Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение. Список литературы. Приложение 1. Методики для исследования памяти. 1. Методика «Оперативная память». Образец бланка




Заключение

Старение человека — это чрезвычайно сложный, стоящий перед обще- ством, человеком, наукой комплекс важных проблем. Это проблема лично- сти, нравственности, проблема кадровой динамики, преемственности поко- лений. Большинство отечественных учебников по возрастной психологии или по психологии развития игнорируют период старения и старости: в них даже отсутствуют соответствующие главы.

Между тем этот возраст отличает особое предназначение, специфиче- ская роль в системе жизненного цикла человека — именно старость очерчи- вает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времен и поколений. Только с позиции старости можно глубоко понять и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл.

В настоящее время ломаются прежние представления о старости, все очевиднее становятся возможности удлинения человеческой жизни, в том числе и за счет внутреннего саморазвития самого человека. В связи с этим старость как период развития имеет будущее, она достойна гуманного к себе отношения, не снисхождения, а уважения и восхищения.

Привлекательность данного методического пособия заключается в его доступности (не требует при организации больших материальных затрат), не несет дополнительной медикаментозной нагрузки и хорошо сочетается с другими методами лечения в комплексных реабилитационных программах для пожилых.


Список литературы

1. Блейхер В. М. Экспериментально-психологические исследования пси- хических больных. Ташкент. 1981.

2. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2001.

3. Ермолаева М. Практическая психология старости. — М., 2002.

4. Казначеев СВ. Система методов и средств внутренней интеграции пожилых. Формирование мотивации на общественную активность. — Ново- сибирск, 2001.

5. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер, 2000.

6. Краснова О. В. Социальная психология старости. — М., 2002.

7. Психогимнастика в тренинге. 220 упражнений для развития способно- стей / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — М. 1999.

8. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. — М., 2000.

9. Краева М. А., Тарасова Т. О., Чижова Е. АТренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста. /под ред. И. М. Никольской

– СПб.: Речь, 2003. – 62 с.

9. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М., 2001.

10. Медведева Г. П. Введение в социальную геронтологию. — М.: МПСИ НПО «МОДЭК», 2000.

11. Петрушин СВ. Психологический тренинг в многочисленной группе.

— М, 2000.

12. Практическая психологическая диагностика. Методики и тесты. Са- мара – М., 2000.

13. Психотерапия / под. ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2000.

14. Смит Э. Д. Стареть можно красиво. — М.: Кромм-Пресс, 1995.

15. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. —М.: МПСИ; Флинта, 1999.


Приложение 1

Методики для исследования памяти

1. Методика «Оперативная память»

Методика предназначена для изучения кратковременной памяти.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с чет- вертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответ- ствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 2 (записывается на листе бума-

ги). Складываем 6 и 2, получается 8 (записывается); 2 и 1, получается 3 (за- писывается); 4 и 2, получается 6 (записывается). Интервал между зачтением рядов – 15 сек.

Ключ: Подсчитайте число правильно найденных сумм (максимальное их число - 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше».

  Содержание методики:   Ключ:
1. 5, 2, 7, 1, 4 1. 7 9 8 5
2. 3, 5, 4, 2, 5 2. 8 9 6 7
3. 7, 1, 4, 3, 2 3. 8 5 7 5
4. 2, 6, 2, 5, 3 4. 8 8 7 8
5. 4, 4, 6, 1, 7 5. 7 9 7 8
6. 4, 2, 3, 1, 5 6. 6 5 4 6
7. 3, 1, 5, 2, 6 7. 4 6 7 8
8. 2, 3, 6, 1, 4 8. 5 9 7 5
9. 5, 2, 6, 3, 2 9. 7 8 9 5
10. 3, 1, 5, 2, 7 10. 1 6 7 9

Образец бланка

  № ряда Сумма
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.    

2. Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памя- ти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым де- монстрируются в течение 20 с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. З     апомнить как можно больше чи- сел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые запомнили».

Оценка производится по количеству правильно воспроизведенных чи- сел. Норма – 7 и выше.

 

Таблица:


Приложение 2

Методики для исследования внимания

1. Методика Мюнстерберга

Методика Мюнстерберга направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации вни- мания, а также высокой помехоустойчивости.

Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербер- гом (Hugo Munsterberg, 1863–1916), представителем практической психоло- гии (психотехники), переехавшим в 1892 г. в США и преподававшим в Гар- вардском университете.

Мюнстерберг изучал вопросы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения произво- дительности труда рабочих и доходов предпринимателей. С целью воспроиз- ведения в лаборатории реальных жизненных ситуаций, к которым должен адаптироваться субъект труда, строил модели (карты) этих ситуаций, изоб- ражавшие в знаково-символической форме поле восприятия и действий. За- нимался также вопросами гипноза и психологии свидетельских показаний.

Мюнстерберг получил за данный тест международный сертификат в 1934 году в Лондоне, его методика до сих пор пользуется огромной популяр- ностью.

Методические рекомендации. Эксперимент заканчивается после про- смотра испытуемым всех строк. Для оценки динамики показателей внимания за определенные интервалы времени можно предлагать испытуемому ставить черту там, где его застала команда «Черта! » (как в корректурной пробе Бур- дона-Анфимова).

Оснащение эксперимента. Бланк (прил. 1. 8, 1. 9), секундомер, протокол,

ключ.


Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых есть сочетания, образующие слова-существительные в именитель- ном падеже единственного числа. Вам необходимо внимательно просмотреть строку за строкой, обнаружить эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой и заканчивая последней буквой. Постарайтесь не подчеркивать лишних букв. Задание выполняйте быстро и точно».

Обработка. По ключевому бланку оценивают количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова), заполняют протокол обработки данных.

На основании полученных данных вычисляют скорость работы (А) ис- пытуемого и точность (Т) выполнения им задания (по формуле Уиппли), уровень концентрации (К) и качество работы (R) как в разделе I. 1. 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...