Заключение. Список литературы. Приложение 1. Методики для исследования памяти. 1. Методика «Оперативная память». Образец бланка
Заключение Старение человека — это чрезвычайно сложный, стоящий перед обще- ством, человеком, наукой комплекс важных проблем. Это проблема лично- сти, нравственности, проблема кадровой динамики, преемственности поко- лений. Большинство отечественных учебников по возрастной психологии или по психологии развития игнорируют период старения и старости: в них даже отсутствуют соответствующие главы. Между тем этот возраст отличает особое предназначение, специфиче- ская роль в системе жизненного цикла человека — именно старость очерчи- вает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времен и поколений. Только с позиции старости можно глубоко понять и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл. В настоящее время ломаются прежние представления о старости, все очевиднее становятся возможности удлинения человеческой жизни, в том числе и за счет внутреннего саморазвития самого человека. В связи с этим старость как период развития имеет будущее, она достойна гуманного к себе отношения, не снисхождения, а уважения и восхищения. Привлекательность данного методического пособия заключается в его доступности (не требует при организации больших материальных затрат), не несет дополнительной медикаментозной нагрузки и хорошо сочетается с другими методами лечения в комплексных реабилитационных программах для пожилых. Список литературы 1. Блейхер В. М. Экспериментально-психологические исследования пси- хических больных. Ташкент. 1981. 2. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2001. 3. Ермолаева М. Практическая психология старости. — М., 2002. 4. Казначеев СВ. Система методов и средств внутренней интеграции пожилых. Формирование мотивации на общественную активность. — Ново- сибирск, 2001.
5. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер, 2000. 6. Краснова О. В. Социальная психология старости. — М., 2002. 7. Психогимнастика в тренинге. 220 упражнений для развития способно- стей / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — М. 1999. 8. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. — М., 2000. 9. Краева М. А., Тарасова Т. О., Чижова Е. АТренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста. /под ред. И. М. Никольской – СПб.: Речь, 2003. – 62 с. 9. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М., 2001. 10. Медведева Г. П. Введение в социальную геронтологию. — М.: МПСИ НПО «МОДЭК», 2000. 11. Петрушин СВ. Психологический тренинг в многочисленной группе. — М, 2000. 12. Практическая психологическая диагностика. Методики и тесты. Са- мара – М., 2000. 13. Психотерапия / под. ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2000. 14. Смит Э. Д. Стареть можно красиво. — М.: Кромм-Пресс, 1995. 15. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. —М.: МПСИ; Флинта, 1999. Приложение 1 Методики для исследования памяти 1. Методика «Оперативная память» Методика предназначена для изучения кратковременной памяти. Инструкция: «Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с чет- вертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответ- ствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 2 (записывается на листе бума- ги). Складываем 6 и 2, получается 8 (записывается); 2 и 1, получается 3 (за- писывается); 4 и 2, получается 6 (записывается). Интервал между зачтением рядов – 15 сек. Ключ: Подсчитайте число правильно найденных сумм (максимальное их число - 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше».
Образец бланка
2. Методика «Память на числа» Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памя- ти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым де- монстрируются в течение 20 с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. З апомнить как можно больше чи- сел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые запомнили». Оценка производится по количеству правильно воспроизведенных чи- сел. Норма – 7 и выше.
Приложение 2 Методики для исследования внимания 1. Методика Мюнстерберга Методика Мюнстерберга направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации вни- мания, а также высокой помехоустойчивости. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербер- гом (Hugo Munsterberg, 1863–1916), представителем практической психоло- гии (психотехники), переехавшим в 1892 г. в США и преподававшим в Гар- вардском университете. Мюнстерберг изучал вопросы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения произво- дительности труда рабочих и доходов предпринимателей. С целью воспроиз- ведения в лаборатории реальных жизненных ситуаций, к которым должен адаптироваться субъект труда, строил модели (карты) этих ситуаций, изоб- ражавшие в знаково-символической форме поле восприятия и действий. За- нимался также вопросами гипноза и психологии свидетельских показаний.
Мюнстерберг получил за данный тест международный сертификат в 1934 году в Лондоне, его методика до сих пор пользуется огромной популяр- ностью. Методические рекомендации. Эксперимент заканчивается после про- смотра испытуемым всех строк. Для оценки динамики показателей внимания за определенные интервалы времени можно предлагать испытуемому ставить черту там, где его застала команда «Черта! » (как в корректурной пробе Бур- дона-Анфимова). Оснащение эксперимента. Бланк (прил. 1. 8, 1. 9), секундомер, протокол, ключ. Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых есть сочетания, образующие слова-существительные в именитель- ном падеже единственного числа. Вам необходимо внимательно просмотреть строку за строкой, обнаружить эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой и заканчивая последней буквой. Постарайтесь не подчеркивать лишних букв. Задание выполняйте быстро и точно». Обработка. По ключевому бланку оценивают количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова), заполняют протокол обработки данных. На основании полученных данных вычисляют скорость работы (А) ис- пытуемого и точность (Т) выполнения им задания (по формуле Уиппли), уровень концентрации (К) и качество работы (R) как в разделе I. 1. 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|