустили на берег. 10 человек пошли в музей. 8 матросов просто решили погулять по городу. К вечеру все собрались вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали. В 23 часа все вернулись на ко- рабль. Вскоре корабль отправился в другой порт. При оценке результата учитывается объем пересказа и логическая по- следовательность.
4. 2. Задания для определения объема внимания 1. Требуется ли Вам много времени для того, чтобы сосредоточиться на каком-либо деле? 2. Легко ли Вы переключаетесь с одного дела на другое? 3. Отвлекает ли Вас посторонний шум, когда Вы чем-то заняты? 4. Методика «Корректурная проба». 5. Методика Мюрстерберга. 6. Методика «Расстановка чисел».
4. 3. Задания для определения объема мышления 1. Понимание смысла пословиц и поговорок. Попросить участника заня- тия объяснить значение поговорки (не красна изба углами, а красна изба пи- рогами, под лежачий камень вода не течет, без труда не вытащишь и рыбку из пруда…). 2. Методика «Исключение понятий». 3. Методика «Обобщение понятий» (пациенту предлагается ряд карти- нок с изображением зверей, птиц, механических средств передвижения и просят его назвать каждое из перечислений одним словом). 4. Рассказ по картинке. Попросить пациента составить рассказ по картинке (стимульный мате- риал – любая тематическая картинка). 5. Последовательные картинки. Попросить пациента составить из отдельных картинок логическую це- почку (4-5 картинок, отражающих какой-либо сюжет в динамике). 5. Программа организации занятий с элементами тренинга для лиц по- жилого возраста 5. 1. Оснащение кабинета для проведения занятий Особое внимание следует обратить на оформление кабинета, где проводятся занятия: ü Местоположение кабинета должно быть максимально доступно для всех участников занятий. ü Окна не просто способ для дополнительного освещения и вентиляции помещения, но и мощный отвлекающий фактор. Поэтому важно пра- вильно расположить участников группы по отношению к окну. Если окна находятся позади тренера, внимание участников группы будет пе- реключаться на действия, происходящие за окном. ü Освещение зависит от типа проведения занятия. Когда требуется вы- полнение множества мелких и точных действий, следует давать больше освещения. А если тренинг рассчитан на спокойную обстановку, лучше проводить его в условиях приглушенного света. Желательно, чтобы ря- дом с помещением, где проводится занятие, находился туалет.
ü Стулья и столы должны быть удобными и располагающими к работе. Неплохо иметь стулья с подлокотниками. Столы круглые, для больше- го сплочения группы. Преимущество круглого стола заключается и в том, что имеется прекрасный обзор, высокий уровень вовлеченности в работу. ü Материал для работы: писчая бумага, маркеры, карандаши, учебная доска, аудио-видеоаппаратура, подборка музыкальных произведений (для создания эмоционального фона). ü Необходимо иметь в наличии аптечку со всеми медикаментами для не- отложной помощи. 5. 2. Методы, используемые в проведении занятий с элементами тренинга v Групповая дискуссия Дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью ин- тенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повы- шающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счёт включе- ния участников в коллективный поиск истины. v Арттерапия В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно – прикладным искусством и др. ), библио- терапию (лечебное воздействие чтением), иммаготерапию (лечебное воздей- ствие через образ, театрализацию), музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки), фототерапию (воздействие через создание и вос- приятие фотографических образов), сказкотерапию (метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способно- стей, расширения самосознания, совершенствования взаимодействий с окру- жающим миром) и др. Основные функции арттерапии: - катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состоя- ний); - регулятивная (снятие нервно – психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния); - коммуникативно – рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нару- шений общения, формирование адекватного межличностного поведения, са- мооценки).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|